22 Ноября, Пятница, 00:01, Воронеж

"Те бесчинства, ужасы, расстрелы не могли не сохраниться на бумаге"

С 27 апреля в малом выставочном зале музея имени Крамского можно увидеть серию работ Меера Аксельрода «Немецкая оккупация». «Художник создавал эти работы не потому, что мог их нарисовать, а потому, что не мог не сделать этого, в каких бы стесненных бытовых и материальных условиях он ни находился», — говорят организаторы выставки.


Больно и страшно

Холодные цвета рисунков – синий, серый, зелёный – передают промозглость тех дней, когда фашисты гнали мирных жителей и пленных на расстрел по грязи, холоду, подгоняя резкими окриками и угрожая прикладами. Вот оно, всё, как наяву. Контуры рисунков нечёткие, хотя этого и не требуется: пусть люди немного сливаются друг с другом. Это ещё раз показывает, что страдал весь народ.



— Первые рисунки Аксельрод начал писать по воспоминаниям очевидцев тех событий, которые происходили на приграничных, российско-польских, территориях. То, что творили немцы, те бесчинства, ужасы, расстрелы не могли не сохраниться на бумаге. Они не должны были оставаться только в памяти. Последним из серии «Немецкая оккупация» стал единственный прижизненный портрет Александра Печерского. Это человек, который возглавил восстание в лагере смерти Собибор, — рассказывает руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Оксана ЛЕПНИНА.

Цветных рисунков не очень много, в основном – наброски и иллюстрации к произведениям, выполненные тушью. Меер Аксельрод работал с теми авторами, в чьих произведениях тоже зачастую освещалась тема войны, плена, самопожертвования в моменты смертельной опасности и тягот оккупации. Эти чёрные штрихи врезаются в память и застывают, как застыл безмолвный крик в устах матери.



«Он никогда не возвращался к созданным работам»
В зале практически никого. Герои рисунков и эскизов беспрепятственно смотрят на страдания и боль друг друга с противоположных стен, переглядываются, тянут друг к другу руки и вечно живут в том моменте, в каком были запечатлены.

В одном из углов помещения стоит небольшой телевизор, на экране которого показывают короткое интервью с внуком легендарного художника Михаилом ЯХИЛЕВИЧЕМ. Негромкий голос плывёт по полупустому залу:

— Он (Меер Аксельрод – прим. авт.) жил новыми вещами. Никогда не возвращался к созданным работам, как будто это был уже пройденный этап.



Звук телевизора даже слишком тихий, ещё и немногочисленные посетители переговариваются друг с другом, поэтому приходится чуть ли не вплотную прижиматься ухом к динамику. А потом, осознавая всё то, что говорит внук художника, не можешь оторваться от телевизора и жадно впитываешь каждое слово, каждое воспоминание. Хочется оказаться рядом с Михаилом и подробнее расспросить его о деде.

Фильм заканчивается и начинается сначала.

Прошло всего 25 минут с начала выставки, а посетителей практически не осталось.

Портрет волевого человека

— Он пытался создать живые образы, в которых подчёркнуты особенности характера человека, которого он пишет, — говорит Михаил.

У входа висит портрет Александра Печерского – «Узник». Человек, бросивший вызов фашистскому режиму, человек свободы. О чём он думает? Не хочется предполагать и додумывать. Перед его портретом стоишь и молчишь, преисполненный уважения и гордости.



Впрочем, каждый рисунок находит отклик в душе. Но не у всех. Пока немногие из присутствующих – те, кто пришёл действительно ради памяти и искусства – рассматривают рисунки и фотографируют их, кто-то старательно подбирает позу и делает лицо поумнее, чтобы хорошо получиться на фото. А на заднем фоне кричит мать с ребёнком на руках … Солдат тащит на себе раненого товарища… И люди вереницей идут на расстрел.

Рисовал на том, что было под рукой

Работы Меера Аксельрода удивительны тем, что они сделаны не на холстах. Да и где их было взять в те непростые времена? Вместо них художник использовал всё, что могло сгодиться для рисования: от картонок до обоев. И если присмотреться, то можно увидеть, что изображения на плотном картоне чёткие, хорошо сохранились. А те, что были выполнены на менее прочных материалах, обветшали и начали рваться.



— Работы хранились под стёклами. Всё это было очень важно для него, — доносится голос Михаила.

А важно ли для нас?

Спускаюсь из выставочного зала и в небольшом холле музея вижу группу – человек 15. Слышу, что спрашивают, как пройти на выставку Меера Аксельрода «Немецкая оккупация». Слышу и улыбаюсь: выходит, что важно.

Ульяна ГУБЕНКО,
фото автора

0 комментариев