5 марта в конференц-зале главного корпуса ВГУ советский и российский писатель, завфкафедрой МГИМО, кандидат исторических наук, автор и ведущий телепрограммы «Умницы и умники», доверенное лицо кандидата в Президенты России Владимира Путина Юрий Вяземский выдержал испытание каверзными вопросами студентов.
Отвечал на вопросы Юрий Павлович стоя: «Сидеть не люблю. 26 лет уже веду передачу, привык всё время находиться в движении»; всё время шутил, например: «Не понимаю, зачем мне эта камера сверху, зачем этот ракурс, этот экран. Мою лысину что ли всем показывать?»
— Мне бы хотелось рассказать, о чём меня можно спрашивать, чтобы я в состоянии был ответить. У меня, правда, есть хитрые приёмы. Я себя считаю учеником Сократа. Он в своё время был признан богом Аполлоном через оракула самым умным человеком. Все знают его крылатую фразу: «Я знаю, что ничего не знаю». И есть такие люди, которые, как мы думаем, что-то знают, а на самом деле они ничего не знают, как я.
Я — член Союза писателей СССР. Всячески подчёркиваю, что СССР, потому что сейчас развелось большое количество союзов, куда может вступить кто угодно, просто принеся какую-нибудь «писульку» и заплатив. Мне докладывали, что я являюсь членом Союза писателей Москвы, причём я заявления не писал, взносов не плачу, но своим членом они меня почему-то всё равно считают. Читателей у меня мало, я не в мейнстриме. Но, мне кажется, что я очень хороший писатель, поэтому меня никто особо не читает.
Во-вторых, я являюсь заведующим кафедрой мировой литературы и культуры. И, в конце концов, ведущий и создатель программы, которая благодаря замечательному воронежскому юноше Косте Тулупову стала очень известной в Воронеже.
У нашей программы миллионы телезрителей. Я долго уговаривал французского посла прочитать на передаче басню Крылова на русском языке. Говорю: «Это очень известная программа, нас будет много людей смотреть». Он мне не верил до тех пор, пока не поехал на охоту под Смоленск. Там ему встретились егеря: «О, господин посол! Мы же вас хорошо знаем, мы видели, как вы в программе «Умницы и умники» замечательно читали басню Крылова!». Он вернулся в шоке: «Представляете, меня егеря узнали».
По-моему, я говорю уже больше пяти минут. Мне надо остановиться и узнать, что же вас интересует. Особенно, что волнует студентов – это страшно интересно. Какие будут вопросы, избиратели?
— Расскажите, как у вас родилась идея создать передачу «Умники и умницы»?
— Раньше я работал в программе, которая называлась «Образ». Но она мне быстро надоела, и я ушёл с телевидения. Но, поскольку телевидение — это своего рода наркотик, у меня возникла какая-то тоскливая ломка. Потом мне как раз позвонили и предложили придумать и вести новую программу, которая будет называться «Умники». Тогда не было почти никаких олимпиад, и мне захотелось, чтобы новая программа была в форме такой телевизионной олимпиады. Я это придумал и выпустил на телевидение исключительно из эгоистических соображений. Я вообще эгоист – всю жизнь занимаюсь только тем, что мне интересно. Мне интересно общаться с детьми на камеру. Опять же, вспоминаю Костю Тулупова. Интереснейший парень. Он привёз с собой чемодан книг — передача была посвящена Дон Жуану, а их много в мировой литературе. Вот он и привёз целый чемодан этих самых Дон Жуанов. И в критический момент, когда он вышел на дорожки, у него они все в голове перепутались. Но потом отыгрался и поступил в МГИМО.
Позже, один знающий телевизионщик сказал, что одно слово слишком куце. Так программа стала называться «Умницы и умники».
Если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что это будет длиться 26 лет, я бы, конечно, не поверил.
А ещё 6 лет назад, по инициативе трёх губернаторов было создано движение «Умники и умницы». Воронеж до сих пор к этому движению не присоединился.
— Скажите, а вы консерватор?
— Я плохо понимаю, что это такое в условиях России. Я монархист. Когда я посмотрел конституцию, мне показалось, что она монархическая. Но я монархист до тех пор, пока монарх Путин. Если кто-то придёт ему на смену, думаю, почти сразу перестану быть монархистом. И жена моя тоже.
— Вы писатель. Хотя и не принадлежите к тому отвратительному мейнстриму, в котором лидируют Дашкова, Устинова, Донцова. Что для Вас мейнстрим?
