22 Ноября, Пятница, 11:36, Воронеж

ВГУ позвал воронежцев в "Субботний университет"

Немногие знают, но бесплатное образование в Воронеже вполне реально, даже если тебе за 70, и в студенты ты не годишься. Для этого существует программа ВГУ «Субботний университет». Ее главная особенность в том, что лекции бесплатны и действительно полезны, а их слушатели – не обычные студенты, а люди всех поколений, которые хотят получать знания. А еще туда приводят роботов и дают возможность самому собрать микросхему. Корреспондент «P.S. — 5 сов» встретился с организатором проекта, доцентом химического факультета ВГУ Анной ЗОРИНОЙ и поговорил о самых необычных «студентах», самых запоминающихся лекторах, и о том, откуда у некоммерческого проекта берутся силы на существование.


— Как эта идея пришла вам в голову? Насколько сложно было воплотить ее в жизнь?

— Все началось с камерных лекций по химии. Но на химфаке ограниченное количество преподавателей, аспирантов и студентов, которые могли бы прочесть действительно увлекательный материал для людей, не интересующихся химией. Поэтому возникла идея расширить программу на весь естественно-научный цикл. Мы привлекли знакомых преподавателей с факультета ПММ, с медико-биологического, физического и фармацевтического факультетов. В общем-то, это было стартовой площадкой для нас. Затем мы поняли, что глупо разделять технические и гуманитарные специальности, и стали приглашать в качестве лекторов преподавателей со всех направлений. Теперь это большой проект, который функционирует ежегодно 2 сезона – осенний и весенний.
В плане воплощения в жизнь все было очень легко. Мы поговорили с Еленой Евгеньевной ЧУПАНДИНОЙ (проректор по учебной работе – прим.ред.), и она с радостью поддержала идею. Нам предоставили свободную аудиторию, свободный вход для наших слушателей и провели сюда интернет, чтобы мы могли вести онлайн-трансляцию.

— Как давно существует ваш проект?

В большом формате с интернет-вещанием мы работаем примерно два года. Где-то порядка трех лет мы делали эту работу без онлайн-трансляций. А наши самые первые лекции, исключительно химические, стартовали 4 года назад. Начинали мы с занятий раз в месяц, но люди часто путались, когда им приходить. Поэтому мы решили упростить задачу нашим слушателям – сделали лекции каждую субботу. И теперь работаем в таком режиме.

— Кто представляет вашу основную аудиторию?

— Активно приходят старшеклассники, студенты университетов, причем с разных факультетов и курсов. Аспиранты – частые посетители, если им интересно послушать какие-то конкретные лекции для того, чтобы написать собственные научные работы. Люди часто знакомятся на наших занятиях и создают какие-то совместные интересные проекты. Также к нам целыми взводами приводят курсантов. Особенно им импонируют лекции по физике и робототехнике.

— А как люди о вас узнают?

— В основном через репосты в социальных сетях. Плюс к тому, мы печатали афиши, которые раздавали на различных университетских собраниях и выездных мероприятиях. Мы приносили афиши и в школы, чтобы привлечь подрастающее поколение. Но, как правило, дальше кабинета директора они не распространялись. Для нас такая ситуация удивительна.

— Бывали ли у вас какие-то проблемы? И сохранились ли они сейчас?

— Как раз одна из главных наших проблем – распространение информации. Практически вся реклама в социальных сетях платная. Мало таких групп, которые соглашаются безвозмездно рассказать о нас. Другая наша проблема в том, что техническая составляющая оставляет желать лучшего. Так как мы некоммерческий проект, то найти ресурсы для приобретения оборудования нам пока тяжело. Все оборудование – в основном, наше личное. Например, ноутбук, с которым работают ребята – мой рабочий. Микрофоны для лекторов — тоже собственность ребят из команды. Остальные вещи предоставляет факультет. Плюс ко всему, вся эта техника недостаточно мощная и современная.

— Сколько человек сделали этот проект? У вас большая команда?

