Кандидат искусствоведения, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков выступил 24 октября в книжном клубе «Петровский» с открытой лекцией «Наследие русского авангарда: процессы обобществления и приватизации в советской и российской культуре».
-Наверное, 60% своей профессиональной жизни я в основном рассказываю про «Черный квадрат» Малевича, потому что эта тема до сих пор востребована, хотя, казалось бы, прошло сто лет, и все должны были об этом все узнать и понять, но мне кажется, что всем еще нравится чего-то не понимать. Поэтому «Черный квадрат» до сих пор является поводом для дискуссий, — начал разговор Кирилл Александрович.
Актуальность данной темы, по словам лектора, объясняется еще и выставкой под названием «010», прошедшей сто лет назад в Петрограде, на которой впервые был продемонстрирован «Черный квадрат». Саму картину Кирилл Александрович называет не шедевром, а эталоном. За черным квадратом скрываются обнаруженные на рентгенограмме красные геометрические фигуры, которые сам Малевич называл супремами, и считал, что образы, изображаемые на картинах, мешают человеку смотреть на саму картину.
— Мы смотрим на девушку, но не смотрим на картину, — объяснял лектор ысль Малевича, показывая слайд с репродукцией Нестерова. — Живопись эксплуатируется с целью изобразить красивый образ.
По словам Кирилла Светлякова, Малевич хотел освободить мир от «жира», освободить восприятие зрителя и пространство на картинах. Этим в своих работах он добился эффекта бесконечного пространства и невесомости.
Кирилл Александрович выдвинул и свою теорию того, почему к концу XX века авангард, который должен был стать доступным для всех, стали отвергать. На его взгляд причина в том, что авангардисты почти на 80 лет обогнали свою эпоху, а так же были далеки от пролетариата. В отличие от других деятелей, которые понимали идеи массового искусства.
-Идеи массового искусства — это что? То, что принадлежало элитам – все отдадим крестьянам. Это все искусство в массы. То, что было элитарным – станет массовым, то, что было классикой – станет массовым китчем, — резюмировал Кирилл СВЕТЛЯКОВ.
В конце лекции Кирилл Александрович отметил, что авангард является предметом постоянных дискуссий и переоценок и ответил на пару вопросов. Одним из интересных был вопрос о том, как же правильно располагать квадрат Малевича. Лектор высказал интересный тезис о том, что если у «черного квадрата» определяют верх и низ, то система супрематизмов отрицается.
-Этот вопрос возникал постоянно, можно крутить супрематизм или нельзя. Долгое время картина в галерее висела неправильно, а из чего сделали это заключение – у Малевича есть указания на обороте где верх, а где низ. Если художник допускает этот момент, это значит, что для него это имело какое-то значение.
Анастасия САВЕЛЬЕВА
0 комментариев