— Извините, но те, кого Вы перечислили — это вообще не писатели. Мейнстрим — слово иностранное, оно мне уже не нравится. Знаете, такое ощущение, что я римский легионер, которого сослали бог знает куда, отбывать свою воинскую повинность. Есть такой писатель – Успенский. И он признался, что дважды читал один из моих романов – «Детство Понтия Пилата». Я очень удивился – а зачем дважды? Он говорит: «А у меня такое ощущение, что вы там были». После этого я возгордился и стал считать себя хорошим писателем, но предупреждаю, что читать меня сложно – умный больно. Скромный человек к вам приехал (смеётся).
— Как вы считаете, нужно ли идти на выборы 18 марта?
— На выборы обязательно надо идти! Много лет люди говорят: «Да что от нас зависит? Да кто мы такие? Да зачем мы куда-то пойдём?». Это, во-первых, оскорбительно для людей, которые так говорят. Хотя, это тоже качество русского народа – быть о себе низкого мнения, пока кто-то из заграницы не скажет о нём плохо. Обязательно надо идти на выборы. Хотя бы для того, чтобы сказать Путину за всё спасибо. У нас каждый приходящий к власти человек оплёвывал того, кто был до него. Путин же с самого начала ввёл правило, что не надо трогать предшественников, надо уважать историю власти.
— Многие говорят, что ЕГЭ и ОГЭ не показывают истиной эрудированности ученика. Их можно пройти только потому что человек заучил, а сочинение подгоняется под клише. Но в этом году произошло изменение – в некоторых областях девятиклассники будут сдавать устную часть по русскому языку. Как вы считаете, нужна ли нам такая подвижка и нужно ли что-то подобное вводить в других дисциплинах?
— Я беседовал с Васильевой Ольгой Юрьевной, и она обещала, что экзамены в старших классах будут развиваться. Обязательно и в вузах должны быть хотя бы два вступительных экзамена. Мне один очень хороший врач говорил, что знание химии и биологии — это, конечно, чрезвычайно важно, но желательно, чтобы абитуриент сел перед тобой. Чтобы посмотреть ему в глаза, задать совершенно простые, житейские вопросы. Поскольку ответы на эти вопросы иногда показывают, что из этого молодого человека врач не получится.
— Вот вы говорите, что нужно идти на выборы. Но вы не считаете, что людей, которые действительно могут конкурировать с Путиным, просто убирают, перекрывают кислород? Грудинина взять, например…
— Сейчас, по-моему, все так волнуются за тех людей, которые состязаются с Владимиром Владимировичем. Там, наоборот, для них даже больше возможностей, чем надо. Мне обидно иногда бывает, что у того же Грудинина в два-три раза больше эфирного времени, чем у Путина. Хотя, да, Грудинин от партии, а Путин —
самовыдвиженец. Но не волнуйтесь, все будет хорошо.
— Вы были удостоены Ордена святого благоверного князя Даниила Московского третей степени и Ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского первой степени. Как бы вы в нескольких словах охарактеризовали ваши отношения с русской православной церковью?
— У меня очень хорошие отношения с русской православной церковью, ещё лучше у меня отношения с христианством, ещё лучше с Евангелием. На первом месте у меня христианство, на втором – русское православие. Каждый человек отличается от животного тем, что он существо верующее.
— Считаете ли вы переход от специалитета к бакалавриату чем-то пагубным для русского высшего образования?
— Нет. Когда ты занимаешься какой-то одной специальностью, но хочешь дополнить её другой, это очень хорошее стремление. Моим детям это очень помогло. Когда это только пришло в Россию, считалось таким «варваризмом», но потом прижилось. Люди привыкли.
— Многие молодые люди стремятся получить высшее образование заграницей, но не стремятся возвращаться в Россию. Как Вы считаете, какие минусы имеет наша система образования, вызывающие такую утечку умов?
— На этот вопрос я не смогу ответить – никогда не занимался иностранным образованием. Конечно, тут есть наши недостатки. Нужно предлагать молодёжи такие условия, чтобы она не уезжала. С давних времён проводилась целенаправленная компания по поиску выдающихся умов. У нас эта работа пока плохо даёт результаты, но обещают это постепенно исправить. А вы собираетесь куда-то уезжать? Нет? Уехать куда-то заграницу из ВГУ – по-моему, признак не очень большого ума.
Так же Юрий Павлович признался, что в настоящее время работает над новым романом. Направляет талантливого писателя и журналиста — Бог, а вдохновляет – жена.
В завершение встречи декан факультета журналистики Владимир ТУЛУПОВ вручил гостю подарки: авторскую картину и двухтомник профессора ВГУ Льва Кройчика «Дом, который зовут журфак».
Татьяна ЛОЗЮК,
фото автора
0 комментариев