27 апреля в рамках проекта «Объединенный журфак» вышли две новые видеолекции, на этот раз записанные преподавателями Челябинского государственного университета. Они появились в официальном сообществе «Журналист» во ВКонтакте. Лекторы рассказали о некоторых тонкостях ведения и комментирования новостных пабликов в социальных сетях, которые помогают повышать охват и популяризировать сообщества.
Первую лекцию провела Ирина Топчий, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ. Она поведала о том, что представляет собой креативное комментирование в соцсетях и какую функцию оно выполняет. Для наглядности спикер продемонстрировала классификацию комментариев, разделив их на вербальные и невербальные, указав их типы по направленности, по способу кодирования информации, по объему, по способу выражения отношения к информации. Основная фишка таких нетрадиционных комментариев — это вставка разных фотографий, мемов, видео, гиф-анимаций, которые придают высказыванию эмоциональность.
— Креативный способ комментирования позволяет не просто выражать свою позицию и привлекать внимание к новости, но и трансформировать эту новость, вводить дополнительный смысл, корректировать акценты, — пояснила Ирина ТОПЧИЙ.
В качестве примера она рассмотрела интернет-сообщества двух известных российских СМИ — «Медузы» и «Лентач».
— Модель оформления постов у новостных пабликов одна и та же, — подметила Ирина ТОПЧИЙ. — Это иллюстрация, небольшой текст и ссылка на новость, ведущая на сторонний ресурс.
При анализе постов и относящихся к ним комментариев лектор обратила внимание слушателей на то, что креативных комментариев, выражающих наиболее яркие эмоции аудитории, значительно меньше, чем традиционных (состоящих исключительно из текста). Однако первые привлекают больше внимания и требуют от комментаторов более интенсивной отдачи, поэтому они ценнее. Среди сообществ, которые особо активно призывают пользователей к взаимодействию, Ирина Топчий выделила «Образовач», который часто предлагает подписчикам что-то придумать, отгадать и тем самым проявить фантазию и креатив.
Вторым лектором был её коллега, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГу Василий Федоров. Он рассказал о работе смешного и безобразного в новостных пабликах, проведя параллели между средневековым искусством и современными СМИ.
Лектор объяснил преобладание смешного и безобразного в медийных текстах тем, что оба явления обладают эстетическим потенциалом. Они способствуют выражению социально-культурных явлений в СМИ, формируют определённую оценку и настроение аудитории. В русскоязычных интернет-изданиях безобразное становится ведущим фактором при создании текста, связывается со смеховой культурой. Она способна вызвать эмоциональную реакцию на разоблачение нелепостей, стереотипов, жизненных явлений, а потому подходит для информационного пространства.
— Смех — это система производства смысла, — высказался Василий ФЕДОРОВ.
Наглядным примером стали скриншоты из интернет-медиа «Настоящий Лентач» за январь-июнь 2018 года — время, когда одной из самых обсуждаемых тем были выборы президента РФ. Посты, в которых доминируют сатирические мемы, гротескные коллажи или ограниченная в употреблении лексика (жаргон, арго), выражают социальную и политическую позицию, делают новости более близкими к народу.
— Категории безобразного и смешного в дискурсе интернет-медиа становятся основой для производства текстов, задают социокультурную, политическую интерпретацию событий, — подытожил лектор.
«Объединённый журфак» не заканчивает на этом выпуск лекций, а планирует выпускать новые, посвящённые другим многочисленным аспектам журналистики. Этот проект принадлежит издателям «Журналиста», призывающим продолжать учиться и приобщаться к своей профессиональной сфере даже во время всеобщей самоизоляции. Для этого организаторы пригласили читать лекции не только преподавателей факультетов журналистики различных российских университетов, но и уже практикующих журналистов ведущих российских СМИ.
— Наш учебный проект мы решили назвать «Объединенный журфак» по примеру с «Общей газетой», вышедшей в России 22 августа 1991 года. Тогда журналисты нескольких московских газет и журналов, не имея возможности печататься легально после антиконституционного переворота, объединились с целью издания газеты, — говорит «Журналист» о своём проекте.
На данный момент вышло уже 8 видеолекций на разные темы, касающиеся журналистской сферы. Среди лекторов были преподаватели Московского Политеха, ММУ, ДВФУ, СПбГУ, а также журналисты из информационного агентства ТАСС и государственного издания «Российская газета». Все лекции находятся в свободном доступе, их можно посмотреть по ссылке.
Валерия ТРОФИМОВА
Фото автора и с официального сайта «Журналист»
0 комментариев