21 Ноября, Четверг, 21:33, Воронеж

Лжеволонтеры на улицах города: как распознать и можно ли обезвредить?

Остановка «Памятник славы». Девушка в яркой жёлтой робе с прозрачным ящиком в руках, на котором наклеена фотография ребёнка, подходит к пожилой женщине. Они о чем-то беседуют, после чего женщина кладёт в ящик деньги. И всё бы ничего, если бы это не было обыкновенным «разводом» лжеволонтера.


Волонтеры с большой дороги

Люди, собирающие на улицах деньги, были всегда. Однако с появлением благотворительных фондов, маскировка под волонтеров стала привычным явлением. Они ходят по автобусам, между автомобилей в пробках и на светофорах, подходят к вам, когда вы что-то покупаете в киоске.
– Лжеволонтеры паразитируют на естественной потребности человека оказать кому-то поддержку. Если люди узнают, что их обманывают, «попрошайки» со временем исчезнут сами, – считает координатор волонтерского движения «ЖУРавли» факультета журналистики ВГУ Анастасия БЕЛЫХ.

Основной факт, о котором следует знать любому, кто хочет пожертвовать или уже жертвует деньги на лечение больным детям: реально работающие благотворительные организации никогда не стоят с коробками на улицах.
– Мы стоим на позиции, что ни один нормальный фонд так не делает. У фондов с постоянной организованной работой, нет потребности отправлять волонтеров на улицу. Нужно более активно показывать собственную работу и рассказывать горожанам о том, что нашествие ребят с коробками – неправильно. Люди ни в чем не виноваты, они думают, что делают добро, – рассказывает председатель правления благотворительного фонда «ДоброСвет» Елена СТЕПАКИНА.

По словам сотрудников «ДоброСвета», бороться с такими фондами очень тяжело. И даже если получится, то они приобретут форму чего-то иного. 
– Регулярно провожу разъяснительную работу с подростками, искренне верящими в то, что они помогают больным детям. Даю ссылку на дружественный фонду проект «Юный газетчик», созданный Издательским домом «Свободная пресса». Конечно, иногда руки опускаются, кажется, что бороться с мошенниками нереально. Но ведь и наша задача – не борьба с лжеволонтерами, а конкретная помощь детям, – говорит пресс-секретарь и координатор фонда «ДоброСвет» Наталия ДАШКОВА.

Фото с сайта: http://ru.golos.ua/suspilstvo/lyudi_s_korobkami_davat_li_dengi_volonteram_2470


Самый простой способ борьбы со лжеволонтерством — это выявление прозрачности сбора средств. Обычно у легальных фондов, таких как «ДоброСвет», «Детские домики», «Адвита» есть сайт, на котором можно посмотреть всю информацию о фондах, их привязку к региону, а также узнать, чем вы в данный момент можете помочь. Кроме того, существует сайт «И все за одного», на котором размещен справочник надежных благотворительных организаций.

У «Благотворительного фонда Чижова», как и у ряда других фондов по всей России, есть ящики для пожертвований. Но они стоят в торговых центрах, а процесс вскрытия становится целой процедурой. Фонд «Подари жизнь» Чулпан ХАМАТОВОЙ тоже использует в своей работе прозрачные ящики. Однако их ящики стоят в специально отведенных для этого местах, а не «ходят» по всему городу. Об их расположении можно узнать на официальном сайте.

Чтобы законно вскрыть такой ящик, нужно составить «Акт о вскрытии», который должны подписать не менее трех человек. После чего деньги отвозят в банк, чтобы зачислить на счёт фонда.

Борьба добра со злом

Часто реальные волонтеры, встречая таких «побирушек» на улицах, пытаются объяснить им, что они обманывают людей. Но потом приходит понимание, что борьба с ними — это эффективная и заметная работа собственного фонда. И если раньше увеселительные мероприятия казались чем-то странным для серьёзной волонтерской деятельности, то сейчас различные акции — это способ функционирующих фондов заявить о себе. 
Ярмарка в рамках акции «Белый цветок», акция «Добрый букет», фестиваль «ШарлотФест», а также другие акции и благотворительные концерты, обращают внимание горожан на тех, кому нужна их помощь.

Волонтёр или мошенник: вот в чем вопрос

Часто ребята с прозрачными коробками сами не знают, с кем и на кого работают. Их дело — собрать деньги и получить свою долю. 
Александр СУВОРЕНКО (имя и фамилия героя были изменены по его просьбе) — студент второго курса ВГУ. Долгое время парень пытался найти подработку. И, совершенно случайно, вышел на представителей одного из нелегальных фондов. Название фонда Александр так и не узнал, потому что ему это было неважно. 
– На этих «чертей» хочешь — не хочешь, но наткнешься. Я, после того как из первого «фонда» свалил, еще раз семь на них же и натыкался. Хорошо, что вовремя понимал, что это снова они. 
По словам Александра, в объявлении о приеме на работу нет ни слова о благотворительности. Вакансию обычно оформляют как «PR-акции», однако с пиаром эта деятельность не имеет ничего общего. Уже на собеседовании выясняется, что единственная PR-акция, которая ждет рекрута — это обман людей на улицах. 
– Ты приходишь устраиваться промоутером, а тебе показывают «коробейник» и говорят, что неплохо было бы с ним по-побираться. Ну я, как человек сердечный, сразу проникнулся, потому что, помимо коробочки, перед тобой трясут якобы документами и рассказывают душещипательные истории о больных детишках.

Чуть позже, стоя с ящиком на улице, Александр понял, что никаких дети денег не дождутся. Для этого он просто произвел расчет. 
– Если двадцать процентов из этой коробки отходит мне (плюс всякая мелочь, которая изначально не входит в сто процентов, её просто изымают и тратят на «офисные нужды»). Что-то еще должно отойти на зарплаты кадровому персоналу, а еще часть отходит начальнику всей «веселухи», то, что там идет детям, и идет ли что-то вообще — большой вопрос. Потом я еще задумался о том, какое к черту волонтёрство за «кэш». Это же антонимы.

Парень признается, что ходить с ящиком и просить у людей деньги — для него было тяжело морально. Он постоянно чувствовал себя обыкновенной побирушкой и вором. Через день Александр ушел из фирмы.

– Уговаривали остаться. Мол, «У всех сначала так, а потом привыкаешь и начинаешь делать деньги».

В фирме, куда Александр устроился волонтером, особой работы с персоналом не проводили. В начале работы с «волонтером» выходит один из «ветеранов благотворительности» и показывает, как нужно делать.

– Основные мудрости в том, что мозги людям надо промывать, когда те что-то покупают в «Робине Сдобине» и «Русском Аппетите». Тогда «жертва» не сможет сказать, что у нее нет денег и точно что-то пожертвует. А вторая мудрость: в автобусах нужно убеждать водителей, что волонтёрам за проезд платить не надо. Да и вообще, заставлять человека платить — незаконно. Но в первый же раз, когда она попыталась мне это продемонстрировать, водитель её хорошенько «послал».

Анна МИРЗОЕВА
Фото взяты с сайтов: primamedia.ru/news/606907/ (превью)
и ru.golos.ua

0 комментариев