Где взять стартовый капитал? С чего начать свое дело? Нужен ли предпринимателю диплом вуза? Как привлечь клиентов? На эти и другие вопросы школьникам и студентам ответил выпускник журфака ВГУ, предприниматель Александр РЯБЧЕНКО на мастер-классе в рамках проекта «Я делаю бизнес».
15 ноября в Воронеже стартовал профориентационный тур «Я делаю бизнес», целью которого является формирование основ для создания малого бизнеса в раннем возрасте. В рамках проекта молодежь знакомится с почти ровесниками — предпринимателями и пробует себя в различных ролях. Семинар на тему «Я у мамы бизнесмен: открытие своего первого бизнеса и руководство для юных предпринимателей» проводил Александр РЯБЧЕНКО, владелец компании «Мебель RAO». Посетить его мог любой желающий.
— В 14 лет я впервые пошел работать — раздавал листовки, — рассказывает о своем трудовом пути Александр. — Меня это не смущало, в отличие от моих сверстников. Я хотел сам зарабатывать деньги. Просить их у родителей, чтобы сводить девушку в кино, было неудобно, ведь я мужчина. Меня так воспитали.
Бочки для дачников из мусора
— Далее я отучился на журфаке ВГУ по специальности «Реклама». Пошел туда по стопам отца. У меня есть принцип: нельзя учиться просто так, надо учиться для чего-то. Вот я и делал фирменный стиль родительской компании: мы создали дизайн-проект, бренд, разработали сайт и визитки. Последние два курса работал менеджером по продажам, развивал направление оперативной печати. Было сложно выходить на рынок, забирать клиентов у конкурентов.
После окончания факультета журналистики прожил год в Германии, хотел поступить там на специальность «Экономика предприятия», но, увы, не вышло. У них совершенно другой менталитет, и я понял, как люблю свою страну. Вернулся и пошел учиться на экономический факультет. Но именно в Германии появились зачатки моей новой бизнес-идеи. Там очень развита переработка мусора, и у меня сейчас есть мечта открыть завод по его переработке.
На склад, где работали родители, сдавали поддоны и пленку. Вывоз мусора стоил фирме пять тысяч рублей в месяц. Я договорился, что буду забирать этот ненужный мусор себе. В мышлении предпринимателя важна такая жилка: увидеть то, что никто раньше не видел, ведь есть много вещей, которые люди не замечают или не хотят замечать. То же самое и с деревянными поддонами. Кто бы придумал сделать диван из них? Или бочки? Начальный капитал я получил именно от продажи таких бочек дачникам. Это было всего тридцать тысяч рублей. Но нужно понимать, что главное — не сколько ты вложишь денег, а как ты их вложишь.
Стратегия честного заманивания клиентов
— Название «Мебель RAO» — аббревиатура моего имени. Это мой «ребенок», которого я всячески развиваю, берегу, поэтому частичку себя вложил и в название. На сегодня достижением предприятия я считаю сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Воронежской области. Дальше — больше. Моя стратегия на сегодняшний день — честное заманивание клиентов. Например, сразу указываю на то, что продаю диваны без подушек, купить их можно дополнительно. Кто-то может в рекламе выставлять диваны с подушками, не предупреждая о том, что в цену входит только диван.
Сейчас наша кривая спроса растет вверх. Думаю, это оттого, что у нас «вкусная» цена, в отличие от конкурентов. Мне нужно, чтобы клиент пришел именно ко мне, на личную встречу — живое общение с ним очень важно для продажи. Продвигаем мы свой продукт на сайтах объявлений, в социальных сетях, а также нам помогает сарафанное радио. Кроме того, я понимаю, что пятьдесят рублей, потраченные на рекламу, принесут мне больший доход, нежели если я лично буду ездить и рекламировать дачникам свои диваны.
Половина успеха — это...
— Самообразование, саморазвитие и чтение книг. Допустим, для своего дела я изучил немало бизнес-литературы. Примером для себя считаю Максима БАТЫРЕВА, мечтаю с ним встретиться и подарить стол собственного производства. По моему мнению, его книга «45 татуировок менеджера» должна быть на столе у каждого предпринимателя. В ней подробно объясняется, каких принципов должен придерживаться предприниматель. Также важно общаться и с другими владельцами фирм и предприятий, узнавать от них что-то новое. В какой-то степени они — мои наставники, я понимаю, что мне до них далеко. Обмен опытом — это очень интересно и очень важно.
А нужен ли диплом?
— Я не изучал целевую аудиторию и не делал никаких бизнес-планов, торговых предложений, как учили меня в университете. Придерживался мнения: «Кидай котенка в море, выплывет — так выплывет, ну а нет — так нет». И все равно считаю, что управлять компанией может человек, получивший традиционное образование, например, закончивший экономический факультет. Да, можно без него, но не факт, что получится, ведь образование в университете — базис, инструмент, который поможет тебе в работе.
Чего стоит избегать?
— Что касается предупреждений для молодого поколения, желающего начать свое дело, посоветую следующее. Во-первых, нельзя быть на равных со своими сотрудниками. Да, вы можете разговаривать на «ты». Но работа должна выполняться безукоризненно, ведь ты платишь за нее деньги. Еще важная вещь: как бы ты не воспитывал свой персонал, ты для него — главный пример. Если ты приезжаешь в 11 утра на работу, то и они будут приезжать тогда же. Если ты загораешься идеей, то загорятся и они. Другими словами, это обмен энергией. Воспитай себя, и с тебя будут брать пример. Стая всегда копирует вожака.
Мастер-класс «Создай авторский предмет интерьера»
В рамках тура был проведен интерактив по производству мебели на примере создания авторских подсвечников. Желающие смогли попробовать себя в роли мастера, изготовить своими руками предмет интерьера, отшлифовать его и сделать обжиг. В процессе были продемонстрированы мебельные щиты, стойки, виды станков, принцип их работы.
— Основная задача тура — показать, как создается малый бизнес и кто его создает. Предприниматели любых возрастов делают что-то особенное, цель проекта показать участникам то, что и в молодом, и в пенсионном возрасте, и с ограниченными возможностями можно делать свое дело на высоком уровне. Интересно «пройти по цепочке», послушать об истории жизни, становления личности, о том, как зарождалась идея и сам бизнес, — комментирует Юлия АЛФЕРОВА, общественный деятель, идеолог проекта «Я делаю бизнес». — Старшеклассник или студент сможет выбрать тематику и посещать такие туры постоянно, посмотреть, к примеру, как делаются те же салоны красоты, взглянуть на производство изнутри.
— Меня всегда восхищают люди, в которых есть предпринимательская жилка и которые по-настоящему любят свое дело. Вот Александр Рябченко — именно такой человек, — делится впечатлениями студентка ВГУ Алёна ЦУКАНОВА. — Александр рассказал о своих первых попытках заниматься бизнесом, и это было очень интересно. Ему действительно нравится то, чем он занимается. Как говорят, лучшая работа — это хобби, за которое ты получаешь деньги. Конечно, я тоже думала о том, что я такого умею и чем я бы могла зарабатывать. Иногда я делаю открытки в стиле скрапбукинга, но пока я дарю их только родным или знакомым. Для того, чтобы начать их продавать, надо набраться опыта. Может, когда-то я и реализую эту задумку.
Участники проекта изъявили желание в следующий раз узнать о производстве кофе, кулинарии, посетить конфетную фабрику. Подобные профориентационные туры уже проводятся в Московской, Ленинградской, Саратовской и Ульяновской областях, а также в Республике Калмыкия.
Анастасия ПАВЛОВА
Фото и видео автора
0 комментариев