— Все сделали представители химического факультета. Я являюсь организатором-координатором. Через какое-то время привлекла себе в помощники аспиранта химфака Алексея КРУЖИЛИНА, который отвечает за техническое обеспечение «Университета». Затем к нам пришел магистр нашего факультета Николай БОЙКОВ. В этом году к нам также присоединился представитель химфака Михаил РУБЦОВ, который стал нашим фотографом. В общем, мы вчетвером — те люди, которые занимаются развитием проекта.



— Помните самые интересные лекции за время существования «Субботнего университета»?

— Однажды у нас лекцию читал замечательный преподаватель с медико-биологического факультета Александр НУМЕРОВ. Рассказывал он о кукушках. Казалось бы, все знают этих птиц, что в них может быть интересного? Но он рассказывал о них так, что все слушали, затаив дыхание. Для меня, например, подобные темы всегда были далеки, но после этой лекции стала обращать внимание не только на кукушек, но и на птиц вообще. Также в качестве лектора к нам приходила преподаватель факультета журналистики Юлия МАЖАРИНА. В итоге слушатели поняли, что журналистика – краеугольный камень, и все с ней так или иначе сталкиваются. И многие ребята загорелись тем, что необходимо больше читать, слушать. Очень интересны лекции, где проводятся мастер-классы. Например, химики и фармацевты демонстрируют опыты. А на лекциях представителей физфака дети собственноручно собирали микросхемы. Представители ПММ удивили больше всех — на лекцию по робототехнике они привели собственных роботов.

— Кого из гостей вы бы хотели пригласить в качестве лекторов?

— Осенний сезон у нас почти закончен. А вот весной мы бы хотели позвать одного представителя астрономии из Москвы, который кого угодно способен увлечь к звездам. Сейчас мы думаем о том, как выйти с ним на переговоры. Еще в гости хотим пригласить представителей экономического факультета. Они обещали рассказать нашим слушателям о такой актуальной проблеме, как кибербезопасность, и о быстро развивающейся криптовалюте. Также у нас в планах организация лекции представителей юрфака об их практике юридической помощи при факультете. Есть договоренность с факультетами ПММ и ФКН – о 3D-принтерах, нейросетях и многом другом.



— Ваша аудитория на каждой лекции совершенно разная. Запомнить всех невозможно. Но есть ли такие слушатели, кто все же остался в памяти?
— К нам приходил один пенсионер лет 70-ти. Регулярно посещал лишь химические лекции. Появился он у нас с видеокамерой, про которую знал только, как включить её и как выключить. Но он исправно записывал все лекции на нее и обещал дома разбирать их с внуками. С тех пор мы поняли, что необходимо ориентироваться не только на школьников и студентов, но и на более взрослые поколения. Также удивил один курсант, который на технической лекции тайком под столом читал художественную литературу.
— Нет ли мыслей распространить идею «Субботнего университета» на другие города?

— У нас есть знакомый микробиолог из Екатеринбурга, который готов проводить для нас онлайн-трансляции. Но все же «живые» лекции для слушателей более увлекательны. Представители из Орла и Ростова-на-Дону уже готовы приехать к нам в ВГУ и прочитать свой материал. Но, к сожалению, пока мы не располагаем такими финансовыми средствами, чтобы привезти их сюда. Коллеги из других городов видят, что нам очень тяжело распространять о себе информацию без финансовой поддержки, и пока боятся вводить подобную инициативу в своих вузах.

— Какие нововведения вы хотите осуществить в будущем?

— Сейчас мы бы хотели более современное техническое оборудование. Если у нас улучшится качество вещания, то мы сможем привлечь еще больше зрителей. Хотелось бы иметь свое место расположения, а не вузовскую аудиторию. К нам поступило предложение переехать в Дом Молодежи, если получится – мы будем только рады. Также в планах расширить темы лекций: отойти от науки в более практическое направление. Главная наша цель – популяризировать свой проект.

Кристина БЕЛКИНА
фото из группы ВКонтакте

0 комментариев