Принято считать, что тяжелее всего учиться студентам-медикам. Уж они-то не спят ночей, изучая строение скелета и зазубривая труднопроизносимые латинские названия. Но, оказывается, будущим актерам тоже бывает тяжко.
Четверокурсники театрального факультета ВГАИ рассказали корреспонденту «P.S. – 5 сов», как разбивали носы на репетициях, и пожаловались, что родители по году не разговаривают с ними. А декан факультета Евгений Слепых вспомнил, как его путь в мир искусства начался с техникума сахарной промышленности.
«Не жизнь, а сплошной праздник!»
12 марта, 21:00. Из воронежского Дома актера, переговариваясь, выходят зрители. Сегодня в Литературной гостиной студенты ВГАИ читали Бунина, Толстого и Казакова. Читали вдохновенно, до мурашек по коже.
Уходят последние маршрутки, но сами актеры и не думают торопиться домой. Они обнимают наставника Евгения Слепых и торопливо спрашивают: «Ну как? Не хуже, чем на репетиции?». А потом остаются, чтобы рассказать, зачем они пришли в профессию.
Сразу решаем: в беседе будем разрушать стереотипы.
Ребята смеются:
– Стоит только сказать, что ты – актер, как со всех сторон атакуют: «Когда мы увидим тебя на экране? Оставь автограф, станешь знаменитым, я гордиться буду. Где ты работать-то собираешься? А заплачь, пожалуйста».
Кроме того, многие почему-то считают, что студентам творческих вузов учиться легко. Ни тебе математического анализа, ни зубрежки до седьмого пота. Играй себе этюды. Не жизнь, а сплошной праздник!
По толпе прокатывается гул. Актеры, перебивая друг друга, возражают:
– Мы занимаемся с 9 утра до 10 вечера! Сегодня еще рано освободились. А вообще, тринадцать часов на ногах для нас – обычное дело. Даже не устали.
Евгений Федорович добавляет:
– Часов в 11 вахтер бродит по корпусу и пытается выгнать засидевшихся, а они прячутся и репетируют.
Запоминать огромное количество текста для студентов театрального факультета – обычное дело.
– Работаем по индусскому методу, – заговорщически улыбается Евгений Федорович. – Был один очень талантливый актер, одна беда — все время забывал слова. Однажды его вызвали на ковер к начальству и сообщили, дескать, есть особый индусский метод. Актер тут же поинтересовался: «Какой?». И получил ответ: «Текст УЧИТЬ надо!»
А еще будущим актерам приходится справляться с огромными физическими нагрузками: два часа сценического движения, танцы, речь, участие в творческих вечерах. Ребята сами шьют себе костюмы, делают декорации. И никто никогда даже не задумывался отменить репетиции, на которых студенты увлекаются настолько, что в творческом порыве разбивают друг другу носы.
«Из дизайнеров в актеры»
Не стоит забывать и о моральных сложностях творческой профессии.
–- Мы постоянно наблюдаем за людьми, – рассказывают студенты ВГАИ. – Нам важно вглядываться в лица, запоминать характеры. В какой-то момент это становится манией: невозможно спокойно смотреть вокруг. Вот вы сейчас сидите и записываете наши слова, а каждый из нас уже изучил ваши жесты и уловил особенности мимики.
Кто-то из ребят пародирует мою манеру щуриться и активно размахивать руками. Получается удивительно похоже.
– Пока другие учат математику, мы выворачиваем душу наизнанку. Вызубрить можно все, а вот отдать себя зрителю под силу не каждому, – заключает один из будущих актеров.
Елене Бердниковой и Артему Бучневу есть с чем сравнивать. Лена в прошлом училась на экономическом факультете, Артем пытался стать дизайнером ландшафта.
– Я-то думал, что выбрал творческую профессию, дизайнер все-таки, – рассказывает Артем. – Но на деле мы собирали цветочки, сушили их и дарили гербарии будущим первокурсникам. Иногда определяли количество деревьев на определенной территории. Я быстро понял, что это не мое. Теперь учусь там, где должен был учиться изначально.
У многих ребят путь к любимому делу был тернистым. Чаще всего родители не одобряли их выбор будущей профессии.
– Когда я пошла в Академию искусств, папа год со мной не разговаривал и делал вид, что я вообще нигде не учусь, – признается Александра Шитикова.
