22 Ноября, Пятница, 02:08, Воронеж

Первый раз в межэтнический класс

Неделю назад, 1 октября, на факультете журналистики ВГУ открылся четвертый сезон Школы межэтнической журналистики (ШМЖ). Корреспондент «P.S.-5 сов» поговорила с шестью лучшими ученицами прошлых сезонов об учебе в Школе, межэтнических победах и о том, как бесплатное образование оказалось полезнее платного.


Виктория ЧЕРНИКОВА, лучшая ученица 2017 года


— Меня всегда интересовала межнациональная тематика. До прихода в Школу межэтнической журналистики я училась в магистратуре на факультете журналистики ВГУ и работала в филармонии. Случайно увидела объявление о наборе на сайте ВГУ и подала заявку. Я всегда любила путешествовать, общаться с представителями разных народностей, и ШМЖ – это прекрасная возможность научиться делать это правильно.

Я очень хотела попрактиковаться и надеялась, что смогу это сделать в Школе. Мои ожидания оправдались: я побывала настоящим журналистом. Честно говоря, Школа межэтнической журналистики дала мне больше знаний и практических умений, чем магистратура журфака. Я научилась снимать и монтировать видео, узнала много новой и полезной информации. Я уверена, что когда-нибудь в моей профессии она мне пригодится обязательно.

Благодаря ШМЖ я поставила детский спектакль по сказкам народностей, живущих на территории РФ.



Анастасия КАРТАВЦЕВА, лучшая ученица 2017 года


— На третьем курсе я перевелась из Елецкого государственный университет им. И.А. Бунина на журфак ВГУ. Хотелось проявить себя в журналистике, поэтому, когда я увидела объявление о наборе в Школу, мне сразу захотелось туда попасть. Особенно обрадовало, что лучшие студенты имеют возможность поехать в экспедицию в один из регионов России. Но на почту пришло письмо, что группа уже набрана, и меня не берут. Я не растерялась и пошла к преподавателям, чтобы попасть на занятие хотя бы вольным слушателем. В итоге, не все студенты, которые записались изначально, стали ходить, и меня взяли.

До того, как я попала в Школу, я писала в липецкий «Молодёжный вестник». В основном, это были скучные интервью с хорошими мальчиками и девочками. Поэтому с уверенностью могу сказать, что удалось мне развернуться как журналисту именно в Школе.

«Я буду лучшей», — сказала я, как только увидела объявление о наборе. В Школе я испытала массу положительных эмоций от путешествий и дальнейших побед. Когда сказали, что я еду в Астрахань и в Южную Сибирь, я понимала, что это заслужено. Трудилась я много, причем продолжала писать, когда занятия уже закончились. В общем, меня это не удивило.

Но когда мои сибирские тексты заняли первое место на «СМИротворце» (Всероссийский конкурс на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений — прим. ред.), включился синдром «самозванца». Мне казалось, что на моём месте должен быть кто-то другой. В Москву я ехала, настроившись на третье место. Сижу в зале. Объявляют третье место. Я думаю: «Ух ты! Второе!» Объявляют второе — опять не я. И тут до меня доходит, что у меня первое, и мне сейчас подниматься на сцену толкать речь. Выхожу, а в голове: «Как бы не сказать, что всё это неожиданно». Открываю рот и выдаю: «Как это всё неожиданно!» В общем, эмоции переполнили.

Сейчас я работаю в газете «Моё!» журналистом, межэтническую тематику не оставляю. В последнем номере писала часть текста про конфликт в Нагорном Карабахе. Общалась с воронежскими армянами и азербайджанцами, чтобы узнать их мнение.



Мария РЕПИНА, лучшая ученица 2018 года


— До того, как я пришла в ШМЖ, я училась на журфаке ВГУ на первом курсе магистратуры. Я интересовалась всем и сразу, и у меня было свободное время. Этот проект показался мне интересным, тем более я слышала про него годом ранее, но тогда я не успела подать заявку.

Я решила пойти в Школу потому, что хотела получить новые возможности: с одной стороны — развиваться в своей профессиональной сфере (потому что в ШМЖ я работала с текстами), а с другой — получить дополнительную специальность. У меня не было конкретных ожиданий, потому что я аккуратно отношусь к новым сферам, поэтому, когда я шла на первое занятие, была абсолютно открыта.

