21 Ноября, Четверг, 17:42, Воронеж

Екатерина ДЫГАЛО: "Мне интересно писать о народах и ломать стереотипы"

Недавно студентка четверного курса факультета журналистики Воронежского госуниверситета и выпускница Школы межэтнической журналистики — 2021 Екатерина Дыгало вернулась из Удмуртии. Там девушка участвовала в медиаобразовательном блог-туре «В гостях у носителей языка» и общалась с местными жителями. Мы решили побеседовать с ней и узнать, с чего начался ее путь в межэтнической журналистике, что дали ей путешествия по России и как прививать молодежи интерес к межнациональным отношениям.


Пункт отправления в межэтническую журналистику


— Катя, насколько мне известно, на старших курсах межэтническая журналистика есть в курсе по выбору. Почему ты тогда пошла учиться именно в Школу межэтнической журналистики?

— В Школу межэтнической журналистики я пошла учиться, когда была на третьем курсе. Тогда ни про какой предмет по выбору не слышала. Увидела в ВК, что объявлен набор, и решила попробовать. Первый месяц учебы я не особо заинтересовалась школой, скорее я была наблюдателем. На одном из занятий нас с Викой Кучиной отправили на выступление национального ансамбля. В итоге оно отменилось, и я писала о том, что нужно делать для сохранения народной культуры. Я общалась с огромным числом людей, а они говорили вещи вообще не по теме, много, да еще и бюрократическим языком. Помучалась я, конечно, с этим материалом. В голове постоянно крутилось: «Господи, зачем мне это вообще нужно?». Но потом мы начали предлагать свои темы. Например, я написала о жестоком отношении к иностранцам. А к концу обучения в Школе межэтнической журналистики поняла, что это все-таки мое. Мне нужно было пройти тот этап непринятия, чтобы набраться опыта и ощутить всю прелесть пройденного пути.

— О чем еще ты писала во время обучения?

— Среди своих текстов я бы хотела выделить материал про «жестоких» русских. Жители России думают, что они самые гостеприимные люди. Но мне было интересно, что о нас думаю иностранцы, которые видят нас со стороны. Так вот для меня большой неожиданностью было то, что они считают русский народ – жестоким. Еще мы с девочками делали лонгриды про сны и приметы. Составляли тест, в котором собрали малоизвестные слова Воронежской области, связанные с культурой.

— Удивилась ли ты, что именно тебя выбрали в поездку в Москву после окончания Школы межэтнической журналистики? Или это было ожидаемо?

— Если честно, я вообще не ожидала. Даже была уверена, что это буду не я. В том году многие из девчонок шли наравне. У каждой за спиной было по 10 и более текстов. Мария Александровна Андреева, наш руководитель, не знала, как выбрать лучших. Поэтому попросила людей из других регионов почитать наши работы и выбрать. Ими оказались Полина Суханова и я. А вообще, мне кажется, что все пять девочек были достойны поездки в Москву. Но, увы, мест было очень мало.



По другу в каждом уголке России


— Ты рассказывала, что писала научную работу и выиграла с ней в конкурсе. Приз – поездка на Алтай. Что это была за работа, и чем вы занимались на Алтае?

— Да, это был мой первый научный конкурс. Мы с Марией Александровной за четыре дня написали исследование о Сибири. И я оказалась в числе победителей. На самом Алтае мы учились в летней школе-экспедиции «Алтай – место силы». В перерывах между теорией нас водили в какие-то интересные места. Мы там попали на национальный праздник. На него съехались представители всех народов, которые живут в Алтайском крае. Они организовали выставку вещей, связанных с их культурой, готовили национальные блюда. Помимо этого, в школе проводили интересный конкурс. Каждый из вытягивал бумажку с названием какого-то народа. У кого совпадали, объединялись в одну команду. Эти команды должны были раскрыть народ, который им выпал, как можно лучше и шире. На выполнение задания давались сутки. Мы заняли второе место и автоматически прошли в зимнюю школу. Поэтому в феврале 2023 года я снова поеду на Алтай и, наконец-то, встречусь с друзьями по школе.



— Я так понимаю, ты подружилась с ребятами из разных регионов. Вы сейчас общаетесь?

— Конечно. Переписываемся, отвечаем на истории друг друга, скидываем новые проекты. Вообще все эти конкурсы — очень классная возможность познакомиться с новыми людьми. В экспедициях и школах ты можешь найти себе друзей и поехать к ним в гости. Я, например, собираюсь в Калининград. Там живет моя хорошая подружка. Она мне постоянно пишет: «Я тебя жду. Приезжай, приезжай скорее». Кстати, заявку на конкурс в Удмуртию я подала именно из-за девчонок, с которыми познакомилась на Алтае. Одна из них в прошлом году уже ездила в блог-тур, только в Мордовию. Она всю поездку говорила, что надо обязательно повторить, только вместе. Вот я и подала – очень хотела с ними встретиться. А в итоге оказалось, что одна подружка не отправила, потому что у нее работа. Вторая – не успела.



