12 ноября в прямом эфире прошёл “Диалог на равных” с художником, основателем мастерской “Дай пять” Яном Посадским. Почему воронежский стрит-артист не согласовывает свои работы с администрацией города, что делать, если таланта нет, а творить хочется и вечный вопрос — где граница между стрит-артом и вандализмом? Читайте мысли урбаниста в нашем материале.
Стрит-артом Ян Посадский начал заниматься полтора года назад, когда окончил Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. Художник рассказал о навыках, которые приобрел в университете и которые позже пригодились ему в стрит-арте.
— Прежде всего, это отношение к архитектуре и городу. Оно должно быть таким, чтобы занятие стрит-артом не воспринималось как вандализм. Чтобы он вписывался, улучшал город. Также университет выработал у меня конструктивное мышление — научил сочетать материалы и фактуры, как лучше работать с архитектурными объектами. Наверное, именно эти навыки мне помогают до сих пор.
— Прежде всего, это отношение к архитектуре и городу. Оно должно быть таким, чтобы занятие стрит-артом не воспринималось как вандализм. Чтобы он вписывался, улучшал город. Также университет выработал у меня конструктивное мышление — научил сочетать материалы и фактуры, как лучше работать с архитектурными объектами. Наверное, именно эти навыки мне помогают до сих пор.
Перед тем, как приступить к нанесению рисунка, Ян изучает историю места. Большинство его работ имеют историческую или литературную основу. Например, работа с Осипом Мандельштамом, которая располагается в центре Воронежа. Адрес для граффити был выбран неслучайно.
— Эта работа располагается рядом с местом, где стоял дом театральной портнихи, в котором Мандельштам снимал комнату (раньше это была улица 27 февраля, 50, ныне — пустырь между Пятницкого, 52-54). Там он прожил полгода. Это место так или иначе связано с личностью поэта, поэтому работа появилась именно там.
— Эта работа располагается рядом с местом, где стоял дом театральной портнихи, в котором Мандельштам снимал комнату (раньше это была улица 27 февраля, 50, ныне — пустырь между Пятницкого, 52-54). Там он прожил полгода. Это место так или иначе связано с личностью поэта, поэтому работа появилась именно там.
Свои работы художник не согласует с городской администрацией — согласование происходит уже постфактум.
— Мой стрит-арт вполне “friendly”: многие из них имеют литературную и историческую коннотации. Как мне кажется, они являются приятными для администрации изначально. Некоторые работы, конечно, были довольно дерзкими, вызывающими. Например, ранее упомянутая работа с Осипом Мандельштамом. Она была сделана за неделю до голосования за поправки в Конституцию. Содержание этой работы было, может быть, антиполитическое, хотя имело литературную коннотацию. Тем не менее, этот проект был реализован. Администрация его не убрала. Я стараюсь быть неагрессивным художником с точки зрения работы в городе. У меня нет цели навредить какому-то архитектурному сооружению, наоборот — хочется заполнять некие городские пустоты.
Ян считает, что стрит-арт — это искусство, которое подходит для людей любого возраста.
— Возраст в данной сфере совсем неважен. Здесь надо понимать, что конкретно тебя интересует, и какие цели ты перед собой ставишь. Ты можешь хоть в сорок, хоть в пятьдесят начать заниматься стрит-артом. Даже если у тебя нет таланта художника, ты можешь делать какие-то плакаты: вырезать фрагменты из постеров или журналов и клеить на какой-то архитектурный объект.
Кумиром и вдохновителем Яна Посадского является Владимир Абих — питерский художник, который работает в основном в текстоцентричном формате.
— Мой стрит-арт вполне “friendly”: многие из них имеют литературную и историческую коннотации. Как мне кажется, они являются приятными для администрации изначально. Некоторые работы, конечно, были довольно дерзкими, вызывающими. Например, ранее упомянутая работа с Осипом Мандельштамом. Она была сделана за неделю до голосования за поправки в Конституцию. Содержание этой работы было, может быть, антиполитическое, хотя имело литературную коннотацию. Тем не менее, этот проект был реализован. Администрация его не убрала. Я стараюсь быть неагрессивным художником с точки зрения работы в городе. У меня нет цели навредить какому-то архитектурному сооружению, наоборот — хочется заполнять некие городские пустоты.
Ян считает, что стрит-арт — это искусство, которое подходит для людей любого возраста.
— Возраст в данной сфере совсем неважен. Здесь надо понимать, что конкретно тебя интересует, и какие цели ты перед собой ставишь. Ты можешь хоть в сорок, хоть в пятьдесят начать заниматься стрит-артом. Даже если у тебя нет таланта художника, ты можешь делать какие-то плакаты: вырезать фрагменты из постеров или журналов и клеить на какой-то архитектурный объект.
Кумиром и вдохновителем Яна Посадского является Владимир Абих — питерский художник, который работает в основном в текстоцентричном формате.
Ян рассказывает, что в Воронеже очень мало уличных художников.
— На самом деле, это очень грустно. Получается, что тебе приходится чуть ли не одному отдуваться и делать работы в городе. Хочется, чтобы через год я смог назвать хотя бы пять-семь человек, которые активно занимаются уличным искусством в Воронеже.
Воронеж, как считает художник, — благоприятный город для стрит-арта. Город заслуживает “индивидуального искусства”, которое можно демонстрировать туристам.
— Для начала было бы неплохо ввести регламент дизайна, чтобы не было ярких, пестрых вывесок. Нужно стандартизировать дизайн для сохранения исторического облика зданий. Возможно, это больше повлияет на периферию города, чтобы он стал приятнее и комфортнее для жизни. А уличное искусство — это лишь дополнение к этому.
Ян Посадский объявил, что сезон стрит-артов уже заканчивается из-за наступления холодов — аэрозольная краска плохо пишет при пониженной температуре. На данный момент художник уже готовит следующие эскизы, которые, возможно, еще успеет реализовать в конце ноября.
— На самом деле, это очень грустно. Получается, что тебе приходится чуть ли не одному отдуваться и делать работы в городе. Хочется, чтобы через год я смог назвать хотя бы пять-семь человек, которые активно занимаются уличным искусством в Воронеже.
Воронеж, как считает художник, — благоприятный город для стрит-арта. Город заслуживает “индивидуального искусства”, которое можно демонстрировать туристам.
— Для начала было бы неплохо ввести регламент дизайна, чтобы не было ярких, пестрых вывесок. Нужно стандартизировать дизайн для сохранения исторического облика зданий. Возможно, это больше повлияет на периферию города, чтобы он стал приятнее и комфортнее для жизни. А уличное искусство — это лишь дополнение к этому.
Ян Посадский объявил, что сезон стрит-артов уже заканчивается из-за наступления холодов — аэрозольная краска плохо пишет при пониженной температуре. На данный момент художник уже готовит следующие эскизы, которые, возможно, еще успеет реализовать в конце ноября.
Екатерина КОНОВАЛЬЦЕВА
Фото из личного архива Яна ПОСАДСКОГО и Владимира АБИХА
0 комментариев