О хамском поведении водителей на автобусных рейсах 5а в Воронеже. Есть ли такая проблема что предпринимается для её решения?
Когда вбиваешь в поисковике «автолайн воронеж», первым делом к словосочетанию подставляется слово «жалоба». Автолайн является компанией-перевозчиком, под начальством которой работают маршруты 5а, 90 и многие другие, которыми воронежцы пользуются ежедневно, чтобы добраться из Коминтерновского района в центр города и не только. Неужели к общественному транспорту у горожан столько претензий? Разобрать и проанализировать эту проблему я решила на рейсовом автобусе «5а», которым сама часто пользуюсь.
Маршрут общественного транспорта проходит через Коминтерновский район и центр города. Для жителей этот путь известен и необходим. Однако вопрос о том, насколько он комфортен для пассажиров, остаётся открытым. Я решила разобраться в ситуации и проанализировать проблему хамства водителей общественного транспорта в Воронеже. На выбор именно этого маршрута меня подтолкнуло моё собственное впечатление об этих поездках. Неоднократно замечала курение и, особенно, громкие разговоры за рулём. Почти всегда нецензурные.
«Почему маршрутчики чувствуют себя хозяевами положения?» — вопрос на который я попытаюсь ответить.
«Не поехала, а полетела»
— Лихачат — это постоянная ситуация. Возмущайся, не возмущайся — им всё равно. А в компанию не звоню, потому что времени нет, когда с утра летишь на работу, — рассказывает Татьяна. А во время, когда автобус забит и держаться не за что, приходится за людей хвататься.
— Из последнего: попался совершенно неадекватный водитель. Сначала мы минут двадцать ждали, когда же наконец поедем, потому что водитель решил побеседовать со своими коллегами, а когда наконец поехали, начиная с «Памятника», он стал пролетать все остановки подряд. Доехал так чуть ли не до «Политеха». А когда остановился, подгонял всех входящих. Бедные бабушки не могли так быстро взобраться в автобус со своими колясками. И я уже не говорю о том, что он без конца говорил по телефону и игнорировал просьбы открыть заднюю дверь, — жалуется Александр, которому вообще редко получается доехать на автобусе куда-либо без приключений.
Александр даже записал номер злополучного автобуса и позвонил в «Автолайн», где получил извинения и обещание провести «воспитательную беседу» с водителем.
— Они всегда так отвечают. Кто знает проводят ли эти беседы вообще. Но, надеюсь, это хоть немного поможет.
Сам Александр плохо запомнил самого водителя и поэтому не может сказать, встречал ли он его ещё когда-нибудь на этом маршруте или нет.
Анастасия же, почти каждый день добирающаяся на 5а на учёбу, говорит обратное:
— Бывает что водители злые, но я стараюсь не замечать этого. У меня нет настроения с ними ругаться. Их все равно не исправишь, только настроение испортят. Один раз даже попался очень приятный водитель. Автобус резко затормозил так что все повалились в салоне. Но он в громкоговоритель объяснил, что произошла аварийная ситуация на дороге и извинился.
Роман, добирающийся этим же маршрутом на учёбу, рассказал мне, что в личные конфликты с водителями не вступал. Но однажды даже согласился с одним мужчиной, который не промолчал, а возмутился тем, что водители вырывают карты из рук пассажиров. Но вместо поддержки салона и возгласов возмущения получил просьбу «не кричать». Роман же признается, что хоть мужчина и не выбирал выражения, но все-таки был прав. Пассажиры сами виноваты в том, что не пресекают хамство водителей.
Наталья рассказала мне свою историю о том, как вовсе покалечилась из-за халатности водителя автобуса.
— Прошедшим летом я не поехала на 5а — я полетела. Полетела через весь салон, когда автобус на огромной скорости резко остановился. Я себе тогда повредила бедро и потянула лодыжку. И когда в таком состоянии доковыляла до него, увидела, что у него в кабине вообще стоит какой-то посторонний человек, с которым тот весело общается. Когда я стала возмущаться из-за присутствия постороннего человека на рабочем месте, курения и его отвратительного вождения, что я аж из сидения вылетела, он мне ответил: «Это вообще мой автобус. Делаю в нём что хочу. Я вас развожу, и скажите за это спасибо».
