Неопределенность – самая главная характеристика эпохи перемен. Никто не знает, что произойдет завтра, и это тревожит многих людей. 12 ноября в Никитинской библиотеке дипломированный психолог Наталья ШЕВЧЕНКО рассказала, каким образом мы адаптируемся к изменениям в мире, что происходит с нашим сознанием, как реагирует наша чувственная часть и как расставить ценности в условия меняющегося мира.
Как человек реагирует на изменения в мире?
Эскапизм (уход от реальности). Уход от реальности в литературу, просмотр дорам, сериалов. Занятие своим любимым делом помогает абстрагироваться от происходящих событий. Иногда болезнь близкого, проблемы на работе или глобальные проблемы можно пережить с помощью эскапизма.
Компульсивные действия. Реакция на стресс, испуг порождает компульсивные действия.
– Когда объявили мобилизацию, один из моих коллег продал все, что мог, взял деньги и технику и уехал в Турцию. Там он узнал, что рубли не меняют. Без долларов и работы мой коллега вернулся через неделю. Это быстрое действие, которое ведет только к потере денег, – отмечает психолог.
Также компульсивные действия наблюдаются в экстренных ситуациях. Например, когда люди идут в огонь за животными. Они перестают чувствовать ответственность за свою жизнь и пытаются справиться каким-то действием. В пример спикер привела обмен валюты. Люди массово скупали доллары по 80-100 рублей, из-за чего потеряли огромные суммы.
Игнорирование (псевдонормальность). Человек ведет себя так, будто ничего не происходит, он живет точно такой же жизнью, ни о чем не переживает. Все, что происходит – норма жизни, и человек отказывается от изменений. Такое поведение – это защитный механизм. Чаще всего отрезвление происходит ввиду более жестких событий.
Многие слышали о том, что упал самолет в городе Ейске. Он упал на соседнее здание родительского дома Натальи. На нее это произвело большое впечатление. Это событие поменяло ее восприятие, потому что ситуация коснулась не кого-то, а лично ее.
Снижение уровня притязаний. Например, в паре и между людьми, находящимися в браке, есть раздражение на фоне бытовых проблем: кто-то поставил не на свое место кружки, ложки, не помыл пол. Ситуация мобилизации сильно это поменяла. Девушка рассказывала психологу, что раньше молодой человек оставлял посуду и ее это раздражало. А сейчас она говорит: «Ставь и убирать не надо».
Когда ощущаешь, что у тебя могут отнять близкого человека, совершенно меняется уровень притязаний.
Также когда открывалась какая-то страна после пандемии, все начали выходить на улицу, жизнь заиграла новыми красками – появился эффект новизны, в сравнении люди познали новые ощущения.
Какие реакции наиболее продуктивны?
Поиск решений. Это один из самых продуктивных пунктов. Он состоит из целого ряда компонентов. Человек анализирует и понимает, как расставить приоритеты, что делать, куда ехать, как распределить бюджет.
Ценность навыков. Навыки выходят на первый уровень. Одна из самых важных ценностей сейчас – что я умею?
Например, девушка выучилась на флориста. Но это не ее основная специальность. Она уехала в Турцию и узнала, что там не делают букеты, как в России. Девушка оказалась уникальным специалистом, который умеет создавать что-то особенное, поэтому она быстро нашла работу. Сейчас там работает флористом, не зная языка. Один навык прокормил ее в другой стране.
Новые возможности. Эпоха перемен дает возможность для бизнеса, развития какой-то индустрии. Например, во время пандемии научились создавать быстрее вакцины, проводить эксперименты. Кто-то на этом делает бизнес, продвигается в научной области.
А также люди уезжают на Бали, строят апартаменты, потому что там есть спрос на жилье. Многие из удаленщиков едут именно на Бали, где дешевая жизнь.
Стоит привести пример с удаленкой – сначала она очень трудно далась многим людям, а сейчас никто не может представить без нее свою жизнь.
Поиск новых смыслов. Например, дачу строить не буду, не хватает бюджета. У кого-то кризисная ситуация повлияла на доход, что сильно перестроило приоритеты на ближайшее время. Не можете заниматься тем, что любите? Это время поиска новых вдохновений.
