21 ноября, в День телевидения, в прямом эфире прошла лекция “Телевидение будущего: экраном станет любая поверхность”. Профессор кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации журфака ВГУ Алла Шестерина рассказала о признаках и последствиях медиаболезни.
Медиатизация реальности — это теория, утверждающая, что медиа влияют на общественные и политические процессы и общество, где данные процессы протекают. Алла ШЕСТЕРИНА обяснила, как этот медиавирус начинает проникать во все сферы нашей жизни.
— Сейчас мы наблюдаем этот процесс очень активно. Мы учимся через экран, путешествуем, совершаем онлайн-покупки. Возможно, человечеству осталось недолго пользоваться привычным экраном, если говорить конкретно про телевидение. Глава Netflix Рид Хастингс как-то сказал: “Этот бизнес чем-то подобен лошади — лошадь была хороша в качестве средства передвижения до тех пор, пока не появился автомобиль”. То же самое сейчас происходит с телевидением, — поясняет спикер.
По словам Аллы Михайловны, примерный год вымирания телевидения — 2030.
— В России пока нет такого массового отказа от телевидения. Наверное, из-за того, что у нас действуют каналы эфирного цифрового телевидения. Тем не менее, эти тенденции уже присутствуют в нашей стране.
По данным новостного агрегатора MediaMetrics, охват телезрителей сократился на 7%, а среднесуточное время просмотра не превышает 3-4 часов в сутки. Аудитория от 12 до 54 лет пользуется преимущественно интернетом, а люди от 55 до 65 лет отдают предпочтение телевизору. Интернет заменил телевидение, основная аудитория находится там. Причем информацию чаще упаковывают в формат видео. Выяснилось, что во Вконтакте пользователи в основном просматривают видео, нежели читают посты и смотрят фотографии. Такая же тенденция появилась в Instagram: пользователи стали чаще выкладывать видео, а фотографии постепенно уходят на второй план. А с появлением TikTok видеоформат стал еще более распространенным.
Хотя современные исследования и прогнозируют исчезновение телевидения, телевидение полностью не исчезнет — по крайней мере, на государственном уровне. Возможно, телевидение перейдет в другой формат — мы уже наблюдаем симбиоз телеэкрана и смартфона. В Китае и Японии в 2025-2030 годах запланирован запуск голографического телевидения. Оно будет представлять из себя некий канал, который будет вещать 24 часа.
В будущем появится такое явление, как интернет вещей или internet of things (IOT). Такая технология будет напоминать умный дом. Например, если человек пойдет в магазин, холодильник сможет сказать ему: “Не забудь купить молоко”. Созданием подобных технологий сейчас уже занимаются несколько ведущих цифровых компаний.
— Многие компании базируются на том, чтобы сделать телевидение удобным с точки зрения пользования. Например, сейчас производят большое количество устройств, которые позволяют совмещать домашние дела с просмотром. Пример тому умные часы и электронные браслеты. Допустим, человек может заниматься приготовлением пищи и одновременно смотреть какой-то видеосюжет прямо у себя на руке, — рассказывает Алла Шестерина.
Екатерина КОНОВАЛЬЦЕВА
фото из личного архива Аллы ШЕСТЕРИНОЙ
0 комментариев