22 Ноября, Пятница, 09:01, Воронеж

Раздельный сбор отходов - социальная акция или прибыльный бизнес?

Опыт раздельного сбора отходов имеют многие европейские страны. Несколько лет назад в Воронеже тоже нашлись активные граждане, которые начали с нуля создавать такой социально-ответственный бизнес. Приносит ли он доход? С какими проблемами можно столкнуться? И с чего начать присоединение к эко-тренду?


В 2015 году Екатерина КОЛЕСНИКОВА поддержала дело, которое можно назвать социально-ответственным бизнесом и никак иначе. Именно с тех пор Екатерина возглавляет компанию по раздельному сбору мусора «Славянское наследие». Изначально компанию организовал другой человек. Но его энтузиазм через пару месяцев поугас.

— Раньше я занималась производством пластика, теперь вот то, что когда-то произвела, пытаюсь правильно утилизировать, — смеется Екатерина. — Бывший владелец «Славянского наследия» передал нам около 40 контейнеров для сбора пластика. На данный момент у нас их более 300, — продолжает девушка.



Контейнеры по раздельному сбору сырья находятся по всему городу. Первые из них, по словам Екатерины, наполнялись почти полтора месяца, а сейчас могут быть заполнены уже на третий-четвёртый день.



— Нам часто звонят жители разных районов города, руководители организаций, управляющих компаний и просят поставить им во дворах контейнеры (за установку и вывоз пластика жители Воронежа не платят, — прим. авт.). Есть и такие, кто предъявляет претензии. Говорят: «Соседям вы контейнер поставили, а нам нет. Мы будем жаловаться в администрацию города!» На что я им отвечаю: «Жалуйтесь посильнее и поактивнее». Пусть в администрации наконец поймут, что людям это надо, что они готовы к раздельному сбору отходов, — рассказывает Екатерина.

Конечно, многие воронежцы ещё игнорируют баки для раздельного сбора мусора, но не нужно ориентироваться на таких людей, которые не стремятся меняться к лучшему. Инфраструктуру может обеспечить государство и бизнес, для этого нужен запрос от самих горожан, а как видно, он есть.

К сожалению, государство пока не сильно проявляет интерес к такому масштабному и важному проекту. Ещё до «Славянского наследия» Екатерина КОЛЕСНИКОВА пыталась помочь городу избавиться от полигонов с мусором и дать возможность отходам не накапливаться горами, а перерабатываться в новые изделия. У девушки был свой проект строительства завода по переработке 94% твёрдых бытовых отходов (ТБО).

— Это уникальная технология, такой завод на данный момент построен один в мире, три года назад в штате Кентукки в США. Он работает без единого нарекания, там ещё не было никаких сбоев, всё отлажено до малейших деталей, — говорит Екатерина.

У девушки уже есть договор на эксклюзивное представительство патентодержателя на территории России. Если построить такой завод, то все полигоны, которые находятся вокруг города в радиусе ста километров, за три года могут полностью исчезнуть. Завод может принести приличное количество новых рабочих мест, а также внедрить инновационные технологии в процесс переработки вторсырья. При этом производство не загрязняет воду, воздух, землю. Одни сплошные плюсы видны на горизонте, но не всем нужны и интересны такие перспективы.

— Я была в Государственной Думе с этим проектом, нашла инвестора из Финляндии, который был готов вложиться в это дело. Мне, мягко говоря, сказали, что им это не интересно. Сказали, что в «Роснано» уже разработали какие-то супер заводы и уже через несколько месяцев начнется их строительство, а дополнительно найти большое количество земли под строительство моего завода они не могут. Это было два года назад, но что-то никто ничего так и не построил похожего на мой проект. А кричали о том, что их заводы будут перерабатывать до 60% отходов. Ну, как можно сравнивать их 60 и мои 94%, — удивляется Екатерина. — Сейчас я активно стараюсь вернуться к этому вопросу, занимаюсь проработкой проекта, пытаюсь найти новых инвесторов, так как это очень дорогостоящее дело. Я уже присмотрела земельный участок под строительство завода, сейчас думаю о его приобретении в собственность. Надеюсь, мы сможем реализовать этот проект и построим завод, — продолжает Екатерина.