Наталья оборвала все телефоны «Автолайна», угрожала судом, потому что уже не в первый раз сталкивается с травмоопасной ситуацией во время поездки на автобусе и терпение её иссякло. «Автолайн» же попросил у девушки предъявить справки о получении травм, но она отказалась: она требовала извинений. И спустя почти месяц все-таки их добилась. Лично водитель позвонил ей и извинился за произошедшее. Больше, по словам Натальи, она его не встречала, но меньше таких, как он, не стало.
Несмотря на все недовольства, которые мне удалось услышать, оставались те, кто говорили, что их всё устраивает. Больше всего жалуются на плохое вождение, но почти никто не звонит с жалобами в транспортную компанию. От занятости людей большая часть хамства, нарушений дорожных правил или правил нахождения за рулем, по всей видимости, остаются незамеченными для работодателей.
В Автолайне на вопрос о жалобах пассажиров не очень приветливо отвечают:
— Да, звонят. Постоянно что-то не нравится. То остановку проехал, то долго стоял, кому-то быстро, кому-то медленно. Кому-то жарко, кому-то холодно.
В офисе компании клянутся, что выговоры делают и лишают премий за нарушения. А за выхватывание карт у пассажиров ругают особенно строго.
Увольняют водителей крайне редко. И в основном за поступки, уже выходящие за пределы юрисдикции транспортной компании: дел подсудных или административных.
Как я предполагала, ответы компании оказались скупы на подробности. Тогда я захотела узнать, что обо всей этой ситуации думают сами водители.
Гонка за зарплатой
Мне повезло повстречать водителя рейса 5а, Алексея, которого я решила допросить на конечной остановке. Алексей пошёл мне навстречу и не просто стал отвечать на мои вопросы, но и просить задавать их побольше.
Алексей, не долго думая, выдал мне главную причину агрессии водителей:
— Вся эта агрессия и грубость от условий работы. Я и сам раньше маршрутчиков не любил, потому что ездят отвратительно. А с волками жить — сам волком станешь.
Оказывается, водителям каждый день приходится чуть ли не соревноваться ради того, чтобы заполучить побольше пассажиров. Фиксированный план на день составляет 20 000 рублей. Всё, что водитель заработает сверх этой суммы, и есть его зарплата.
— Долго стоим на остановках, потому что людей собираем. Маршрутное дело такое тяжёлое, понимаете. Зачем мне ехать медленно и долго стоять на остановках, где нет людей? А то, что люди ждут, я понимаю. Но у меня двое детей, это моя вторая работа. А заплату нам не платят. Нам приходится выстраивать свой собственный график, иначе план от компании выполнить просто невозможно. А если не выполним — то придется платить из своего кармана.
На некоторых контрольных точках маршрута, водителей поджидают диспетчеры, которые проверяют наличие водителя в нужное время на нужной остановке.
— Так просто не поездишь. Тут всё строго, — уверяет меня Алексей.
Телефонные разговоры на рабочем месте также объясняются тем, что водители одного рейса созваниваются друг с другом, чтобы дать сигнал об отправке. Так как они должны идти в правильном промежутке с конкурирующим рейсом «90». Иначе рискуют проехать пустыми и ничего не заработать.
На мой вопрос о выговорах и лишениях премий Алексей, ответил, что никаких премий у них на самом деле нет. При этом осёкся.
— Могу я вообще об этом рассказывать? А то ещё уволят…
Тут Алексей на моих глазах выхватил карту из рук пассажирки, у которой не проходила вторая оплата. На мой вопрос о том насколько это этично, Алексей ответил:
— Карты иногда берём из рук, потому что пассажиры оплатить не могут, а мне ехать надо. И был бы кондуктор — легче бы не стало. Потому что мне проще 10-15 зайцев провезти, чем отдать кондуктору его 1 500 рублей за день.
Вот так, разрываясь между картой на которой отслеживается «90-ый», и временем, к которому нужно быть на точке с диспетчером, работают водители. Пытаясь отработать план и при этой заработать самим.
Алёна ЛАТЫШЕВА,
фото автора
0 комментариев