22 Ноября, Пятница, 02:39, Воронеж

Варя Яковлева: «Мой главный прием — «небоязнь» ошибок»

16 апреля в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского в рамках XI Большого фестиваля мультфильмов режиссер и художник анимационного кино Варя Яковлева встретилась со зрителями, представила четыре своих работы: «Площадь», «Анна, кошки-мышки», «Жизнь-паскуда» и «Ванлав», — а ещё рассказала о процессе создания мультфильмов и о том, где она берет идеи для своих эпизодов.


Формирование собственного стиля


— Я как художник и как режиссёр стилистически сформировалась примерно в одно время, уже после окончания учебы. Четыре года художественного училища, шесть лет во ВГИКе — это было прекрасно. Но у меня уже тогда возникал вопрос: «А почему в художественных училищах и в некоторых институтах преподают историю искусств только до начала XX века, до авангарда, а потом как будто ничего и не было 100 лет?" Пытаясь осознать, для чего работать как прежде в станковой живописи, я каким-то образом вышла на анимацию. Меня это очень радует, потому что здесь можно изображение совмещать с движением и с музыкой, — говорит художница.

Помимо встречи, в музее проходила выставка художественных работ Вари «Наши несовершенства делают нас индивидуальностями». Главной идеей которой является мысль о «небоязни» ошибок, потому что ошибки могут привести к открытию чего-то нового.

По словам автора, выпуск из ВГИКа стал переломным моментом в ее творчестве. Именно тогда она начала рисовать так, как хочется, а не так как надо. Девушка даже решила использовать ручку вместо карандаша, чтобы ошибки нельзя было исправить ластиком, тем самым почувствовав свою «пластику руки».

— Мне многое дала работа резаком, когда без эскиза отрезаешь лишнее. Поэтому у меня образовалась вот такая любовь к большим формам, к большим женщинам. Ключевой момент — разрешить своему творчеству быть таким кривым и несуразным. Например, работы, которые сразу вызывают реакцию у подписчиков, обычно нарисованы в таком состоянии: «Господи, да я вообще ничего не умею, какой кошмар», — а потом куда-нибудь её выложишь, и тебе сразу пишут, что хотят купить. Я просто не боялась выкладывать плохие работы. Выкладывала, выкладывала, и как-то люди сами стали подтягиваться. Как ни странно, но моя публика в основном из-за рубежа, в России очень редко покупают, — признается Варя.

Из зала прозвучал вопрос:

— А почему некоторые персонажи на картинах такие маленькие?

Варя объяснила, что такой прием называется «удобной перспективой», для уравновешивания композиции нужно подчинить размеры объекта другим составляющим картины. Также аниматор отметила, что из-за параллельной работы над иллюстрациями и анимациями у нее появилась профдеформация:

— Может быть, анимационное производство мне мешает в плане того, что в мультипликации прорабатывать детали очень сложно, так как все движется. Поэтому персонажи в анимации упрощаются, и это плохо сказывается на иллюстрациях, так как я тоже все немного упрощаю.


Работа в команде


Варя Яковлева семь лет проработала с известным режиссером, мультипликатором Андреем Хржановским. Вместе с его командой она делала фильм «Нос, или заговор «не таких». Художница рассказала, что опыт командной работы очень много дал ей для собственного развития и роста:

— Я люблю работать в команде. На последнем фильме (речь о фильме «Ванлав» — прим.авт.) была очень плодотворная работа со звукорежиссером и композитором Алексеем Просвирниным. Он делал звук отдельно под каждого персонажа: под сантехника, под маленького человечка. Ещё Лёша мне очень помогал по ритму. Мы в конце производства отсматривали фильм, и он мне говорил: «Делай сцену короче», — чтобы она укладывалась в ритм музыкального сопровождения.

По словам Вари, анимацию можно делать и самому, один человек легко заменяет режиссёра, аниматора, художника и звукорежиссера. Например, есть у нас такой талантливый парень в Нижнем Новгороде Макс Литвинов. Он программист по образованию, но в какой-то момент начал делать анимацию, и ему это так понравилось, что он взял и поступил совершенно случайно во французскую киношколу. Проучился там два года и теперь сам пишет музыку и делает анимацию, и это прекрасно.

Варя затронула на встрече и особенности техники выкладки на станке, пояснив, что она называется стопмоушн. Камера располагается сверху и направляется на стекла — на нижнем лежит фон, — и дальше уже все персонажи и декорации распределяются на отдельные слои, чтобы создавать глубину. В такой технике работал Юрий Норштейн, автор знаменитого «Ежика в тумане». Также девушка сравнила «старую школу» и молодых аниматоров. По ее словам, последние не смотрят на аниматику и историю в целом. Им говоришь, что хочешь видеть, — они делают. Как роботы. А «союзмультфильмовские» аниматоры, напротив, обязательно посмотрят всю раскадровку, всю историю и ещё принесут в фильм что-то свое, какие-то детали. Для них важно развитие: что было до, и что получилось после.