Совсем недавно в Семилукском районе Воронежской области построили завод по сортировке твёрдых бытовых отходов (ТБО). Свою работу он начнет весной 2018 года. На строительство завода выделили около 600 млн рублей. Но данное предприятие не планирует осуществлять активную переработку вторсырья. По имеющимся данным, там будут перерабатывать лишь 10-15% от общего количества мусора, а всё остальное будет отправляться на полигоны. Почти со всей Воронежской области мусор будут везти ближе к людям. Да, там будет полигон, будет даже гидроизоляция, но какая? Под мусор планируется подкладывать целлофан. Как известно, он через некоторое время под воздействием разных факторов начинает рваться и трескаться.

Соответственно можно сделать вывод о том, что тоже самое произойдёт и на полигоне. Все вредные вещества от мусора попадут в землю. Мы это будем пить, этим будем дышать, это будем есть.

Бизнес Екатерины КОЛЕСНИКОВОЙ активно развивается, но так и не приносит доходов. Большое количество средств уходит на изготовление контейнеров. Один стоит в районе пяти тысяч рублей. А ещё нужно платить зарплату работникам предприятия, обслуживать машину, которая забирает содержимое контейнеров, арендовать помещения. Амортизацию оборудования опять же требует затрат…

— Только этим летом у нас получилось выйти в небольшой плюс. Это было очень приятно, радовались, что какой-то свет в конце тоннеля мелькнул, но сейчас опять наступил не сезон, и дополнительной прибыли вновь не стало. Также в городе начали активно появляться новые компании, некоторые называют их нашими конкурентами, но мы считаем их помощниками. Ведь количество площадок, где можно установить контейнеры, большое. Совместными усилиями мы уменьшаем количество мусора, скапливающегося на полигонах, — говорит Екатерина.

Не только раздельный сбор мусора можно назвать социально-полезным делом в «Славянском наследии». Помимо этого, предприятие привлекает к общественно-полезному труду заключенных из исправительной колонии №2, которая находится на улице 3-го Интернационала в Воронеже. За не очень большую плату заключённые помогают компании в изготовлении контейнеров. В колонию привозят металл, и там уже занимаются сварочными и покрасочными работами. Также предприятие помогает благотворительному фонду «Крышка-малышка». Средства, вырученные от пластиковых крышек, идут именно туда.

15 ноября 2017 года компания «Славянское наследие» установила первый контейнер для сбора стекла. В течении года планируется поставить на территории города более 50 таких контейнеров.



— Не успели мы установить новый вид контейнеров, так у нас уже и его начали просить поставить во дворах. Это пробный вариант для сбора стекла, на этой неделе у нас планируется первый вывоз контейнера. Он наполнился почти за полтора месяца, это очень даже неплохо для новичка. Стекло мы будем вывозить на расстояние более 500 км. Для этого необходимо собрать порядка 40 тонн и потом уже везти на переработку. На перерабатывающем предприятии из стеклянных бутылок будут делать стеклобой миксованный, то есть разных цветов. У нас в городе, к сожалению, стекло никто не перерабатывает, даже стекольный завод, который производит бутылки. Им нужно, чтобы всё было отделено по цветам, но когда бросают бутылки в бак, они бьются, разделить эти осколки по просто нереально, — продолжает рассказ Екатерина.

Многим интересно, как же отходам дают вторую жизнь и что с ними происходит после того, как они отправились в специальный контейнер?

Пластик вначале собирается в контейнер, после чего приезжает машина, которая доставляет сырье на специализированное предприятие, где без перерывов и выходных вручную работники сортируют пластик по видам и цветам. Этим и занимается «Славянское наследие». Далее все это отвозится на переработку.



На заводе с бутылок снимают этикетки, контрольные кольца от крышек. Делается это автоматически с помощью шредера: большие кольца с зазубринами как бы обдирают бутылку. Далее она поступает в дробилку и превращается в флекс — так называется полученная измельченная пластиковая «стружка». Флекс похож на хлопья разного размера. Это промежуточный этап переработки пластика, однако, даже из него уже можно изготовить некоторые вещи, например, флисовую одежду или пластмассовые тазы.

На следующей стадии флекс подвергается тепловой обработке и приобретает форму длинных проводов. Они охлаждаются и разрезаются на мелкие кусочки, похожие на гранулы. Это уже качественный продукт, из которого можно сделать множество разных изделий. По современным техническим условиям разрешено использовать до 3% вторичного сырья в новых вещах. То есть даже в пищевом пластике может быть использовано вторичное сырье. Если бутылка идёт не под пищевые цели, то его добавляют в гораздо больших объёмах, но на качестве это никак не сказывается.