Надо сказать, что ШМЖ мою жизнь изменила сильнее жизней других выпускников. Во-первых, до Школы у меня была другая тема магистерской диссертации, я писала о религиозных СМИ. А потом мне показалось, что тема межэтнического конфликта в моноэтнических регионах более перспективна. Об этой теме я думала еще в Школе, окончательно решилась после конференции в МГУ, где выступили много интересных спикеров. После поездки я вернулась с оформленной мыслью, что откажусь от значительной части текста, который уже написала и посвящу магистерскую диссертацию межэтническим конфликтам в СМИ Центрально-Черноземного региона.

Сейчас по этой же теме пишу кандидатскую. В этом году я поступила в аспирантуру и собираюсь стать кандидатом наук именно в области межэтнических конфликтов. Меня даже считают медиаспециалистом в этой сфере и неожиданно стали приглашать выступать на форумах. А я все еще никак не могу осознать, что будучи человеком, который не живет в центре межэтнических конфликтов, я могу эту ситуацию каким-то образом комментировать.



Людмила ПЕТРАКОВА, лучшая ученица 2018 года

— Я всегда мечтала о журналистике, но мне не удалось поступить на журфак на бюджет, поэтому я пошла учиться на социолога. Первый курс я просто ненавидела своё направление: сплошная математика, цифры, статистика. Мне принципиально не хотелось в это вникать. Я с детства мечтала о журналистике, писала в местную газету в Лисках материалы, обивала пороги редакции чтобы опубликоваться, на математике под партой читала Толстого, бесконечно ругалась с учителями точных наук, говорила, что мне это не надо абсолютно. А тут мне в университете предлагают матрицы да теорию вероятности. «Нет уж, решайте сами!», — подумала я и начала ходить в деканат журфака, узнавать, могу ли я перевестись. Но мне говорили, что это совершенно разные специальности — не получится. И даже если бы было возможно, то разницу тематических планов физически я не смогу наверстать.

Во втором семестре первого курса я немного смирилась, стала вникать в социологию и поняла, что хочу учиться на пятёрки, получать стипендию, на неё жить и заниматься творчеством. Параллельно я бегала на журналистские проекты наподобие «Медиашколы», шла в волонтёры на всякие фестивали в качестве корреспондента, пыталась получить опыт самостоятельно. Потом поняла, что без критики и профессионального взгляда у меня ничего не получается. Работы критикуют, но не конструктивно. «Ну, что-то не зашло» – не мотивировало меня улучшить свой материал. Я просто не знала о том, как надо писать, чтобы «зашло». Еще я писала в газету факультета, но там тоже мало возможностей для профессионального роста.

На третьем курсе я перестала работать на зачетку и практически перестала посещать пары на своём факультете. Участвовала в форумах, конференциях. Так как я была помешана на журфаке, то периодически штудировала группу факультета в соцсетях, хотела идти свободным слушателем на лекции, общаться со студентами. И случайно увидела новость о наборе в ШМЖ. Я была счастлива и сразу же подала заявку.

Когда куратор Мария Андреева написала мне на почту, что меня взяли, я была в диком восторге. И с первого дня жадно хватала темы, чтобы была возможность больше писать, слушать конструктивную критику и получать советы. Я очень старалась, но тексты мои, конечно, были ужасны. Куратор подробно разбирала их, давала обратную связь. Мне кажется, она на переписку со мной тратила больше времени, чем она тратила на встречи с нашей группой. Я никогда не встречала такой индивидуальный подход, такое усердие донести до человека определённые правила. Это очень подкупало, и я старалась писать больше, поскольку была очень мотивирована тем, что на том конце с разбором моей писанины мне покажут, как надо.

Это действительно один из самых ярких и насыщенных периодов в моей студенческой жизни. И самое полезное время, без преувеличений. Мне было интересно слушать лекции, видеть интересных гостей. А когда я узнала, что еду в поездку с такими людьми, как Мария Андреева и Мария Репина, я просто не могла поверить в происходящее. Мне казалось, я всех обманула, а на моем месте должны оказаться более подготовленные студенты. За время поездки мой мир просто перевернулся, я была в окружении молодых журналистов, и только успевала задавать бесконечные вопросы Маше, и она знала ответ на все мои вопросы.

