8 июня в Воронеж приехал посол США Джон ТЕФФТ. Сначала проехал по животноводческим хозяйствам области, в которых живут, тучнеют и умирают на благо людей быки и коровы всемирно известной породы черный ангус — земляки посла, — затем заглянул в университет. Теффт изначально хотел повстречаться со студентами журфака ВГУ. Почему именно с будущими журналистами? Конечно, журналисты не могли не задать этот вопрос, как и многие другие.
Однако первым, на правах хозяина, слово взял ректор Воронежского государственного университета Дмитрий ЕНДОВИЦКИЙ:
– На днях госсекретарь США заявил о поручении президента Трампа улучшать отношения с Российской Федерацией. Именно на этом фоне проходит визит господина посла в ВГУ, и это является позитивным сигналом. У нашего университета обширные связи с США: мы сотрудничаем с рядом учебных заведений, проводим совместные исследования, поддерживаем академические проекты и программы обмена. Более 10 лет мы сотрудничаем с американской военной академией Вест-Поинт. Курсанты которой неоднократно приезжали на стажировку в Воронеж. И за это время, выросло целое поколение офицеров, которые пусть и не голуби,
но и не ястребы, по отношению к нашей стране!
Не первый раз в Воронеже и господин посол. Знакомство Джона Теффта с нашим городом произошло ещё в далёком 98-ом году. Тогда он занимал пост заместителя посла США в России.
— Из той поездки помню, как мы пили водку на каком-то из предприятий региона, — шутливо и не без ностальгии заметил посол.
Гастрономией воронежского региона господин посол восторгался ещё не раз по ходу встречи. Вспомнил и знаменитую воронежскую мраморную говядину из родных коров и быков, и ресторан «Воронеж» в Москве, в котором её подают.
— Это большой бренд. Многие мои знакомые в столице России всегда обращают внимание на то, чтобы говядина была именно из Воронежа.
Знает господин посол и историю нашего города.
— Я много читал о Воронеже в годы Второй мировой войны. Трудно представить, что пришлось пережить вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, — отметил Джон Теффт.
А чуть раньше встречи со студентами он даже возложил цветы и мишку Тедди к памятному камню на улице Театральной. Месту, где от немецкого авиаудара 13 июня 1942 года погибли около 300 детей.
– Мои отец и тесть тоже участвовали в войне. Мы в своих семьях помним об этом. А Воронеж – это настоящий пример мужества.
От прошлого перешли к современности.
– Надеюсь, наша встреча станет дискуссией, — выразил пожелание посол.
А студенты уже тянули руки задать свои вопросы.
О чём хотят спросить студенты
В первую очередь будущих журналистов интересовало мнение господина Теффта о слушаниях в Конгрессе по поводу вмешательства России в американские выборы.
– Кибератаки на США – серьёзная проблема. Озабоченность данным вопросом дошла до того уровня, когда проводят не расследование, а устраивают рассмотрение конгрессменами введения дополнительных санкций. Мне крайне тяжело сделать какие-либо прогнозы по этому поводу. Так как вы читаете новости в Интернете, вы знаете, что именно сегодня экс-директор ФБР Джеймс Коми выступит перед Конгрессом. Значит, после этого, возникнут какие-то последствия. Я не политик, а карьерный дипломат. Моя работа – стараться максимально улучшить российско-американские отношения, находящиеся сегодня на довольно низкой отметке. Но я не могу прокомментировать то, что происходит в Вашингтоне.
Интересовались студенты и тем, могут ли Россия и США прийти к компромиссу по широкому на сегодняшний день ряду дискуссионных вопросов.
– Для нас очень важно сесть за стол переговоров и подумать, как эти проблемы стоит разрешить. Я уже говорил господину ректору, что я оптимист, но не питающий иллюзий. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, возникли не из ниоткуда. США и РФ были соперниками долгие годы.
Конечно, коснулись в разговоре и темы Украины, и полуострова раздора.
– Насколько я понимаю, РФ считает, что Крым, – Теффт приподнял кулаки, – их территория. Но с такой позицией не согласны Америка и Европа, так как российские действия в Крыму – это нарушение международного права: современные трактовки запрещают физический захват части территории, которая принадлежит другой стране. Я слышу множество аргументов в поддержку России, но господин Хрущёв передал эту часть земли Украине. И, по мнению Запада, нельзя одному государству отрывать кусок земли от другого. Это всего лишь один из примеров, – уже мягче вышел из украинской темы посол. – Существует ряд разногласий, необходимо создать основу для новых взаимоотношений. Мы находимся на этой стадии.
