6 октября в Доме прав человека прошёл открытый показ документального фильма «Грассрутс». Он рассказал об экологических проблемах Воронежской области, Карелии, Краснодарского края, а также о борьбе экоактивистов за чистоту природы и с равнодушием чиновников.
Само словосочетание «grass roots» переводится с английского, как «корни травы». Это международный термин, обозначающий низовую гражданскую активность.
Фильм начинается с напоминания содержания 42 статьи Конституции: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Но тут же одна из героинь комментирует:
— Не нужно думать, что прокуратура или министерство природных ресурсов решат вашу проблему. Конечно, не решат. И системы сейчас выстроены таким образом, что все государственные институты работают на свой личный профит. То есть не на то, чтобы защитить права людей на благоприятную окружающую среду, а ровно наоборот. И поэтому вся надежда у людей только на самих себя. Мы, защитники Химкинского леса, это поняли быстро.
В этих словах и заключается основная идея фильма: равнодушие власти к экологическим проблемам, а также борьба с теми, кто хочет сохранить уникальные природные уголки своей родины.
Фильм рассказывает об экологических проблемах в трех российских регионах и о том, как экоактивисты пытались их решить, выступая против произвола властей.
Когда вблизи посёлка Суно в Карелии начали вырубать бор для строительства карьера, местные жители организовали дежурство в лесу. Позже — разбили лагерь. Активисты и местные жители живой стеной перекрывали дорогу тракторам.
— Люди всегда делятся на тех, кто за, тех, кто против, и тех, кто стоит в стороне и наблюдает, как оно будет. И потом присоединяются к тем, кто победит, — говорит Вера МОШНИКОВА, активист движения в защиту Сунского бора.
— А силы, наверное, с этого и есть — оттого, что я всё в бор хожу, а ходить полезно. Может, я из-за этого и живу. А как всё разрушат — всё, конец мне, — жалуется Нина МАККОЕВА, одна из активисток.
Из-за добычи никеля в зоне риска оказались жители сразу двух областей — Воронежской и Волгоградской.
— Хопёрский заповедник — жемчужина Черноземья. А в 20-ти километрах, представьте, — горно-обогатительный комбинат! Это просто нонсенс. Если бы мне сказали 10 лет назад, что здесь планируют построить горно-обогатительный комбинат, я бы посмеялся, в голове бы не укладывалось. Ну, как мы видим, всё укладывается, для кого-то это нормально, — поражается происходящему один из героев фильма.
Атаман донского казачьего войска Союза казаков России и активист протестного движения Владимир СКАБЕЛИН говорит, что люди пытались решать проблему законным способом, но их никто не слушал, их просто игнорировали:
— Не какую-то кучку людей, а митинги в 15 тысяч. Ну, можно их игнорировать? Нельзя, а их игнорировали.
Местные жители объясняют, что не могут уехать в другое место: денег от продажи домов не хватит даже на двухкомнатную квартиру.
— Хопёрская история, как и любой экологический конфликт, открывает вообще весь комплекс нестыковок в российской жизни. Он показывает, в насколько вывернутом наизнанку пространстве мы живём. Потому что раскрывается, как работают чиновники на местах, как работает российская экономика, так как экологические конфликты чаще всего связаны с распределением природных ресурсов, — рассуждает Константин РУБАХИН, координатор движения «В защиту Хопра».
В Краснодарском крае своя беда — незаконная и не прекращающая тлеть и периодически гореть свалка, дым и запах от которой распространяется на много километров.
— Эту свалку официально тушат, более того – официально она закрыта. Но она горит уже более 10-ти лет, — рассказывает один из местных жителей.
После просмотра предполагалось общение в формате вопрос-ответ с продюсером фильма Марией МУСКЕВИЧ. Но в зале оказались не только зрители, неравнодушные к судьбе своего края, но и активисты упомянутых движений, знающие о проблемах не понаслышке. Поэтому диалог состоялся на равных. Один из гостей, Андрей ТАРАКАНОВ, участник движения «Воронеж против добычи никеля в Черноземье» рассказал, что война продолжается, но каждодневное противоборство отнимает много сил. Некоторые теряют надежду и покидают ряды активистов. Но на их место приходят другие люди. И это вселяет некоторый оптимизм.
Валерия ПОПОВА
Фото автора
0 комментариев