22 Ноября, Пятница, 02:44, Воронеж

В музее Крамского любители советского кино вступили в «Живой контакт»

17 марта в Воронежском областном музее имени И.Н. Крамского лекторий «Живой контакт» организовал встречу любителей советского кино. Лектор, аспирант факультета журналистики ВГУ Павел Пономарёв и ведущий Борис Хорошилов обсудили с публикой фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», выяснили, что это – шпионский детектив или советский артхаус?


Артхаус в СССР

Рассказывая об особенностях кино, рассчитанного не на массовую аудиторию, Павел Пономарёв объяснил, что главную роль в таких произведениях играет художественная форма, то есть язык искусства. В артхаусе проявляется авторское выражение на всех уровнях: режиссёрском, сценаристском и операторском. Создатель кино – это художник. Поэтому фильмы подобного формата рассматриваются не как развлекательная индустрия, а как вид искусства.

На вопрос о наличии авторского кино в период идеологического контроля лектор ответил:

— Именно в такое время, когда идёт тотальный контроль над искусством, можно искать другие формы языка: эзопов язык, сказание и так далее, после чего мы задаёмся вопросом «А что хотел сказать автор?». Это одно из лучших времён, когда искусство выходит на высокий уровень.

Из ярких примеров «оттепельных» фильмов Павел выделил работы режиссёра Сергея Параджанова. Особенность их состояла в том, что главный герой – советский человек – мог быть не только русским, но и армянином, азербайджанцем и грузином.

— Такой подход говорит о том, что советское государство многонационально, — объяснил Павел.

Кроме того, лектор вспомнил режиссёра Андрея Тарковского и его фильм «Андрей Рублёв» 1966 года. Упомянул и Марлена Хуциева и его произведения «Мне 20 лет» и «Июньский дождь». В них раскрывается тема поколения, которое «знает, что ему делать, но не понимает, как». По мнению Павла Пономарёва, в этом слышны отголоски будущего застоя интеллигенции в СССР. И конечно, он не забыл о Татьяне Лиозновой, фильму которой была посвящена лекция.

«Семнадцать мгновений весны» — многосерийный фильм или сериал?

Ведущий Борис Хорошилов спросил, как именно относится всенародно любимый детективный сериал о войне и отважном Штирлице к авторскому кино, на что Павел ответил:

— Я всё время оппонирую тем, кто говорит, что «Семнадцать мгновений весны» — это сериал. Это не сериал. Это многосерийный фильм, что является уже другим жанром. Сериал в нашем понимании — «мыльная опера» без начала и конца, а многосерийный фильм подразумевает собой законченное произведение, где каждая серия является отдельным элементом. И, таким образом, это роднит многосерийный фильм с литературным произведением крупного жанра – повестью или романом.

Павел также рассказал, что, по его мнению, фильм не столько о всем известной войне и внешней политике, сколько о политике внутренней, когда в тоталитарном государстве есть люди, которых ущемляют в правах.
Например, таким героем является профессор Плейшнер, которого лишили кафедры и отправили в лагерь. Так его лишили права выражения своей мысли. Он идёт против фашистской Германии и тоталитаризма, потому что это его осознанный выбор.

Чёрно-белая плёнка: отсутствие денег на краску или авторский замысел?

Бориса Хорошилова интересовал вопрос и о колоризации фильма: почему он представлен именно в чёрно-белом варианте?

— Конечно, дело не в дороговизне цветной плёнки, несмотря на объём многосерийного фильма, который включает в себя 12 серий. У государства, что снимает фильм по заказу КГБ, конечно же, нашлись бы деньги. Чёрно-белый цвет – это замысел Татьяны Лиозновой провести работу как с контрастом, так и с документальной основой. Половина всего фильма является хроникой. Чередование чёрно-белых кадров с цветными мы видим в версии 2009 года, когда все ее авторы стали отрицать своё отношение к экранизации из-за «разноцветности». Также, если вы помните, все фашисты в фильме носят чёрную форму образца 1938 года, которая отличается от серой экипировки 1944 года. По хронологическим меркам, все эсэсовцы должны были ходить в форме именно «мышиного» окраса. Это игра со смыслом, где идёт работа на контрасте с чёрным и белым, с добром и злом, — рассказал Павел.

Музыка, создающая напряжение

Лектор поделился своим мнением и о музыке фильма. Во многих эпизодах она, по словам Павла, погружает в транс. Это выполняло одну из задач автора – создать некую атмосферу, когда, несмотря на растянутые эпизоды, в которых ничего не происходит, музыка даёт прочувствовать напряжение.

— Изначально было написано 12 песен для каждого ключевого эпизода фильма. Но Лиознова решила, что это перебор, и оставила из всех написанных композитором Микаэлом Таривердиевым совместно с поэтом Робертом Рождественским три основные мелодии: о далёкой Родине, дороге и мгновении, — объяснил Павел. Позже на экран были выведены несколько эпизодов фильма: «Встреча Штирлица с женой в кафе», в котором музыка показала напряжение внутри двух героев, и «Штирлиц про себя напевает песню «Ой, ты, степь широкая». В последнем показывают страшную проблему разведчика – ему даже не с кем поговорить на родном языке, так как он постоянно находится под прослушиванием даже в своём доме. Эту возможность он реализует только внутри себя.

О чём же фильм? А если я не смотрел?

Ведущий обратился к слушателям с вопросом: «О чём этот фильм?»

И в ответ услышал тишину.

— А кто вообще смотрел фильм? Поднимите руки.

Откликнулось меньше половины из всех присутствующих. Павел не сдержался и дал короткий комментарий:

— Прийти на лекторий не посмотрев фильм – дурной тон.

Но Хорошилов поспешил оправдать тех, кто не поднял руки:

— Паша, возможно, под влиянием нашего разговора все остальные обязательно посмотрят «Семнадцать мгновений весны».

Те же, кто смотрел фильм, считают, что его лейтмотивы — это мужество, патриотизм, верность себе несмотря на обстоятельства, героизм мужчин и женщин в разведке, существование красивых и нравственно высоких мужчин. Павел Пономарёв на вопрос о главной мысли фильма ответил так:

— Я скажу не «основной», а один из основных смыслов, который будет ближе, как мне, так и этому времени, в которое мы живём, — жить в тоталитарном государстве нельзя. А если и жить в нём, то всё это может закончиться как в мае 1945 года в Берлине, где людям затыкают рты, и изнутри разлагается полицейский режим, если вдруг в нём появится вот такой Штирлиц.

В конце встречи лектор прочитал последние абзацы из книги Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны». После чтения показали и финальный эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц по пути назад в Берлин останавливает свой автомобиль на трассе, входит в хвойный лес, садится на траву и поглаживает землю. Согласно описанию этого фрагмента в книге, он понимает, чем ему грозит возвращение в Германию за шесть недель до конца войны, поэтому имеет полное право проводить время именно вот так.

— Финал должен быть торжественным, потому что в нём представлен конец войны, выполненная миссия Штирлица. Но на самом деле после просмотра остаётся совсем другое впечатление какой-то незавершённости, что и было авторским замыслом. Штирлицу придётся продолжить работу и борьбу во имя великой идеи, — подытожил Борис Хорошилов.



Давид САЛОВ
Фото Егора СОРОКОЛЕТОВА

0 комментариев