Студенты, наверное, ненавидят слова «зачёт» и «экзамен» (да и преподаватели тоже). Но не в воронежском аграрном университете. Там все знают газету, портал, радио и видеостудию — целый медиахолдинг под названием «Зачёт». Корреспондент «P.S. — 5 сов» познакомился с ним поближе и узнал для вас парочку «зачётных» секретов.
Стою у памятника Биму. Подходят два великана. Один из них говорит: «Здравствуйте», другой – произносит: «Привет». Первый – Павел Корецкий, ему 24 года, и он заканчивает аспирантуру ВГАУ. Второй – Саша Неберекутин, ему 27 лет, и он – совладелец компании по разработке мобильных приложений. Павел — главный редактор, а Саша — основатель «Зачёта».
— На прошлой неделе завершился областной фестиваль школьных и студенческих СМИ «Репортёр-2017». Вы впервые в нем участвовали?
Саша: Мы участвовали уже в пятый или в шестой раз. Я уже сбился со счёта. Первое участие было на второй год существования газеты. И каждый год есть какие-то победы.
Павел: Добавочку сделаю. Мы постоянно занимали места в номинации «Печатная газета». Три раза было первое, три раза второе, и в прошлом году мы получили Гран-при.
Вместе: И в номинации «Интернет СМИ» сайт постоянно занимал первое место.
— Павел, твой материал о Саше занял на «Репортёре» в номинации «Интервью» 2-е место. Как ты думаешь, чем он понравился жюри?
Павел: Мне кажется, он понравился, не буду скромничать, персоной. Саша – довольно выдающаяся личность в нашем университете, также на площадке воронежских СМИ, в том числе, молодёжных. Саша у нас прославился как основатель газеты и портала.
— Саша — основатель, ты, Паш, — главный редактор. А ещё какие-нибудь должности у вас есть в коллективе или работу делает тот, кто свободен?
Павел: Сейчас ближе к чётким обязанностям. Текстовики пишут у нас, потом проверяют выпускающий редактор, литературный редактор. Также у нас есть корректор, который всё проверяет. Поэтому это всё подаётся бриф-редактору, и делаются для этого какие-то картинки, инфографика. И потом уже верстальщики наши совместно делают оформление газеты.
Саша: Это то, к чему мы шли постепенно такими шажками-шажками. То есть появлялся человек, под него уже подбирались задачи, по верстке, например. Потом появлялись люди, которые умеют классно фотографировать, под них появлялась так называемая должность главного фотографа. И так постепенно-постепенно полномочия распределялись, у каждого своя сфера ответственности появлялась.
Павел: В целом нас получается около 25. Вот такие, достаточно большие мы.
— И в такой большой редакции нет ни одного журналиста?
Саша: Я могу ответить как человек, у которого есть опыт в федеральных СМИ. Начал я заниматься этим 10 лет назад. Мне было 17, когда я вошёл в федеральную журналистику. Я написал в редакцию, мне прислали тестовое задание, я его выполнил, меня взяли на работу. Мне пришлось соврать про свой возраст. Я сказал тогда, что мне 24. Мой редактор полтора года не знал, сколько мне лет на самом деле. Оформлен я был неофициально – внештатником. А первый мой проект – это C-NEWS, дочка РБК. Суть в том, что если рассматривать тот же РБК, главный редактор – не журналист по образованию. (Игорь Тросников в 1993 году окончил географический факультет МГУ – прим. автора). Те наставники, которые были у меня, говорили о том, что необязательно учиться на журналиста, чтобы им быть. Это надо уметь.
Павел: Если говорить о навыках, то нужно смотреть на то, что интересует аудиторию. Сейчас, например, очень хорошо «заходят» видюшки. Но самое главное, как мне кажется, для журналиста – это иметь страсть в глазах. Он должен «гореть» от этого.
— А у вас на портале развито видео?