После ШМЖ я устроилась работать в веб-студию копирайтером. Конечно, это далеко от того, чем я занималась на занятиях, но мне было гораздо легче писать рекламные тексты с этим опытом. Знания, полученные в ШМЖ универсальны. Мне проще стало общаться, расширился кругозор. Я стала проще выражать свои мысли, перестала излагать их метафорами, штампами, в моих работах уменьшились канцеляризмы. Окончив университет с красным дипломом, я поступила на журфак ВГУ в магистратуру.

Диплом ШМЖ — моя основная гордость. Еще у меня появилось много друзей, потому что группа была очень дружная. Марии Андреевой удаётся собирать вокруг темы межэтнической журналистики умных и творческих людей.



Кристина ЩЕКАЕВА, лучшая ученица 2019 года

— Я учусь на направлении «Военная журналистика» в ВГУ. На первом курсе во втором семестре я решила следить за новостями ВГУ и однажды наткнулась в официальной группе вуза на объявление о наборе в ШМЖ. Подумала, что это хорошая возможность лучше узнать и про этносы, и про Воронеж (я приехала с Ямала), получить полезные знания, навыки. Так и подала заявку.

Шла на занятия за опытом, фактами и знаниями. У меня не было четкого представления, что это за Школа и что меня ждет. Я думаю, что должна быть в таких проектах доля непредсказуемости, а надежду можно оставить на потом, когда человек психологически не готов принять разочарования. Я всегда, когда подаю заявку на какие-то образовательные форумы или хакатоны, эмоционально готовлюсь и к скучным лекторам, и к скудной информации. Готовлю, так сказать, психологическую подушку безопасности, и воздушных замков точно не строю. Для меня было важно, чтобы был постоянный диалог между преподавателем и учеником не только на встречах, но и в онлайне. За это огромное спасибо Марии Александровне.
Школа расширила мой кругозор, я поняла, почему людям важно прежде всего оставаться людьми без предрассудков. Начала более критично и адекватно смотреть на свои тексты. Сейчас продолжаю учиться на журфаке. Думала о том, чтобы продолжать писать тексты на межэтническую тематику, и было много идей, но не смогла, так как у меня наступил творческий кризис.



Алина ДЖАН, лучшая ученица 2019 года

— До учебы в Школе межэтнической журналистики я уже окончила факультет международных отношений ВГУ и училась на экономическом факультете того же вуза на пятом курсе. Следующим моим шагом было поступление в Высшую школу экономики на факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Для этого мне нужен был опыт и знания в журналистике. Я начала искать возможности своей реализации в этой сфере в Воронеже. Хотела пройти стажировку на региональном телеканале, но поняла, что там не очень хотят взаимодействовать со стажерами без бэкграунда и опыта.

Увидела пост о наборе в ШМЖ. Причем дедлайн для подачи заявок был на следующий день. Я практически ночью написала на почту Марии Александровне, и она ответила, чтобы я приходила на собрание. Решила не терять такой шанс. Там были участники прошлого года, они рассказывали о Школе, а я очень люблю, когда люди с воодушевлением и любовью говорят о том, чем занимаются. Мне сразу передался этот настрой, а еще понравился куратор. Произошёл «match», и я решила, что хочу быть частью этого проекта.

У меня не было опыта в журналистике, но мне было любопытно, чему нас будут обучать и в каком формате. На собрании сказали, что будет много спикеров, практики, и мы будем ходить в значимые места города, связанные с этнической составляющей региона. Мария Александровна дала хорошую теоретическую базу, она редактировала все наши материалы, предлагала темы, которые можно осветить. Мне было интересно, я бралась чуть ли не за каждый материал, а также предлагала свои идеи. Сейчас все эти теоретические знания очень помогают мне в работе и учебе. А главная моя цель поступить в магистратуру осуществилась, в частности, благодаря участию в ШМЖ. И теперь я учусь на цифрового продюсера в сфере культуры и музейного дела.

Однако самое главное – это опыт. Я познакомилась ближе с родным городом, попробовала себя в роли журналиста, стала одной из лучших учениц ШМЖ, съездила на итоговую конференцию в МГУ и в этноэкспедицию в Тулу. Мария Александровна – прекрасный куратор, который вкладывает очень много в каждого ученика. Я очень благодарна за все возможности, которые мне предоставила ШМЖ.



Анастасия ЧЕРНИКОВА
Фото из официальной группы ШМЖ во Вконтакте и личных архивов героев материала

0 комментариев