21 Ноября, Четверг, 16:34, Воронеж

Бизнес на контрольных: кто и как зарабатывает на студенческой лени?

Яндекс выдает 13 млн ответов по запросу «Купить контрольную для вуза». В топе – сайты компаний, которые оказывают небесплатную помощь студентам в написании рефератов, контрольных, курсовых и дипломов. А на специализированных сайтах свои услуги предлагают частники. Причем цена одной работы может достигать десятков тысяч рублей.

Придется раскошелиться

Каждый семестр студенты сдают контрольные и рефераты, чтобы получить допуски к экзаменам. На факультете журналистики это может быть контрольная работа по классификации шрифтов или лидам (первый абзац журналистской публикации, где сконцентрирована самая важная информация – прим. авт.), на технических факультетах – чертежи, рефераты, расчетные контрольные. Но если студент не привык «заморачиваться»? Тогда ему на помощь готовы прийти десятки тысяч компаний, которые сделают работу за него. В одну из них я обратился с просьбой сделать мне лиды.

Менеджер фирмы запросила одну из самых высоких цен, что я слышал. Кстати, сделать эту работу готовы далеко не все организации: несколько компаний мне сразу отказали.
– Возьмем 1,5 тыс. рублей за работу.
– Что так дорого? – негодовал я.
– А вам за сколько надо?

А мне, если честно, и не надо, но для убедительности соврал, что рублей за 500 еще бы подумал. После этого «помощница» перестала выходить на связь.

А как обстоят дела с курсовыми? Ведь уже апрель – эта тема для студентов становится актуальнее с каждым днем.

– Подскажите, пожалуйста, сколько стоит курсовая работа по теме «Военная лексика в СМИ»?

– Стоимость составит 2 тыс. 552 рубля. Вас устроит?

– Не устроит, – подумал я про себя. – В стране кризис, я безработный первокурсник, да и не слишком ли дорого для услуги непонятного качества?

И тогда я заявил, что конкуренты предлагают цену ниже – лучше уж обратиться к ним. Но менеджер тоже была не промах и, вероятно, хорошо разбиралась в технологиях ведения переговоров.

– На какую стоимость вы рассчитываете? Дают ли вам гарантию другие компании? Заключают ли с вами договор? – собеседница профессионально засыпала меня вопросами, на которые, честно сказать, я не знал ответа.

– Ваши конкуренты сделают контрольную намного дешевле, воспользуюсь лучше их услугами, – старался побыстрее завершить разговор.

Читайте договор

Почти все федеральные организации, которые оказывают подобные услуги, чуть ли не тычут в лицо потенциальному клиенту неким договором. Одна из компаний, которая была готова сделать мне лиды, даже прислала на электронную почту «договор-оферту возмездного оказания услуг», чтобы я удостоверился в ее честности. Но имеет ли такой документ юридическую силу? Я направил его адвокату Дмитрию КАЗАЦКЕРУ, чтобы разобраться с деталями, которые, на первый взгляд, могут быть не видны.

– Если этот договор подпишут директор компании и студент-заказчик, то он будет иметь юридическую силу, – ответил Казацкер.

С одной стороны, договор – гарантия того, что деньги не канут в лету. С другой – существует множество тонкостей. А если возникнет спорная ситуация? Например, подрядчик прислал мне готовую работу, после чего я отправил ее преподавателю, а он, в свою очередь, проверив курсовую или контрольную, говорит о недостатках и требует переделать ее.
– Преподователь – не святой и может быть субъективен: если возникла спорная ситуация, для иска к данной фирме нужно собрать доказательства, которые подтвердят, что услуга была оказана некачественно, – ответил адвокат. – К примеру, доказательством могут послужить отсутствие актуальных ссылок в источнике, неправильное решение задач, излишняя примитивность текста, жесткий плагиат и т.п. То есть, если работа проверку преподавателем не прошла, студент вправе выяснить напрямую, с чем связана низкая оценка. И эти доводы сразу положить в досудебную претензию к фирме-исполнителю услуг. Выиграть процесс реально, главное собрать доказательную базу по конкретному случаю.

Но кто из студентов готов к такому повороту событий? Собирать доказательства, выяснять отношения с подрядчиком, составлять с адвокатом иск… Это долго и хлопотно, а студент ленив настолько, что даже элементарную работу сам сделать не может. Куда уж тут судиться…

Технарь VS гуманитарий: чья работа дороже?