Павел: Раньше мы привлекали текстовиков, фотографов, которые умели обращаться с видео. Сейчас мы хотим создать в рамках медиапортала отдельную группу операторов. В этом году у нас как раз студия «Z.Live» появилась. У нас раньше была редакция газеты «Зачёт» и отдельно был видеопортал «Vsau-live». И после слияния как раз получилось «Z.Live». А ещё двое ведущих у нас занимаются непосредственно радио. Оно вещает по будням и называется «Зачётные парни». Там два парня, которые ведут передачу во время большого перерыва.
— То есть у вас целый медиахолдинг получился?
Павел: Да, у нас сейчас, можно сказать, медиахолдинг.
— С радио и порталом всё понятно. Но как вы распространяете печатную версию «Зачёта»?
Павел: У нас есть точки распространения. Мы раскладываем газеты при входе в вуз, у буфета, на самых посещаемых кафедрах. Также одно из мест мы в последнее время открыли, это знаете, возле клозет рум. Там поток хороший (смеётся).
— А вы продвигаете «Зачёт» в социальных сетях?
Вместе: В ВК, Инстаграме.
Саша: Фейсбук не развит.
Павел: Твиттер тоже нет.
Саша: Это просто специфика вуза, понимаешь? У нас был твиттер-аккаунт, мы пытались его развить. Но поняли, что 95% наших читателей им не пользуются. Если бы мы рассматривали ВГУ, то Твиттер – да. Во ВГАУ с этим очень слабо. Это специфика аудитории, аудитория информационно неграмотна. Она не чувствует необходимости в некоторых социальных сетях. «Пипл хавает» «ВК» и ему этого достаточно. Он не видит плюсов Фейсбука, он не видит плюсов Телеграмма. Он думает, что Инстаграм нужен только для «себяшек» и «фотканья» еды.
— Значит, в «Зачёте» вы острых тем не касаетесь?
Саша: Почему же? Было много таких материалов. Были публикации, которые доходили до прокуратуры области. Например, про общежитие. Был такой момент, когда вышел федеральный закон об отмене комендантского часа. Но у нас он продолжался, и мы написали материал о том, что это незаконно. Изложили всё аргументировано, со ссылками на статьи. И как-то эта публикация попала в прокуратуру области. После чего последовало заявление на имя ректора. Досталось всем. Но мы не стараемся лезть на рожон. Нужно писать материалы, когда ты действительно хочешь что-то изменить. Эта статья изменила ситуацию — комендантский час отменили.
— Зачем же вы пишете в аналитических жанрах, если ваша аудитория информационно неграмотна?
Саша: Есть доля аудитории, которой это нужно. Мне кажется, СМИ не должно подстраиваться конкретно под свою аудиторию. Оно должно задирать планку чуть выше, чтобы воспитывать читателей.
— Как вы думаете, зачем вообще нужно корпоративное СМИ, каким «Зачёт» и является?
Павел: Если рассматривать аудиторию, то корпоративное СМИ нужно, чтобы люди начинали думать хотя бы о чём-нибудь. Не смотреть инфомусор а-ля Диана Шурыгина, а реально думать.
— Саш, ты взрослый человек, зачем тебе «Зачёт»?
Саша: «Зачёт» создавался «по фану». Закрылась газета экономического факультета «Активы и Пассивы», и нам хотелось продолжать дело. Когда мне это нравилось, я этим занимался. И так сложилось, что мне нужно было двигаться дальше. Когда в 2014 году появился Паша, я передал ему бразды правления. Я просто понимал, что у меня глаза уже не горели. Я это делал, потому что надо. Ужасное слово «надо».
Павел: Если рассматривать должность Саши сейчас, то я бы назвал его идеологом.
Саша: Мы с Пашей друзья, и поэтому если ему нужен какой-то совет в рамках «Зачёта», то я всегда помогаю. Когда ты что-то начал, всегда хочется, чтобы это продолжалось. И продолжается – в 2016 году «Зачёту» исполнилось 5 лет.
Алина МОРОЗОВА
Фото автора и из архива героев публикации
0 комментариев