Не только предприятия помогают развивать и пропагандировать раздельный сбор отходов. В нашем городе есть большое количество экоактивистов, что не может не радовать. Например, сообщество «ЭкоВоронеж» на протяжении уже многих лет занимается проблемами экологии, в том числе вопросами раздельного сбора сырья. Активистка сообщества «ЭкоВоронеж», волонтёр проекта «Меняю мусор на деревья», волонтер «Гринпис» Екатерина ХОМИЧ рассказала о своем опыте сбора отходов и поделилась своими мыслями по поводу готовности воронежцев к переменам в области экологии:

— Я собираю отходы раздельно уже около двух лет. Началось всё с того, что я посмотрела фильмы про мусор, тогда-то и узнала об этой проблеме. В том момент у меня как будто открылись глаза. Сначала я решила сдать картонные коробки, которые у меня давно лежали без дела. Отнесла их в ближайший пункт приема, который часто видела, но раньше никогда не заходила. Там я узнала, что принимают они не только макулатуру, но и другие виды отходов: стекло, пластик, полиэтилен. Я этому обрадовалась, такое озарение на меня нашло что ли. Подумала, зачем выбрасывать, если можно сдать в переработку.

Сейчас вижу, всё большее количество людей обращает внимание на то, что отходы — это не мусор. Мусором они становятся тогда, когда оказываются в ведре, перемешанные, испачканные, разбитые, помятые и никому не нужные отправляются на свалку, там уже лежит именно мусор, который не пригоден к переработке. Необходимо стремиться к сокращению отходов, к ограничению потребления разных вещей, нужно брать только то, что нам необходимо.

Взять для примера то, что мы все продукты складываем в полиэтиленовый пакетик, который такой бесплатный, такой полезный, вот это проявление избыточного потребления. Многие продукты вообще не нуждаются в упаковке. Можно купить лимон и положить его просто в сумку, также можно поступить и с апельсинами, бананами и другими продуктами, которым не нужна дополнительная упаковка, они уже природой упакованы. У нас есть отдельный межрегиональный проект на эту тему, он называется «ЭкоМешочки».

— Нам надо пойти по опыту таких стран, как Германия. Там стопроцентное разделение мусора. Причем во многих странах Европы нельзя пойти и выбросить мусор тогда, когда ты захотел. В течении недели приезжает несколько машин для того, чтобы отдельно забрать разные виды отходов. Дисциплина там строжайшая, штрафы за несоблюдение законов серьёзные. Ввиду того, что европейцы собирают отходы раздельно, у них нет такого количества мусора, как у нас, снижается уровень потребления. Вот попробуйте разок рассортировать своё мусорное ведро, вы увидите, что органики в нём будет буквально маленькая горсть, всё остальное — те отходы, которые можно переработать. Когда у нас государство займётся вплотную этим вопросом, и всех обяжут собирать мусор раздельно, установят серьезные штрафы за нарушение этих правил, тогда система и заработает активнее. А пока это добровольное начало, то это работать особо не будет, — делится мнением Екатерина КОЛЕСНИКОВА.

— В Европе уже в 90-е годы массово начали разделять отходы, сменилось поколение и население привыкло к этому. Я считаю, что у нас этот процесс может протекать даже быстрее, так как время изменилось, опыт других стран уже есть. Недавно мы проводили опрос — 80% горожан готовы к селекционному сбору отходов, хотя бы частичному — бумага, пластик, стекло, жестянки, — комментирует ситуацию член Общественной палаты города Воронеж Анна ВОРОНИНА.

Сознание людей однозначно меняется, большое количество воронежцев готово к раздельному сбору мусора. Люди активно подхватывают идею раздельного сбора отходов, понимают, что нельзя больше собирать мусор вместе, вывозить за черту города и складывать его там, ведь просторы нашей страны хоть и необъятны, но не безграничны. Совсем не хочется жить в кольце из мусорных полигонов и свалок. Несмотря на то, что многие скептики в один голос твердят: ничего не получится у нас в стране, все старания лишь капля в море, мы можем уже сейчас увидеть положительные результаты, которые происходят вокруг. Ведь если мы хотим внести какие-то изменения в мир, мы должны начинать с себя.

Евгения ГРИНБЕРГ

0 комментариев