В предыдущей части мы поговорили о политике и литературе, о современных тенденциях в контексте воронежского литературного процесса. Пора отвлечься от злободневных тем и обратиться к вещам более приятным. Вторая часть большого интервью с Василием Нацентовым посвящена Переделкину – дачному посёлку с большой литературной историей.
Справка:
В 1933 году в Переделкине был создан писательский посёлок, в котором в разное время проживали Борис Пастернак, Корней Чуковский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и другие. Городок вошёл в состав образованного в 1934 году Литературного фонда СССР. Считается, что инициатором создания места отдыха для писателей был Максим Горький, рассказавший Иосифу Сталину о европейских загородных резиденциях деятелей культуры. В 1988 посёлок получил статус историко-культурного заповедника.
— Вася, ты уже несколько раз упоминал Переделкино. Расскажи, что это за место?
— Переделкино для меня очень важное место. Я попал туда первый раз лет восемь лет назад. Тогда там было все совсем по-другому: холодное, полузаброшенное место, где жили мигранты, там почти не было туристов. Работали только несколько музеев: Пастернака, Евтушенко, Окуджавы, Чуковского.
Несколько лет назад благодаря Роману Абрамовичу все изменилось. Теперь Переделкино – в самом лучшем смысле модное место. Крупнейшая резиденция в Европе. Обновленный Дом творчества дает возможность работать писателям, критикам, художникам и переводчикам. Недавно открылась площадка для встречи резидентов с издателями. Это важно, ведь совместная работа продолжается и после резиденции.
— Туристов привлекает возможность увидеть писателей за работой?
— Конечно. Приведу такой пример, наглядный и понятный, как мне кажется. В сентябре, когда еще было тепло, я работал на балконе: кресло, столик, чашка кофе. Сижу, читаю «Новый мир», а внизу туристы ходят. И там девчонки московские. Одна другую одёргивает, на меня показывает, говорит: «Смотри, писатель работает!»
— Приехать в Переделкино – дорогое удовольствие?
— Смотря для кого. Резидентам – предоставляют всё бесплатно. Обычным туристам, естественно, придётся заплатить. Условно говоря, стакан лимонада там стоит рублей 300, эклер 400-450 – это чтобы ты примерно понимал ценовую политику. Такие московские цены. Резиденту предоставляется творческое пространство, оплачивается проживание, питание. Для них устраивают семинары.
— Насколько там комфортно находиться, работать резидентам?
— Это очень удобное и, что не менее важно, современное место. Там сделано все в советском стиле, при этом достаточно удобно и технологично. Уровень трехзвездочного отеля примерно. Одноместные номера, рабочее место, холодильник, душ, шкаф, что главное – библиотека в каждом номере. Идеальные условия, чтобы писатель приехал и работал.
— А как туда попасть?
— Резиденции проходят несколько раз в год. Недавно открыли набор сразу на полгода. Будут две индивидуальные резиденции, две переводческие мастерские и партнерские лаборатории. Все условия можно посмотреть на сайте. Заявки рассматривает рабочая группа.
Здорово, что много людей приезжает из условной провинции. Есть и из стран ближнего зарубежья – Казахстана, например, или Прибалтики – сейчас важно сохранять и поддерживать международные культурные связи. Вообще в Переделкине есть такая установка, чтобы приезжало больше людей не из Москвы.
— На что в первую очередь смотрит комиссия, выбирая, кому дать возможность поехать?
— Для комиссии главное талант. Но мы же понимаем, что талант в искусстве штука субъективная. Поэтому рабочая группа состоит из нескольких человек. Это люди разных взглядов: художественных, эстетических и политических даже.
— Наверное, в резиденцию легче попасть тому, кто о себе заявил – известному деятелю искусства?
— Вовсе нет. Как раз преимущество отдаётся тому, кто в резиденции еще не был, у кого нет или мало изданных работ – неискушённому творческой жизнью, даже творческой тусовкой человеку. Но в любом случае, в каждую резиденцию должны приезжать и более-менее известные. Так и начинающим будет полезнее и интереснее.
В этот раз в резиденции я работал почти месяц. Помимо меня, было два драматурга, полярный исследователь и критик. Плюс приезжали в разное время, но уже на десять дней, художники. И это хорошо, потому что взаимодействие разных искусств даёт гораздо больше пространства для диалога, по-иному организовывается творческий процесс.
И что ещё я бы отметил – там собраны люди разного возраста и разных художественных предпочтений, приверженцы разных ценностей. Вот что очень круто. Такого нет нигде в России. И плюс к этому – в руководстве стоят люди, которые хорошо чувствуют искусство. Это не чиновники от культуры. Вот что важно.
Я поехал туда работать над повестью. Но я не должен был, например, сдать ее в срок. Нет, подписывается только один договор: когда будет напечатано, то, что ты здесь пишешь, нужно добавить сноску: «Работа над произведением проводилась в Переделкине». Это правильно и, нужно сказать, очень приятно. Я всегда с удовольствием говорю, что работал в Переделкине.