15 марта ВГАИ откроет двери абитуриентам. Будущие выпускники театрального факультета советуют своим преемникам наслаждаться каждой минутой в вузе:
– Мы на первых курсах филонили. У многих был творческий кризис. Но со временем все поняли, как справедлива фраза нашего художественного руководителя Ирины Борисовны Сисикиной: «Актер – это не профессия, а диагноз». Ребята, которые придут нам на смену, если у вас появится мысль уйти из актерства, обдумайте все тысячу раз. В конце концов, на 100 % своей работой довольны только идиоты.
История про «гада», или размышления о таланте, профнепригодности и энтузиазме
Студенты прощаются и отправляются восстанавливать силы после трудового дня. А мы с Евгением Федоровичем продолжаем говорить о сложностях, которые ждут абитуриентов творческих вузов.
– Не секрет, что большинство людей считают профессию актера не стабильной. Часто мама и папа, услышав, что их чадо хочет стать артистом, говорят: «Сначала получи нормальную специальность». Вы сами стали жертвой родительского авторитета и четыре года проучились в техникуме сахарной промышленности. Так как же быть детям, мечтающим о сцене – стоять насмерть или смириться?
– Когда я поступал, были другие обстоятельства. Сорок девятый год, голод – нужно было как-то выживать. Я неплохо рисовал, отец видел меня студентом художественного училища. Но мать сказала: «Профессия должна кормить». Пришлось покориться и поступить в техникум сахарной промышленности в Жердевке. Сейчас иные времена: не голодаем ведь. Вряд ли родители захотят ломать судьбу своего ребенка и запрещать ему заниматься любимым делом. Да, возможно, будут недовольны. Но ставить ультиматумы не решатся.
Дело в другом: поступать в творческий вуз нужно, если у тебя действительно есть талант. При отсутствии способностей учеба будет мукой. Советую родителям не бояться жестко спускать детей с небес на землю, они вам потом благодарны будут.
Ректор ВГАИ Владимир Васильевич Бугров часто вспоминал один эпизод. Едет он по шоссе, никаких правил не нарушает. Но вдруг сотрудник ГИБДД машет жезлом. Владимир Васильевич останавливается и понимает, что перед ним его бывший студент, когда-то отчисленный с первого курса. Парень объяснил: «Я хотел Вам сказать «спасибо». Сцена – не для меня, хорошо, что вы мне это вовремя сказали».
– Абитуриенты, как чеховские три сестры, стремятся «В Москву, в Москву!». Почему будущие актеры штурмуют именно ГИТИС или Щукинское училище? Дело в престиже?
– Ребят можно понять. В московских вузах больше возможностей. В тот же ГИТИС часто приходят режиссеры. Уже на первых курсах можно засветиться в каком-нибудь сериальчике. Провинциальному актеру сложнее.
Зато наши педагоги отдают воспитанникам больше сил и времени. В столице часто преподают звезды. Они пришли, поинтересовались у ребят, как дела, и отправились восвояси. А мы только здесь, только со студентами. Педагогика – профессия особая. Одно дело – умею, другое – научу.
В нашей академии все придерживаются традиций старой актерской школы. В ГИТИСе, например, методики разные, а каждая метла метет по-своему. Мы же работаем в одном ключе. Готовим настоящих профессионалов. Мне не стыдно ни за один выпуск.
– Какой совет вы даете будущим актерам на первой лекции?
– Сразу говорю ребятам: «Вы получаете самую прекрасную профессию на земле». Но чтобы добиться успеха, вам понадобится здоровье, здоровье и еще раз здоровье. И, конечно, сила воли, потому что актерам приходится трудиться как никому. Наши репетиции сродни тренировкам спортсменов или балерин. У актера тоже некоторые вещи должны получаться на автомате, но при этом нельзя терять особого, свойственного творческим людям, зрения и слуха.
– Театральные вузы единственные, где отчисляют за профнепригодность. А если в зачетке все пятерки, но, Божья искра отсутствует, ты отчислен?
– Вы когда-нибудь видели плохих актеров? Они эмоционально не откликаются, не могут дать оценку событию. Или переигрывают, или недоигрывают. На первом курсе ребята показывают простенькие этюды. Вот приходит студент на экзамен и начинает врать. Тогда ставится двойка, а дальше – отчисление.
Но чаще приходится расставаться с лентяями. Не устаю удивляться: на вступительных испытаниях парень показался способным. Поступил, а работать над собой не хочет. Прогуливает репетиции, не выполняет домашнее задание. Таких разгильдяев мы не держим…
– Преподаватели часто жалуются, что уровень знаний нынешних студентов, увы, невысок. Вы согласны с этим?