Были на встрече не только будущие, но и действующие мастера пера и слова. Редактор газеты «МОЁ!» Владимир МАЗЕНКО сразу перешёл на ещё более острые темы и неудобные вопросы:
– Вас называют «архитектором цветных революций», вы были послом в Грузии и в Украине, когда там произошли перевороты. Вы сами согласны с таким определением в свой адрес?
– Нет. Я был в Грузии через год после того, как там случилась «революция роз» (2003 год), я уехал из Украины за 5 месяцев до Майдана. Если верить пропаганде российских СМИ, можно решить, что я лично организовывал всё это. Но ещё раз повторюсь, я – карьерный дипломат. Работаю на дипломатических должностях более 40 лет при различных американских президентах, начиная с Ричарда Никсона. Роль карьерных дипломатов – служить своей стране, президенту и народу. Да, в вышеупомянутых странах я поддерживал политику администрации США. Часть которой — поддержка гражданского общества и развитие демократии. Может, это и неидеальный вариант, но для нас, американцев, это самая приемлемая форма. Мы не поддерживали революции и перевороты, — с улыбкой ответил господин Теффт.
Продолжил политическую тему, но с антропологическим уклоном, и выпускник журфака, корреспондент той же газеты «МОЁ!» Роман ПОПРЫГИН:
– Что общего у наших президентов – Путина и Трампа – и в чём они принципиально отличаются?
Однако господин посол в антропологи пока записываться не стал и от ответа уклонился:
– Вам стоит подождать, когда я опубликую свои мемуары. Пока я не готов говорить об этом. Может быть, господин ректор готов, но я – нет.
Без ответа остался и вопрос о противостоянии президента Трампа и американских СМИ.
– Думаю, я не могу комментировать такие конфликты. Как госслужащий я бы воздержался от ответа на данный вопрос, — парировал Теффт.
Геополитические проблемы воронежских студентов волнуют, но, как известно, своя рубашка всегда ближе к телу. А потому вопросы, связанные с вероятностью закрытия программ академического и профессионального обмена в связи с политикой Трампа, звучали в конференц-зале ВГУ не реже.
– Мне кажется, именно образовательные программы обмена помогли создать понимание важности связей между народами. Сейчас действительно поступило предложение сократить расходы на этот сектор. В ответ некоторые влиятельные сенаторы заявили, что они, наоборот, постараются увеличить бюджет. Моя дочь работает в Национальном фонде поддержки гуманитарных исследований, и её карьера тоже находится под угрозой при условии сокращения таких фондов. Давайте подождём и увидим, – философски-миролюбиво то ли успокоил, то ли заставил ещё больше волноваться мечтающих о стажировках и обменах студентов и преподавателей посол.
А первокурсника учебного военного центра ВГУ направления «Журналистика» Кирилла Пономарёва, спросившего о сотрудничестве с Вест-Поинтом, Теффт сразу отправил к «прекрасной женщине», своему пресс-секретарю Марии Олсен. В считанные минуты госпожа Олсен лично вручила курсанту свою визитку. И, возможно, ястребы Вест-Поинта и голуби ВГУ ещё не раз полетят не просто навстречу друг другу, а в одну сторону.
В завершении встречи Джон Теффт поблагодарил всех присутствующих:
– Я очень люблю выезжать за пределы Москвы. Я заряжаюсь энергетикой, когда встречаюсь с такими простыми людьми как вы, когда могу узнать, о чём вы думаете.
Дмитрий Ендовицкий в ответ предложил открыть в США университетский Центр русского языка и культуры.
И пока в зале звуучал пусть и не столь острый, каким мог бы быть, но вполне конструктивный диалог, на улице четверо воронежцев устроили пикет против визита посла в наш город. Активисты поодиночке подходили ко входу в корпус университета и какое-то время стояли там с плакатами, флагами, листовками.
Только что-то подсказывает, что этот «квартет» не может испортить межнациональный диалог, если к нему готовы обе стороны, причем на равных. Да, господин Теффт нам пока ещё не голубь. Но, может, уже всё-таки и не ястреб?
Анастасия БЕЛЫХ
Кирилл ПОНОМАРЁВ
Фото Алина МОРОЗОВА
0 комментариев