— Не пожалела ли ты в итоге, что поехала в Удмуртию без подружек?

— Нет, не пожалела. Там была очень классная программа. Мы объездили пять городов и изучили культуру разных народов. Представляешь, мы жили в Кармас-Пельге, там Елена Белослудцева на месте своего дома сделала этно-парк. С ним связано много всяких легенд. А еще она рассказывала, что в их населенном пункте жила знаменитая удмуртская мастерица-ковровщица Зоя Мазитова. Показывала, как раньше выглядел семейный домик. Кстати, у них есть одна странная, но интересная традиция. Каждому человеку играют три свадьбы. Первую – когда ребенок только рождается, чтобы он был счастливый. Вторая – после 18 лет, когда по-настоящему женятся. Третья – играется зимой минимум через год после смерти человека. О намерении играть третью свадьбу вслух говорить нельзя. Иначе умерший забирает тебя к себе за то, что не исполнил обещание.
Вообще, у нас даже был обряд второй свадьбы. На ней, в конце всего сабантуя, мужчине-мужу бросают деревянную ложку, которую он должен растоптать. Если она сломается с первого раза, жизнь будет счастливой. А еще таким образом мужчина лишает девушку невинности. Я этого еще не знала и решила, что буду невестой. Примеряла платье, перед зеркалом красовалась, все дела… И вот все близится к концу. Парню кидают железную ложку. И он ломает ее с первого раза. Все, конечно, посмеялись над этим. Потом всю поездку подкалывали меня.



— Одним из условий для подачи заявки на конкурс в Удмуртию было ведение языкового блога. Расскажи немного о нем. В чем заключается твоя задумка?

— У меня есть телеграмм-канал «Россiйстка украинка». Создала его я специально для конкурса, но потом прониклась этой идей. Задумка заключается в том, что я пишу на двух языках о путешествиях по разным уголкам России.

— В каких уголках страны ты еще была?

— В Москве и Костроме — от Школы межэтнической журналистики. В Дагестане, Чечне, Осетии, Удмуртии, Ингушетии. Там были форумы, направленные на волонтерство. Хотя в принципе везде мы общались с местными жителями и в своем роде изучали их культуру. У меня даже текст про это вышел.



«Мне от этого обидно и больно»


— Скажи, чем, на твой взгляд, межэтническая журналистика может привлекать молодежь?

— У меня такая точка зрения: если ты журналист, то нужно попробовать себя во всех сферах, чтобы найти свою. Возможно, межэтническая журналистика – это не мое. Я не отрицаю. Но на данном этапе жизни я хочу связать свою жизнь именно с ней. Я люблю путешествовать, потому что благодаря этому параллельно исследую страну и развиваю внутренний туризм. А еще мне интересно писать о народах и ломать стереотипы. Все, что было раньше, давно в прошлом. Произошли кардинальные изменения в менталитете многих народов, а люди до сих пор верят в глупости, с опаской и предвзятым отношением смотрят на другие национальности. Мне от этого обидно и больно.



— Стоит ли прививать интерес к межнациональным отношениям у молодежи?

— Конечно, стоит. Ведь молодежь – это наше будущее. Ее нужно направлять в нужное русло. У нас в России 193 народа. И всех их нужно знать, потому что у каждого своя «изюминка». Все они прекрасны по-своему.

— Что нужно делать, чтобы именно у молодого поколения развивать интерес к межнациональным отношениям?

— Во-первых, нужно писать на молодежном языке. Должно быть понятно, что мы хотим донести до нового поколения. Во-вторых, делать что-то мультимедийное. Люди у нас сейчас более продвинутые и привередливые. Если нет красивой картинки или видео, то скорее всего материал пролистают, даже не взглянув на него. Ну и наконец, молодежные форумы и конкурсы должна организовывать сама молодежь. В Ингушетии, например, ребята все делают самостоятельно: выигрывают гранты и создают проект. Именно они инициаторы событий. А не какие-то взрослые тети и дяди, которые пытаются вроде как заинтересовать молодежь, но составляют скучнейшие программы. Конечно, никому такое не понравится. А вообще, у нас даже нет молодежного СМИ, которое будет глубоко изучать народы и их культуру. И это огромная проблема.



— Ну и последний вопрос. На открытии этого сезона Школы межэтнической журналистики ты говорила, что хочешь связать свою жизнь с межнациональными отношениями. Как ты планируешь развиваться дальше?

— Ох, никто не знает, что будет завтра, через пять лет, десять. Но мне очень хотелось бы путешествовать по России, развивать внутренний туризм. Писать о народах, общаться с носителями языка. Возможно, есть смысл самой создать СМИ, которое будет освещать межнациональные проблемы. А так, пока я плыву по течению и стараюсь достигать новых высот, изучать народы, их культуру и традиции.



Екатерина ЗУЕВА
Фото представлены героем публикации

0 комментариев