Иван ПОНОМАРЁВ
Фото Ланы Павловой и из архива Василия Нацентова
Справка:
В 1933 году в Переделкине был создан писательский посёлок, в котором в разное время проживали Борис Пастернак, Корней Чуковский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и другие. Городок вошёл в состав образованного в 1934 году Литературного фонда СССР. Считается, что инициатором создания места отдыха для писателей был Максим Горький, рассказавший Иосифу Сталину о европейских загородных резиденциях деятелей культуры. В 1988 посёлок получил статус историко-культурного заповедника.
— Вася, ты уже несколько раз упоминал Переделкино. Расскажи, что это за место?
— Переделкино для меня очень важное место. Я попал туда первый раз лет восемь лет назад. Тогда там было все совсем по-другому: холодное, полузаброшенное место, где жили мигранты, там почти не было туристов. Работали только несколько музеев: Пастернака, Евтушенко, Окуджавы, Чуковского.
Несколько лет назад благодаря Роману Абрамовичу все изменилось. Теперь Переделкино – в самом лучшем смысле модное место. Крупнейшая резиденция в Европе. Обновленный Дом творчества дает возможность работать писателям, критикам, художникам и переводчикам. Недавно открылась площадка для встречи резидентов с издателями. Это важно, ведь совместная работа продолжается и после резиденции.
— Туристов привлекает возможность увидеть писателей за работой?
— Конечно. Приведу такой пример, наглядный и понятный, как мне кажется. В сентябре, когда еще было тепло, я работал на балконе: кресло, столик, чашка кофе. Сижу, читаю «Новый мир», а внизу туристы ходят. И там девчонки московские. Одна другую одёргивает, на меня показывает, говорит: «Смотри, писатель работает!»
— Приехать в Переделкино – дорогое удовольствие?
— Смотря для кого. Резидентам – предоставляют всё бесплатно. Обычным туристам, естественно, придётся заплатить. Условно говоря, стакан лимонада там стоит рублей 300, эклер 400-450 – это чтобы ты примерно понимал ценовую политику. Такие московские цены. Резиденту предоставляется творческое пространство, оплачивается проживание, питание. Для них устраивают семинары.
— Насколько там комфортно находиться, работать резидентам?
— Это очень удобное и, что не менее важно, современное место. Там сделано все в советском стиле, при этом достаточно удобно и технологично. Уровень трехзвездочного отеля примерно. Одноместные номера, рабочее место, холодильник, душ, шкаф, что главное – библиотека в каждом номере. Идеальные условия, чтобы писатель приехал и работал.
— А как туда попасть?
— Резиденции проходят несколько раз в год. Недавно открыли набор сразу на полгода. Будут две индивидуальные резиденции, две переводческие мастерские и партнерские лаборатории. Все условия можно посмотреть на сайте. Заявки рассматривает рабочая группа.
Здорово, что много людей приезжает из условной провинции. Есть и из стран ближнего зарубежья – Казахстана, например, или Прибалтики – сейчас важно сохранять и поддерживать международные культурные связи. Вообще в Переделкине есть такая установка, чтобы приезжало больше людей не из Москвы.
— На что в первую очередь смотрит комиссия, выбирая, кому дать возможность поехать?
— Для комиссии главное талант. Но мы же понимаем, что талант в искусстве штука субъективная. Поэтому рабочая группа состоит из нескольких человек. Это люди разных взглядов: художественных, эстетических и политических даже.
— Наверное, в резиденцию легче попасть тому, кто о себе заявил – известному деятелю искусства?
— Вовсе нет. Как раз преимущество отдаётся тому, кто в резиденции еще не был, у кого нет или мало изданных работ – неискушённому творческой жизнью, даже творческой тусовкой человеку. Но в любом случае, в каждую резиденцию должны приезжать и более-менее известные. Так и начинающим будет полезнее и интереснее.
В этот раз в резиденции я работал почти месяц. Помимо меня, было два драматурга, полярный исследователь и критик. Плюс приезжали в разное время, но уже на десять дней, художники. И это хорошо, потому что взаимодействие разных искусств даёт гораздо больше пространства для диалога, по-иному организовывается творческий процесс.
И что ещё я бы отметил – там собраны люди разного возраста и разных художественных предпочтений, приверженцы разных ценностей. Вот что очень круто. Такого нет нигде в России. И плюс к этому – в руководстве стоят люди, которые хорошо чувствуют искусство. Это не чиновники от культуры. Вот что важно.
Я поехал туда работать над повестью. Но я не должен был, например, сдать ее в срок. Нет, подписывается только один договор: когда будет напечатано, то, что ты здесь пишешь, нужно добавить сноску: «Работа над произведением проводилась в Переделкине». Это правильно и, нужно сказать, очень приятно. Я всегда с удовольствием говорю, что работал в Переделкине.
Иван ПОНОМАРЁВ
Фото Ланы Павловой и из архива Василия Нацентова
0 комментариев