13 декабря на журфаке ВГУ в рамках образовательного проекта «Медиакомпас» доктор филологических наук, профессор Высшей школы телевидения МГУ Алла ШЕСТЕРИНА и доцент кафедры журналистики и литературы ВГУ, руководитель воронежского ЦУР Андрей ЧЕРВАКОВ рассказали студентам об особенностях современных информационных условий. О том, как можно использовать фейк в благих целях и причём тут искусственный интеллект, узнал корреспондент «P.S. – 5 сов».
Искусственное искусство
По словам Аллы Шестериной, главная опасность фейков – это его попадание в наш «информационный пузырь». То есть в алгоритм ленты новостей на основе наших интересов.
— Чтобы найти опровержение фейку, нужно будет выбраться из этого «информационного пузыря» и пройтись по другим алгоритмам (например, прочитать другие СМИ), но сделать это не так-то просто. Аудитория сама по себе ленивая, если можно не напрягаться, то она не будет напрягаться. Поэтому фейки распространяются намного быстрее, чем опровержения. И это является очень большой проблемой, – предостерегает Алла ШЕСТЕРИНА.
Одна из современных форм фейка, активно развивающегося в данный момент, – это дипфейк (Deepfake). Создание такого обмана основывается на синтезе изображения при помощи искусственного интеллекта (ИИ). ИИ также может участвовать в создании фейковой новости.
— ИИ определяется как специфический подражатель функции человека. ИИ очень долго учится, но когда он научился чему-то подражать, он может штамповать в невероятном количестве целые художественные произведения и уже становится всё сложнее определять творение ИИ. Он даже может участвовать в дебатах, отстаивая любую точку зрения, – рассказала Алла ШЕСТЕРИНА.
Нет худа без добра
Однако ИИ может не только создавать подделки, но и определять подлинность произведений искусства. Например, картина Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила», которая выставлена в Национальной галерее в Лондоне, скорее всего, является подделкой. Такой вывод сделал ИИ, проанализировав 148 картин художника. С 91% вероятностью сцену писал не этот мастер. Некоторые критики десятилетиями сомневались в авторстве Рубенса, но можно ли использовать результат работы ИИ, полностью ему доверяя? Вопрос остаётся открытым.
Говоря о дипфейке как о положительном инструменте в журналистике, спикер привела в пример мексиканского журналиста Хавьер Карденаса.
— Он всю жизнь боролся с наркомафией и как-то обратился в правительство Мексики с просьбой не игнорировать эту проблему, но вскоре после этого его убили. Никто не обратил внимание на это обращение. Но через 2 года года создали дипфейк с обращением Карденаса, где в его уста вложили то самое обращение. После использования на тот момент этой новейшей технологии, в 2017 году, на людей это произвело сильное впечатление и правительство всерьёз начало борьбу с наркомафией в стране, – поделилась Алла ШЕСТЕРИНА.
Известно и о применение технологий дипфейка в Голливуде. Например, в съёмке того же «Форсаж 7» из-за смерти актёра Пола Уокера. В планах Голливуда находится и съёмка нового фильма о «Чёрной пантере», актёр которого скончался после выхода первой части.
Над пропастью во лжи
Эксперт выделила несколько приемов подачи фейковой информации, которые охотно воспринимаются аудиторией как достоверные:
-Использование выборочной лжи (деталей, которые могут сильно повлиять на восприятие информации аудиторией);
-Искажённая действительность (часто это фраза вырванная из контекста);
-Компетентность или достоверность участника события(иногда свидетели с места события – самые недостоверные информаторы из-за эмоциональной вовлечённости и прочих факторов).
— Чтобы противодействовать фейкам необходимо прежде всего их выявить. Центр управления регионами (ЦУР) и органы власти, такие как ФСБ, проводят мониторинг медиаполя и выявляют лживую и вредную информацию, распространяемую не в СМИ, не в каких-то популярных пабликах, а в маргинальных группах и мессенджерах, – рассказал Андрей ЧЕРВЯКОВ.
Спикер привёл пример, связанный с распространением именно такой информации, которая позже была подхвачена вражеским СМИ «Вёрстка». В пабликах было опубликовано сообщение об эвакуации Острогоржского района Воронежской области. Позже выяснилось, что речь шла о заявлении Центра гражданской обороны с просьбой провести профилактическую работу с населением, если вдруг будет эвакуации.
— Данный фейк был продуцирован на основании такого приёма как «ложные выводы». То есть информация – достоверна, а выводы – ложны, — объяснил Андрей Черваков.
Эксперт также назвал базовые принципы проверки информации на достоверность:
— Поиск первоисточника;
— Внимание к контексту передаваемой информации;
— Проверка факты из открытых источников информации;
— Обращение внимание на детали (затемнение, изменение ракурса и т.д, как правило – работа для эксперта);
— Официальные запросы;
— Изучение комментариев (информация от пользователей).
Стоит сказать, что понятие фейка издавна знакомо человечеству. Оно лишь приобретает более современные формы, но суть остаётся неизменной. Благодаря современным технологиям, фейк стал инструментом, который мы можем пользовать как во благо, так и во вред.
Евгений СУБАЧЕВ
0 комментариев