– Да, раньше ребята были грамотнее, интеллектуальнее что ли. Сейчас мы первые два года в академии пытаемся наверстать то, что упустили в школе. Актер не может быть необразованным, студентам приходится очень много читать. Иногда они устают до такой степени, что не могут вспомнить название произведения.
Приходит ко мне парень, спрашиваю:
– Что читал?
– Роман, – отвечает он.
– Как называется?
– Не знаю.
– Автор-то кто?
– Достоевский.
– А героев как зовут?
– Князь Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна.
– Я же вижу, что читал. Так как называется произведение?
Студент светлеет лицом и выдает: «ГАД!»
Но на выпуске наши ребята отличаются не только профессионализмом, но и начитанностью.
– А что ждет ребят после выпускного спектакля? Как сделать, чтобы тебя заметили?
– К сожалению, профессия актера очень зависимая. Остаться за бортом театра можно даже, если ты очень талантлив. В прошлом году театральный факультет закончила блистательная девочка. Она уже успела стать лауреатом международного конкурса. Вроде бы должна сделать головокружительную карьеру, но не сложилось. Получила приглашение в провинциальный театр, команда там оказалась очень слабой. Девушка вернулась в Воронеж, а распределение уже закончилось. Так что даже Божья искра не всегда гарантирует то, что тебя заметят.
– Может, у нынешней молодежи меньше возможностей? Вы когда-то организовали в Новосибирске поэтический театр, слава о котором разнеслась далеко за пределы города, в Театр миниатюр ВГУ рвались зрители. Под силу ли современным студентам сделать что-то подобное?
– Почему нет?! И сейчас ребята затевают новые проекты. Есть же у Антона Тимофеева «Театр НЕформат». Никакие технические и финансовые сложности его не пугают. Было бы желание заниматься любимым делом. А куда без энтузиазма в нашей-то профессии?
Справка «P.S. – 5 сов»:
Творческий центр «Театр Неформат» создан по инициативе молодых актеров театров под началом Антона Тимофеева. Цель центра — творческий эксперимент в любом его виде. Об одном из спектаклей театра читайте здесь.
Мария РЕПИНА
Фото автора и из личного архива героев
Четверокурсники театрального факультета ВГАИ рассказали корреспонденту «P.S. – 5 сов», как разбивали носы на репетициях, и пожаловались, что родители по году не разговаривают с ними. А декан факультета Евгений Слепых вспомнил, как его путь в мир искусства начался с техникума сахарной промышленности.
«Не жизнь, а сплошной праздник!»
12 марта, 21:00. Из воронежского Дома актера, переговариваясь, выходят зрители. Сегодня в Литературной гостиной студенты ВГАИ читали Бунина, Толстого и Казакова. Читали вдохновенно, до мурашек по коже.
Уходят последние маршрутки, но сами актеры и не думают торопиться домой. Они обнимают наставника Евгения Слепых и торопливо спрашивают: «Ну как? Не хуже, чем на репетиции?». А потом остаются, чтобы рассказать, зачем они пришли в профессию.
Сразу решаем: в беседе будем разрушать стереотипы.
Ребята смеются:
– Стоит только сказать, что ты – актер, как со всех сторон атакуют: «Когда мы увидим тебя на экране? Оставь автограф, станешь знаменитым, я гордиться буду. Где ты работать-то собираешься? А заплачь, пожалуйста».
Кроме того, многие почему-то считают, что студентам творческих вузов учиться легко. Ни тебе математического анализа, ни зубрежки до седьмого пота. Играй себе этюды. Не жизнь, а сплошной праздник!
По толпе прокатывается гул. Актеры, перебивая друг друга, возражают:
– Мы занимаемся с 9 утра до 10 вечера! Сегодня еще рано освободились. А вообще, тринадцать часов на ногах для нас – обычное дело. Даже не устали.
Евгений Федорович добавляет:
– Часов в 11 вахтер бродит по корпусу и пытается выгнать засидевшихся, а они прячутся и репетируют.
Запоминать огромное количество текста для студентов театрального факультета – обычное дело.
– Работаем по индусскому методу, – заговорщически улыбается Евгений Федорович. – Был один очень талантливый актер, одна беда — все время забывал слова. Однажды его вызвали на ковер к начальству и сообщили, дескать, есть особый индусский метод. Актер тут же поинтересовался: «Какой?». И получил ответ: «Текст УЧИТЬ надо!»
