Американский журналист Винсент Даффи уже четыре дня в России, и, по его личному признанию, за это время ему ещё ни разу не предложили водки. Вчера он выступал в Воронежской Гильдии аналитических журналистов, а сегодня, 1 марта, судьба забросила его на журфак ВГУ. Успел побеседовать и с нынешними коллегами, и с будущими – рассказал студентам журфака о своей работе и об американской журналистике в целом.
Директор Новостей Мичиганского радио (штат Мичиган на Среднем Западе США), глава совета Ассоциации радио-, теле- и цифровых новостей Винсент Даффи всегда носит с собой набор радиожурналиста. Не стала исключением и сегодняшняя встреча. Винсент ставит на стол небольшую сумочку и достаёт из неё свой «инструмент»: микрофон и диктофон.
– Если вы достаточно умны, вы всегда носите с собой ещё и дополнительный аккумулятор, – Даффи достаёт два аккумулятора. Он изъясняется с помощью переводчика, но знает русское «пжалуста», которое вставляет с демонстративной «голливудской» улыбкой после каждого своего ответа на вопросы. А вопросов, действительно, много. Больше всего студентов факультета журналистики интересует трудоустройство в американских СМИ. Конкретно – на радио, так как Даффи сам себя называет радиожурналистом:
– У нас на радиостанции много стажёров. Обычно мы их нанимаем на семестр. Как и любая трудовая организация, даём объявления о вакантных местах. Но если студент нам понравился, мы оставляем его у себя до конца учёбы. Лично мне нравится брать стажёров 1-2-х курсов.
Рассказывает о дикторах и демонстрирует свои голосовые возможности, снижая тембр и заметнее артикулируя. А потом всё на том же английском и с той же улыбкой спрашивает у своей переводчицы, почему она не изобразила его голос.
К середине презентации благодарит студентов, что ещё не заснули и продолжает свой рассказ. Отдельно останавливается на личности нового президента:
– Дональд Трамп не любит прессу и называет журналистов врагами народа. Так что спасибо вам, что пригласили к себе врага американского народа!
Но есть ещё в американской журналистике отдушина – так называемая «первая поправка к Конституции США»:
– Она гарантирует пять свобод: вероисповедания, собрания, жалобы на правительство, слова и прессы. Так что в Америке пока нет ни одного СМИ, которое контролируется государством. Президент Трамп критикует американскую прессу, но на деле – пока не в силах повлиять на журналистов.
На экране в этот момент – презентация, конкретно – изображение Джорджа Вашингтона и американского Конгресса.
Имя первого президента США воронежские студенты назвали. Это был один из немногих вопросов Даффи об Америке, на которые будущие журналисты смогли ответить. Как оказалось, на журфаке не так уж много знают об американской мечте. Впрочем, как и о российской в США. Собираясь в Россию, журналист, видимо, наслушался рассказов о русских морозах и зиме, а потому пришёл на журфак в вязаном пиджаке и фирменной рубашке, под распахнутым отутюженным воротничком сквозил краешек белой футболки. Но быстро понял, что в России «отлично топят», и под конец встречи в помещении было по-мартовски свежо – луч первого дня весны лизал через открытое окно стены конференц-зала, а вязаный пиджачок соскользнул с американской спины на спинку кресла.
Кажется, Россия и Америка – это стихи и проза, однако только на первый взгляд. Ведь американская журналистика, как и российская, имеет сегодня одни и те же проблемы: снижение числа печатных изданий, уменьшение числа самих журналистов, притеснения со стороны Всемирной сети и – качнувшееся доверие аудитории. А ещё большинство американцев, как и русские, узнают новости из телевизора. А журналисты продолжают бороться за правду. Иллюстрацией к этому стал рассказ Винсента Даффи о возвращении американцам чистой воды:
– Город Флинт в штате Мичиган был практически банкротом. Из-за этого власти города отказались от закупки питьевой воды и решили выкачивать свою. Потом обрабатывать и использовать для питья. Но чтобы сэкономить, решили не использовать антикоррозийные присадки. В итоге – трубы, по которым шла вода, подверглись коррозии. И такая жёлтая вода полилась из кранов домов. Редакция нашего радио решила вывести властей города «на чистую воду». Мы создали команду из пяти репортёров, расследовали обстоятельства этого дела и подготовили цикл материалов. В итоге – губернатор города признал свою ошибку. Власти стали поставлять жителям чистую питьевую воду в бутылках. После этого случая прошла тысяча дней, и по-прежнему вода в городе остаётся загрязнённой. Так что до конца решения проблемы – ещё далеко.
О своей же профессии Даффи отзывается как любой любящий свою работу журналист:
– У нас ненормированный график. У нас низкая зарплата. К нам высокое недоверие читателей. Но работа наша – вне сомнений важная и нужная. Это мы – бойцы невидимого фронта.
Себя Винсент лаконично зовёт «контрольфрик» (дословно с английского – «человек, который всё контролирует»). Именно такой он в своей работе. И ему бесконечно нравится обладать полным контролем над работой. Радио же он называет «камерным процессом»:
– За рулём ли автомобиля, в наушниках ли вы – мы с вами находимся наедине вдвоём. Это только я и вы.
На один из главных вопросов: «Каким должен быть настоящий журналист?», наш американский коллега говорит:
– Он должен обладать тремя качествами:
- умением писать;
- любознательностью;
- знанием того, как работает твоё правительство.
В пятницу, 3 марта, директор Мичиганского радио NPR Винсент Даффи выступит в Москве – будет рассказывать о фейковых новостях.
Павел ПОНОМАРЁВ
Фото Алёны МЫШКОВЕЦ
0 комментариев