11 мая в Воронежском Доме Архитектора прошел лекторий, посвященный уличной культуре граффити. Что такое граффити? Является ли оно вандализмом? На эти и многие другие вопросы ответили приглашенные спикеры.
В качестве спикеров на лектории присутствовали:
– Александр — граффити-бомбер, организатор выставки «Ключ от города», соорганизатор фестиваля уличных субкультур «Уличная классика»;
– Глен МЕТЛОК — художник-оформитель, педагог модуля «Граффити» в детской школе «Академия Art&design»;
– Алина РЫНДИНА— архитектор, искусствовед.
Что такое граффити, и как оно появилось?
— Граффити пошло из Америки, был такой чувак TAKY 183, он работал почтальоном и просто начал писать свой нейм везде. Эта тема раскрутилась. Кроме того, все это выпало на 80е, хип-хоп, что было связано между собой,– рассказывает Александр.
Граффити – это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
— В Америке свобода для всех слоев населения появилась в 60-80х годах, это дало людям возможность для самовыражения. Необычное и новое было сразу подхвачено и обрело такую популярность среди населения, – объяснила Алина Рыдина.
Почему у современных детей и подростков такой интерес к граффити?
-Я думаю, что дети не имеют такого багажа проблем, как взрослые. У них нет ипотеки, кредита, работы, они свободнее. Кроме того, у них ярче развита фантазия, желание самовыражаться, – делится своим мнением Глен Метлок.
Многие из нас хоть раз в детстве рисовали дома на обоях. Альбомный лист никому не интересен. Всем хочется выйти за пределы холста. Кроме того, когда ребенок рисует граффити, у него появляется зритель.
— Почеркушки в альбоме видит только мама, а рисунки на стенах сотни и тысячи прохожих людей. Это будоражит. Появляется желание показать себя, – рассказывает Алина Рыдина.
Что такое вандализм, и можно ли отнести к нему граффити?
— Вандализм – это порча чужого имущества, до того момента, когда вернуть к первоначальному облику это имущество уже нельзя. Я бы разделила вандализм на разные виды. Одно дело, когда ты написал где-то свой тег, тебе позвонили и попросили его смыть. Другое, когда разрисовывают объекты культурного наследия. Второе является вандализмом, потому что мы нарушаем структурный слой объекта, то, что мы хотим сохранить в первоначальном виде. Во всех остальных случаях, как по мне, если рисунок можно устранить, то это не такой уж и вандализм, – рассуждает Алина Рыдина.
Чтобы лучше разобраться в том, что такое вандализм и граффити, спикеры посоветовали аудитории посмотреть фильм «Девиантное поведение».
Есть ли ответственность за граффити?
Александр рассказал, что, когда он был подростком, у него были проблемы из-за граффити, и его родителей вызывали в школы. Но в более старшем возрасте таких ситуаций не происходило. Лишь однажды с Александром случилась история. Вместе со своими друзьями он «тегал», и один известный воронежский диджей увидел это и позвал находившихся недалеко полицейских. Те, посмотрев на рисующих, сказали не обращать на них внимание и ушли.
— Нас с другом пару раз забирали. Мы рисовали, к нам подходил какой-то мужчина, начинал ругаться. Соответственно, мы начинали ругаться с ним в ответ. Он снимал это на камеру и показывал полиции. То есть нас забирали не за то, что мы рисуем, а за то, что мы угрожали этому мужику. Потом мы платили залог по 1000 за каждого и свободно отправлялись домой, – рассказывает Глен Метлок.
Как граффити воспринимается людьми и государством?
— Граффити должно находиться там, где оно уместно. Я думаю, художники прекрасно понимают, где будет смотреться их тег. Они не будут ставить их на новых зданиях и объектах культуры. Но и о факте частной собственности они забывать не должны, – рассказывает Алина Рыдина.
Что касается государства, то существует технология баффов — граффити закрашивают квадратом краски, на ней или рядом рисуется новое граффити, и его снова закрашивают. Получается много квадратов ярких цветов на сером здании. Александр считает, что это портит вид объекта намного больше, чем если бы на нем находилось красивое граффити.
— Граффити не может нравиться всем. Например, я иду по улице и вижу на баннерах рекламу со средством от геморроя, прокладками или другими средствами гигиены, мне это не нравится. Но меня ведь не спрашивают, хочу ли я это видеть? Общество относится к человеку как к потребителю. Та же история с граффити, – объясняет Глен Метлок.
Юлия ШВАКОВА
0 комментариев