Как создается фильм


На встречу Варя привезла эскизы и марионетки из своего фильма «Анна, кошки-мышки». Для его создания автор выбрала как раз технику выкладки на станке, потому что, по ее словам, на ней она «собаку съела». Посмотрев на эскизы, у одной из девушек в зале возник вопрос:

— А зачем они вообще нужны?

— С этого начинается любой фильм. Именно эскизы я подавала в Минкульт для получения финансирования. Сначала ты пишешь сценарий, создаешь серию эскизов, синопсис, режиссёрскую экспликацию, объясняющую, почему ты хочешь делать это кино. После этого, либо получаешь финансирование, либо нет. Это такая своеобразная русская рулетка. Самому нельзя прийти в Минкульт и сказать: «Ребята, я хочу снимать фильм». Даже если у тебя есть профессиональное образование. Заявку должно подавать юридическое лицо, поэтому ты приходишь на студию. У студии есть художественный руководитель, который принимает решение, хочет ли он работать с тобой. После этого показываешь собственные наработки, и студия решает, интересен этот проект или нет. Дальше он идёт на рассмотрение в Министерство культуры. Там тоже несколько этапов: сначала художественный отбор, а потом уже финансовый. Получается, ты придумал идею, сформулировал её, подал заявку, а о том, профинансируют проект или нет, узнаешь только через полгода. К сожалению, чтобы хоть что-то снимать независимо, нужно иметь источник дохода.

Для этого Яковлева иногда подрабатывает иллюстратором в журналах и книгах, однако это приносит не очень много денег.

На встрече состоялся премьерный показ фильма Вари Яковлевой «Ванлав».

— Это фильм, в котором я не отрисовывала героев в начале производства. Обычно, в первую очередь, обязательно нужно сделать раскладку персонажей, чтобы они все стояли в рост. Такая «растишка», чтобы посмотреть на героев с разных ракурсов. А у меня этого ничего не было, я все делала на глаз. Уже полфильма готово, а я ещё не знаю, что будет в следующей сцене. Анимацию делала руками. Некоторые из них заказывала у знакомого аниматора Паши Суслова, — делиться секретами режиссер.

Варя также показала эскизы фонов к этой работе, персонажей и раскадровку.



Откуда берутся идеи?


— В основном все идеи из жизни. Это какие-то наблюдения за собой, за окружением. Вообще учёные говорят, что человек ничего придумать сам не может. Он все берет из окружающего мира. Я на своем примере могу это подтвердить, — отвечает на вопрос Варя.

Документальное кино Яковлевой «Жизнь-паскуда» основано на истории бездомного Ислиама, который жил на железнодорожной станции.

— Мы с мужем занимались социализацией этого Ислиама. Каждый день выходили и смотрели на него. Он лежал на станции без ноги и гнил. На нем было около килограмма червей. Это было ужасно. Запах стоял непередаваемый. Бедняга постоянно стонал от боли, — рассказывает художница.

По словам Вари, она не знала, о чем изначально делает фильм. Вроде собиралась об одиночестве, а вышло совсем другое. Именно в этот период завершался проект у Хржановского, на котором она тоже работала. Андрей Юрьевич приглашал известных друзей: дирижеров, сценаристов, музыкантов. Девушка слушала их разговоры и задавалась вопросом: «А что я вообще могу сказать этому миру?»

— Я ходила и совершенно не могла себе найти места. Тогда меня беспокоило, не как я это делаю, а о чем именно. В этот момент, пока у Хржановского, велись беседы о «высоком», у меня был этот бомж. И пазл сложился, гештальт я свой закрыла и остановилась на тематике, которая волновала меня на тот момент больше всего – разочарование в собственной жизни. Вот то, о чем я хочу говорить сейчас.
Варя взяла у бездомного интервью, которое длилось три с половиной часа. В фильм вошло около минуты. Но вся режиссерская работа заключалась в том, чтобы подчинить композицию голосу героя. Поэтому картинка мультфильма почти статична, с небольшими отъездами назад. Как говорит сама автор, из его слов можно было «слепить» фильм на любую тему: о том, как жизнь прекрасна; как она ужасна; какие плохие люди.

— Когда я брала первое интервью, то не могла сдержать слез: «Господи, какая жизнь ужасная!», — вертелось у меня в голове тогда. Второе интервью уже было с другими эмоциями: «Какой же ты козел, сам во всем виноват. И ещё удивляешься, что ты здесь». На третьем уже понимала, что человек — это очень сложное существо, и у всех нас есть и хорошее, и плохое.

К концу истории всех волновал вопрос: «Что же сейчас с Ислиамом?»

— Сейчас он в Самарканде в доме престарелых у себя на родине, — ответила художница.

В конце встречи Варя поделилась истиной, которая помогла ей реализоваться в жизни: «Успеха добиваются только те, кто искренне «дышит» своим делом и всецело ему отдается».

Софья БИЛАЯ
Фото автора

0 комментариев