Вполне логично, что студенты ищут «службу спасения» в альма-матер. Ведь никто не сделает работу лучше, чем старшекурсники с твоего факультета. Они уже знают подход к каждому преподавателю, его требования – все детали, которые помогут сдать работу с первого раза на «отлично».

Например, архитекторы берут за чертежи от 500 до 10 тысяч рублей в зависимости от сложности, проектные чертежи металлоконструкций обойдутся в 3 тысячи, на журфаке работа по классификации шрифтов стоит 600 рублей, лиды – 500 рублей, контрольная по типу аргументов в газетах – 800 рублей. Видно, что гуманитарии в этом бизнесе явно проигрывают.

При чем зарабатывают на контрольных не только старшекурсники, но и преподаватели. Например, на стенах Воронежского технического университета (ВГТУ) висят напечатанные объявления. По трем из них я позвонил и мне ответили взрослые мужские голоса. Двое даже не скрывали, что много лет работают в институте – используют это как аргумент, что легко справятся с чертежами любой сложности. Кстати, и на сайтах объявлений большинство преподавателей не шифруются.


Репутация студентов легко может «расклеиться»

Так если многие студенты предпочитают не делать работу, а купить и сдать ее, то есть ли смысл вообще задавать подобного рода задания?

– Проблема сложная, и я считаю, что ее можно решить только через цифровизацию образования, – комментирует директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина АБАНКИНА. – Необходимо, чтобы все работы, которые были сделаны студентами ранее, накапливались в архиве университета, а новые – проходили сравнение с архивными работами. То есть нужен аналог антиплагиата. И тогда действительно заимствование работ существенно снизится. Более того, открытый архив можно использовать в учебных планах. Я считаю, что сегодня реально создавать такие базы данных, которые помогут устранить проблему повтора работ.

По словам Ирины Абанкиной, развитые информационные технологии можно было бы применить не только для сравнения текстов, но для других типов работ – чертежей и практических заданий.
Но может, вузы не видят в этом потребности, потому что их сотрудники не догадываются, что им сдают покупные работы? Старший преподаватель кафедры журналистики и литературы журфака ВГУ Татьяна ХОМЧУК-ЧЕРНАЯ рассказывает, как однажды вычислила покупные контрольные работы по лидам по запаху.

– Года два подряд некоторые работы, когда их извлекала из файлов, издавали один и тот же специфический запах ароматизированного клея, – вспоминает преподаватель. – И выполнены они были идеально, без ошибок. Сомнений не было – работы заказные, и делает их, судя по «почерку», один и тот же человек. Когда студенты сдали экзамен, и им нечего было терять, я спросила, сколько же стоят контрольные? Оказалось, по классификации шрифтов – 600 рублей, а лиды – 500. Меня даже оскорбило, что моя контрольная стоит дешевле (смеется).

Задумываются ли о таких нюансах студенты и их «помощники»? Вопрос риторический.

Татьяна Николаевна добавляет, что в последнее время число заказных «творений» значительно выросло, но вычислить их несложно:

– Купленная контрольная выполнена безукоризненно: все аккуратно приклеено, подписано, подчеркнуто. В ней нет языковых ошибок. А тот, кто делает сам, невольно оставляет массу следов: и капли от клея, и смазанные следы от фломастера, и ошибки. И для меня это доказательство самостоятельности. Сразу видно – шел «творческий процесс».

С переходом на дистанционное обучение подобных работ может стать еще больше. Преподаватель кафедры социологии и политологии истфака ВГУ Анастасия КВАСОВА рассказывает, что 10% эссе, которые она проверила в «электронном» университете, были скачаны из интернета.

– Система позволяет выявлять плагиат, да и любой преподаватель, читая текст, сразу же поймет, с чем имеет дело, – говорит Анастасия Квасова. – Выставив за такой подход «неуды» и написав студентам замечания, на следующий день начала получать переделанные эссе. Конечно, студенты попробуют «схитрить», но у преподавателя есть все инструменты, чтобы этого избежать. И поработав со студентами очно, преподаватель представляет их возможности, а у старшекурсников, желающих оказать такую «помощь» младшим курсам, всегда узнаваемый «почерк».

Но когда это останавливало студентов, которые не хотят учиться? И тем более тех, кто на них зарабатывает: ведь деньги – не лиды, о которых мы писали выше. Они не пахнут.

Даниил КОНСТАНТИНОВ
Фото автора

0 комментариев