26 марта первый в Воронеже частный театр «Кот» показал премьерную постановку «Имя». В ней актриса Александра Руденко появилась в новой для себя роли — помощника режиссёра. О жизни в театре и театре как части жизни, корреспондент «P.S.-5 сов» поговорила с Александрой перед премьерой.
— Саша, в «Коте» все привыкли видеть тебя на сцене в качестве актрисы, но сегодня ты оказалась за кулисами. Расскажи, в чем заключается твоя работа помощника режиссера?
— Действительно, в спектакле «Имя» я выступила как выпускающий помощник режиссера или же, как принято называть в театре, «помреж». Я была человеком, который сопровождал спектакль на протяжении всей сценической жизни, координировала работу актеров, “световика”, “звуковика”. То есть я полностью отвечала за весь спектакль: за то, чтобы вовремя на сцене оказались все актёры, чтобы они были собраны, в гриме, чтобы на полках стоял необходимый реквизит, чтобы все декорации были в нужном месте и попадали под свет. Скажу по секрету, для премьеры этого спектакля я даже сама пекла блины и пироги.
— «Световик», «звуковик» — это театральный сленг. Расскажи о нем подробнее и приведи пару примеров.
— Театральный сленг используется повсеместно, это касается работы как творческой, так и технической группы. Например, “зтм” — сокращение от слова “затемнение”. Это момент, когда во время действия или в перерыве между действиями на сцене полностью убирают свет. «Выгородка” — это декорация, расположенная на сцене. «Ляп» – ошибка. А выражение “сидеть на тексте” используют, если на сцене мало действия, не раскрыты характеры, не обозначены события. Также существует традиция: считается, что ни в коем случае нельзя ронять сценарий. Но если это все-таки произошло, необходимо обязательно сесть на него, причем не важно, куда сценарий упал: хоть в грязь, хоть в лужу. После того, как посидели на нем немного, возьмите его и только после этого вставайте. Все актеры суеверны, поэтому считают что, если не произвести все эти действия, обязательно случится какая-нибудь неприятность. Либо слова роли забудете, либо провалите спектакль.
— В этот раз сценарий, наверное, не уронили, потому что спектакль получился очень динамичным и интересным. Как ты думаешь, удалось ли перенести картину этой постановки из воображения на сцену
— Да, полностью. Ожидания сошлись с действительностью, получилось даже лучше, чем планировалось. Был полностью воссоздан уют семейных и дружеских встреч за столом.
— А сколько понадобилось времени для разработки спектакля?
— Саму пьесу взяли в работу около двух лет назад, столько времени прошло с момента первых “читок” (прочтение пьесы по ролям — прим.редакции). Однако работа над спектаклем на какое-то время была приостановлена, не помню по каким причинам. Само производство шло около 4-5 месяцев. Бутафория и основной реквизит подбирались в последнюю неделю.
— В чём заключается работа помощника режиссера, мы поняли, а в чем суть актёрского ремесла, на твой взгляд?
— Вообще, это вопрос, требующий детального описания. Если постараться сформулировать кратко, обходя “ремесленную” сторону, то работа актёра заключается в процессе проживания жизни своего героя. На время спектакля задача актера – отбросить свою личность и стать кем-то другим, научиться жить в другом времени и месте, в тех самых заданных, предлагаемых обстоятельствах.
— Саша, а какое образование нужно, чтобы из актрис переквалифицироваться в помрежи?
— В настоящий момент я обучаюсь в двух театральных вузах на заочном отделении. Высшего театрального образования у меня нет, но всё в процессе. Я учусь на режиссерском факультете в Крымском институте культуры, искусств и туризма при Крымском академическом русском драматическом театре им. Максима Горького, а также в Ярославском государственном театральном институте на направлении «актёрское искусство». По специальности я буду артистом драматического театра и кино. Учиться мне, на самом деле, осталось еще много, но все дает свои плоды. В театральные я поступала четыре года подряд: мне было важно найти своего мастера, найти свой вуз, поэтому мой путь был долгим и тернистым, но несмотря ни на что, стал впоследствии очень счастливым.
— Что же для тебя в конечном итоге ближе – актерское или режиссёрское ремесло?
— На самом деле, режиссерское, в силу того, что эта профессия — прямая реализация твоих фантазий и в ней зависит все исключительно от тебя. Ты не марионетка в чьих-то руках, ты кукловод. Хотя в актерской профессии бесконечное количество прелестей. Актёрское искусство — это всегда про обучение, про мобильность. Мне интересна эта сфера за счёт того, что в ней всю жизнь открываешь для себя что-то новое. Даже если ты выпустишься из института, это не значит, что ты готовый актер. Тебе нужно будет постоянно чему-то учиться, “окунаться” в другие различные профессии. Если перед тобой встаёт задача сыграть, например, роль великой спортсменки большого тенниса, то также нужно будет учиться правильно играть в большой теннис.
Справка «P.S.-5 сов»
Александру можно увидеть в следующих спектаклях театра «Кот»: “Спектакль о цветах внутри и снаружи”, “Двое голых мужчин”, “Сказки на всякий случай”, “Кафе “Отчаяние””, “Сиротливый запад”.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА
Фото автора и из личного архива героини
0 комментариев