Чаще всего один из самых главных смыслов в жизни – быть полезным и нужным людям. Приносить пользу не только близком, но и обществу, делать что-то значимое, созидать, создавать что-то новое.
Как избавиться от тревоги?
У тревоги есть разные уровни:
Низкий – например, ситуация, когда горят сроки сдач, а человек лежит на диване и ничего не делает
Средний – чувство тревоги в течение дня (например, ситуация подготовки к экзамену)
Высокий – тревога присутствует в течение длительного времени и может перерастать в нарушения
Тревога – это неопредмеченный страх. Есть индикаторы тела, которые говорят о тревоге: поднимается давление, начинает кружиться и болеть голова, учащается сердцебиения, потеют ладошек, становиться жарко или холодно, сохнет во рту.
Необходимо это знать, чтобы идентифицировать тревогу и каким-то образом ее проработать.
Упражнение занимает буквально пару минут, помогает избавиться от тревоги.
1. Сесть или лечь максимально удобно, расслабиться.
2. Закрыть глаза.
3. Выровнять дыхание.
4. Почувствовать три опоры – ягодицы, спина, ноги.
5. На 10 секунд максимально сконцентрироваться на мизинце левой руки, его ощущениях: покалывание, тепло, пульсация. Если не ощущаете мизинец, то можно его потрогать, погладить.
6. Переместить концентрацию внимания на стопы на 20 секунд.
7. Перевести внимание снова на мизинец левой руки – сконцентрироваться на ощущениях, изучить все, что происходит с мизинцем и удержать внимание в течение 30 секунд.
Упражнение переключает человека на зону ощущений и расслабляет мозг, убирает напряжение из других зон тела, освобождает мышление.
Наталья рассказала, что также это упражнение помогает заснуть. Медитация ей дается трудно, потому что мышление работает очень быстро и трудно расслабиться, но концентрация на отдельных участках тела помогает снять напряжение.
Как можно проанализировать собственные ценности?
Кто-то в период пандемии переставил приоритеты, а некоторые после явных событий, угрожающих жизни.
У Натальи была на приеме девочка, которая рассказывала, как она сидела у окна в своем доме, недалеко упал снаряд, и в этот момент для нее приоритеты изменились мгновенно.
Например, в пандемию ни один знакомый Натальи не болел, не умер от этой болезни, а у коллег были утраты.
Иерархия ценностей для всех разная. Для всех людей важно мирное небо, комфорт, уют, образованность, но при этом ранжирование этих пунктов отличается.
Упражнение для анализа своих ценностей
1. На каждом листочке написать по одной ценности: духовные, материальные, другие люди – все, что угодно.
2. Проранжировать ценности от наиболее важных к наименее.
3. Убрать наименее важную ценность, как будто обстоятельства ее забрали. Что я испытываю?
4. Убрать наиболее важную ценность. Что я испытываю?
Когда Наталья была студенткой младших курсов, у нее на первом месте по ценностям стояла мама. Когда эту ценность забрали, здоровье, образование – все посыпалось. Для Натальи был инсайт – зачем она живет своей жизнью, если ее образование для мамы? Это осмысление того, что есть люди, события, предметы, но если пропадает самая важная ценность и все теряет смысл, то остаются вопросы – ради себя ли я живу? Живу ли сейчас? Насколько это важно и что произойдет?
Например, одно из ценностей у Натальи было творчество. Но можно ли его забрать? Если не будешь рисовать, то лепить. Если не лепить, то шить. Творчество трудно забрать, оно многолико.
Есть и другие вещи – можно ли забрать свободу, честность, преданность? Это решает сам человек.
Существует еще одно упражнение – ответить себе на определенные вопросы.
1. Полгода назад и сейчас я с одними и теми же ценностями?
2. Какие обстоятельства могут произойти в ближайшее время, чтобы ценности поменялись?
3. Насколько перестроятся эти ценности?
Эти упражнения заставляют проанализировать свои ценности, перестать тратить время и ресурсы на то, что не будет актуально. Осознать, насколько я убегаю от реальности и могу ли ее поменять.
Александра ШИТИКОВА
Фото автора
0 комментариев