21 Ноября, Четверг, 20:22, Воронеж

Юлия Гилёва: "Я хотела быть журналистом, но оказалась на атомной станции"

1 апреля на фестивале науки “Кстати” Юлия Гилёва, главный редактор газеты “Страна Росатом”, рассказала, как построить фабрику по выпуску контента и остаться в живых.



В поисках себя

Юлия – потомственный атомщик. Её родители работали на атомной станции. Но она не планировала связывать свою жизнь с этим видом деятельности.

– Я хотела быть журналистом, писать о моде, ходить на показы и брать интервью у селебрити. Мне казалось, что это всё будет прикольно, увлекательно, поэтому решила поступать на журфак МГУ. Не поступила, вернулась в свой город. Долго искала, чем заняться, и в какой-то момент, сама не понимаю, как это получилось, оказалась на атомной станции учеником электрослесаря. Проработала там год, – поделилась Юлия.

Поступить удалось с третьего раза.
— Поступила, и была уверена, что теперь про атом я никогда в жизни ничего не буду знать, не буду хотеть знать, – пояснила ГИЛЁВА, – До четвёртого курса так оно и было.



Работа в информационном агентстве

На четвёртом курсе Юлию пригласили работать в одну из московских газет (на сегодняшний день прекратившей своё существование). Там она писала для рубрики «стиль», но спустя какое-то время поняла, что нужно что-то менять. И по счастливой случайности ей выпала такая возможность.

– Мне предложили работу в агентстве “РосБизнесКонсалтинг”. Им нужен был журналист, который мог бы писать об атомной промышленности. Моя коллега с журфака говорит: «слушай, ты там что-то про атом знаешь, а им нужен человек, который хоть что-то понимает в этих нейтронах и атомных станциях». И я пошла.

Именно тогда девушка поняла, что это «любовь с первого взгляда». Эта сфера деятельности объединяла журналистику, экономику и атомы. Одним словом всё, что было по душе Гилёвой. Не пугала и специфика.

– Вы конкурируете за минуты времени с другими информационными агентствами, нет возможности сесть, написать новость, расшифровать диктофон. Нужно быстро всё записывать и передавать – это то, чему пришлось учиться в первую очередь. Сейчас я прочитала книгу Леонида Бершидского «Ремесло», и могу её посоветовать всем журфаковцам, она рассказывает о том, что журналистика – это не теория, не наука какая-то, а ремесло, в котором всё скроено из ремесленных приёмов, и чем больше ты повторяешь одно и то же действие, тем лучше ты этими приёмами будешь владеть.

Первые четыре года в агентстве она бесконечно тренировалась. В журналистике много творчества, но его момент начинается потом, сначала осваиваются базовые навыки, учишься ими жонглировать, а потом уже приходит творчество.



С 2005 по 2011 год, Юлия работала в агентстве “Интерфакс”. А в 2011 году девушке предложили возглавить газету “Страна Росатом”. Газета появилась в 2010 году и объединяла деятельность предприятий по всей стране. На тот момент в атомной отрасли не было единого издания, которое бы объединяло всех сотрудников. Существовала лишь маленькая газета “Атом пресса", на три тысячи экземпляров, для руководящего состава “Росатома”.
– Нужно было, чтобы все сотрудники понимали, что они относятся к компании “Росатом”, а газета стала проводником единой информационной политики, – пояснила главный редактор.

Профессиональная мудрость

Далее Юлия говорила о редакционных моментах, на которые стоит обратить внимание начинающим журналистам.
Редактор рассказала, в каких случаях лучше выбирать интервью как жанр публикации:

– Часто пиарщики думают, что если мы пришли и поговорили с их каким-нибудь специалистом, то мы выпустим это в виде интервью. Но на самом деле они путают, что есть интервью как способ сбора информации, и как отдельный жанр, а это разные вещи. Какой-нибудь технарь, который мало кому известен, но он рассказывает интересную историю, его странно показывать в виде интервью. Интервью – это жанр, который подходит, если спикер известен везде, и нам важно показать его логику, как он размышляет, это топ-менеджер, либо культурный герой, во всех других случаях лучше выбрать другой жанр.
Особое внимание девушка уделила рассказу об объеме публикации.

– Иногда единица контента может сказать о сюжете больше, чем огромное полотно. «Кирпичи», которые в советских заводских многотиражках были распространённой практикой, никто не читает. В современном мире мы должны зацепить внимание человека с трёх до пяти секунд максимум, поэтому времени на раскачку нет.

Юлия рассказала, что за время своей работы она выделила три типа журналистов – «копалки», «звонилки» и «писалки».

– Кто такие журналисты-копалки? Те, кто обожают копаться в отчётах. Иван Голунов — классический пример журналиста «копалки», он интраверт, не очень любит общаться с людьми, но зато он мастерски выполняет операции с базами данных.

Такие журналисты способны достать всё, что угодно из хранилища информации.

– Журналисты «звонилки» чёрта лысого вызвонят, дозвонятся до кого угодно, найдут контакты, и разболтают этого человека так, что он расскажет то, что не хотел рассказывать. У меня основные конфликты литредов были как раз со «звонилками», потому что, как правило, они могут неровно писать. Она быстро набросала текст, и ей нужно бежать дальше звонить, она отправила текст, литред вернула текст с миллиардом правок, и вот это то, что она не любит, не умеет, не может. Но прикрепи к «звонилке» хорошего редактора, и они выдадут намного больше. Редактор займётся оформлением материалов, а журналист будет дальше собирать информацию.

– Ну и «писалка» – это золотое перо, которое должно быть в любом издании, они делают звёздные, блестящие материалы, которыми зачитываются. Эти типы обязательно нужно распознавать, и с ними по-разному работать, если ты главный реактор, в противном случае может начаться неконтролируемая цепная реакция конфликтов в редакции.


Важность изменения направлений профессиональной деятельности

В завершении лекции Гилёва ответила на интересующие аудиторию вопросы. На популярный вопрос, необходимо ли журналисту менять тематику своих публикаций через какое-то время, редактор ответила следующее:

– Я руковожу газетой с 2011 года, и меня иногда спрашивают об этом. Считается, что журналисту за 5-7 лет нужно что-нибудь менять – тему или издание, специфику, либо профиль. Это происходит, потому что ты слишком врастаешь в тему, у тебя появляются какие-то личные отношения с людьми, и ты перестаёшь быть объективным. Либо ты просто в какой-то момент выгораешь, потому что журналистика это такая стрессовая, в общем-то, работа.

Исходя из этого ответа, один из слушателей поинтересовался: “Выгораете ли вы, и откуда берёте энергию и силы?” На что Юлия ответила:

– Я периодически выгораю. Но благодаря наблюдениям, я поняла, что если занимаюсь спортом вечером, то это забирает энергию, утром мне сложнее встать, а если занимаюсь с утра спортом, то тогда у меня более продуктивный день, и я дольше могу работать. Или же если я сижу на берегу моря и смотрю на него, то это меня усыпляет, зато длинная прогулка по улице укладывает в голове какие-то мысли и успокаивает. Это вопрос самонаблюдения.

Александра СВЕРЧКОВА
Фото автора и официальной группы ВКонтакте «ИЦАЭ Воронеж»

0 комментариев