А еще будущим актерам приходится справляться с огромными физическими нагрузками: два часа сценического движения, танцы, речь, участие в творческих вечерах. Ребята сами шьют себе костюмы, делают декорации. И никто никогда даже не задумывался отменить репетиции, на которых студенты увлекаются настолько, что в творческом порыве разбивают друг другу носы.
«Из дизайнеров в актеры»
Не стоит забывать и о моральных сложностях творческой профессии.
–- Мы постоянно наблюдаем за людьми, – рассказывают студенты ВГАИ. – Нам важно вглядываться в лица, запоминать характеры. В какой-то момент это становится манией: невозможно спокойно смотреть вокруг. Вот вы сейчас сидите и записываете наши слова, а каждый из нас уже изучил ваши жесты и уловил особенности мимики.
Кто-то из ребят пародирует мою манеру щуриться и активно размахивать руками. Получается удивительно похоже.
– Пока другие учат математику, мы выворачиваем душу наизнанку. Вызубрить можно все, а вот отдать себя зрителю под силу не каждому, – заключает один из будущих актеров.
Елене Бердниковой и Артему Бучневу есть с чем сравнивать. Лена в прошлом училась на экономическом факультете, Артем пытался стать дизайнером ландшафта.
– Я-то думал, что выбрал творческую профессию, дизайнер все-таки, – рассказывает Артем. – Но на деле мы собирали цветочки, сушили их и дарили гербарии будущим первокурсникам. Иногда определяли количество деревьев на определенной территории. Я быстро понял, что это не мое. Теперь учусь там, где должен был учиться изначально.
У многих ребят путь к любимому делу был тернистым. Чаще всего родители не одобряли их выбор будущей профессии.
– Когда я пошла в Академию искусств, папа год со мной не разговаривал и делал вид, что я вообще нигде не учусь, – признается Александра Шитикова.
15 марта ВГАИ откроет двери абитуриентам. Будущие выпускники театрального факультета советуют своим преемникам наслаждаться каждой минутой в вузе:
– Мы на первых курсах филонили. У многих был творческий кризис. Но со временем все поняли, как справедлива фраза нашего художественного руководителя Ирины Борисовны Сисикиной: «Актер – это не профессия, а диагноз». Ребята, которые придут нам на смену, если у вас появится мысль уйти из актерства, обдумайте все тысячу раз. В конце концов, на 100 % своей работой довольны только идиоты.
История про «гада», или размышления о таланте, профнепригодности и энтузиазме
Студенты прощаются и отправляются восстанавливать силы после трудового дня. А мы с Евгением Федоровичем продолжаем говорить о сложностях, которые ждут абитуриентов творческих вузов.
– Не секрет, что большинство людей считают профессию актера не стабильной. Часто мама и папа, услышав, что их чадо хочет стать артистом, говорят: «Сначала получи нормальную специальность». Вы сами стали жертвой родительского авторитета и четыре года проучились в техникуме сахарной промышленности. Так как же быть детям, мечтающим о сцене – стоять насмерть или смириться?
– Когда я поступал, были другие обстоятельства. Сорок девятый год, голод – нужно было как-то выживать. Я неплохо рисовал, отец видел меня студентом художественного училища. Но мать сказала: «Профессия должна кормить». Пришлось покориться и поступить в техникум сахарной промышленности в Жердевке. Сейчас иные времена: не голодаем ведь. Вряд ли родители захотят ломать судьбу своего ребенка и запрещать ему заниматься любимым делом. Да, возможно, будут недовольны. Но ставить ультиматумы не решатся.
Дело в другом: поступать в творческий вуз нужно, если у тебя действительно есть талант. При отсутствии способностей учеба будет мукой. Советую родителям не бояться жестко спускать детей с небес на землю, они вам потом благодарны будут.
Ректор ВГАИ Владимир Васильевич Бугров часто вспоминал один эпизод. Едет он по шоссе, никаких правил не нарушает. Но вдруг сотрудник ГИБДД машет жезлом. Владимир Васильевич останавливается и понимает, что перед ним его бывший студент, когда-то отчисленный с первого курса. Парень объяснил: «Я хотел Вам сказать «спасибо». Сцена – не для меня, хорошо, что вы мне это вовремя сказали».
– Абитуриенты, как чеховские три сестры, стремятся «В Москву, в Москву!». Почему будущие актеры штурмуют именно ГИТИС или Щукинское училище? Дело в престиже?
– Ребят можно понять. В московских вузах больше возможностей. В тот же ГИТИС часто приходят режиссеры. Уже на первых курсах можно засветиться в каком-нибудь сериальчике. Провинциальному актеру сложнее.
Зато наши педагоги отдают воспитанникам больше сил и времени. В столице часто преподают звезды. Они пришли, поинтересовались у ребят, как дела, и отправились восвояси. А мы только здесь, только со студентами. Педагогика – профессия особая. Одно дело – умею, другое – научу.
В нашей академии все придерживаются традиций старой актерской школы. В ГИТИСе, например, методики разные, а каждая метла метет по-своему. Мы же работаем в одном ключе. Готовим настоящих профессионалов. Мне не стыдно ни за один выпуск.
– Какой совет вы даете будущим актерам на первой лекции?
– Сразу говорю ребятам: «Вы получаете самую прекрасную профессию на земле». Но чтобы добиться успеха, вам понадобится здоровье, здоровье и еще раз здоровье. И, конечно, сила воли, потому что актерам приходится трудиться как никому. Наши репетиции сродни тренировкам спортсменов или балерин. У актера тоже некоторые вещи должны получаться на автомате, но при этом нельзя терять особого, свойственного творческим людям, зрения и слуха.
– Театральные вузы единственные, где отчисляют за профнепригодность. А если в зачетке все пятерки, но, Божья искра отсутствует, ты отчислен?
– Вы когда-нибудь видели плохих актеров? Они эмоционально не откликаются, не могут дать оценку событию. Или переигрывают, или недоигрывают. На первом курсе ребята показывают простенькие этюды. Вот приходит студент на экзамен и начинает врать. Тогда ставится двойка, а дальше – отчисление.
Но чаще приходится расставаться с лентяями. Не устаю удивляться: на вступительных испытаниях парень показался способным. Поступил, а работать над собой не хочет. Прогуливает репетиции, не выполняет домашнее задание. Таких разгильдяев мы не держим…
– Преподаватели часто жалуются, что уровень знаний нынешних студентов, увы, невысок. Вы согласны с этим?
– Да, раньше ребята были грамотнее, интеллектуальнее что ли. Сейчас мы первые два года в академии пытаемся наверстать то, что упустили в школе. Актер не может быть необразованным, студентам приходится очень много читать. Иногда они устают до такой степени, что не могут вспомнить название произведения.
Приходит ко мне парень, спрашиваю:
– Что читал?
– Роман, – отвечает он.
– Как называется?
– Не знаю.
– Автор-то кто?
– Достоевский.
– А героев как зовут?
– Князь Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна.
– Я же вижу, что читал. Так как называется произведение?
Студент светлеет лицом и выдает: «ГАД!»
Но на выпуске наши ребята отличаются не только профессионализмом, но и начитанностью.
– А что ждет ребят после выпускного спектакля? Как сделать, чтобы тебя заметили?
– К сожалению, профессия актера очень зависимая. Остаться за бортом театра можно даже, если ты очень талантлив. В прошлом году театральный факультет закончила блистательная девочка. Она уже успела стать лауреатом международного конкурса. Вроде бы должна сделать головокружительную карьеру, но не сложилось. Получила приглашение в провинциальный театр, команда там оказалась очень слабой. Девушка вернулась в Воронеж, а распределение уже закончилось. Так что даже Божья искра не всегда гарантирует то, что тебя заметят.
– Может, у нынешней молодежи меньше возможностей? Вы когда-то организовали в Новосибирске поэтический театр, слава о котором разнеслась далеко за пределы города, в Театр миниатюр ВГУ рвались зрители. Под силу ли современным студентам сделать что-то подобное?
– Почему нет?! И сейчас ребята затевают новые проекты. Есть же у Антона Тимофеева «Театр НЕформат». Никакие технические и финансовые сложности его не пугают. Было бы желание заниматься любимым делом. А куда без энтузиазма в нашей-то профессии?
Справка «P.S. – 5 сов»:
Творческий центр «Театр Неформат» создан по инициативе молодых актеров театров под началом Антона Тимофеева. Цель центра — творческий эксперимент в любом его виде. Об одном из спектаклей театра читайте здесь.
Мария РЕПИНА
Фото автора и из личного архива героев
0 комментариев