Красные развивающиеся штаны, в руке — трубка, вдали — морские просторы. Это — кругосветное плавание на судне BBC NORTHSEA. Моряк Михаил Смолицкий рассказал о том, каково побывать в плену у сомалийский пиратов и как студенту отправиться в плавание.
— Все произведения про пиратов — очень романтизированы. И, если бы про них снимали близко к реальности, то получилась бы суровая документалка, а не картины Гора Вербински (американский кинорежиссёр и сценарист, режиссёр серии «Пираты Карибского моря» — прим. авторов). С профессиональной точки зрения я отношусь к ним плохо. Впрочем, также романтизируют и байкеров с рыцарями. Меня часто путали с пиратом из-за внешнего вида: борода, усы, серьга в ухе. Как-то я курил трубку на палубе в Хорватии. На мне были красные развевающиеся штаны и бандана. Рядом проходил папа с маленьким мальчиком. Мальчик увидел меня и закричал «Senior pirate!». Я могу простить это маленькому ребенку, но не взрослым людям, которые верят этим киношным образам — так начал свой рассказ Михаил СМОЛИЦКИЙ в «Чайной школе Шу и Шэн». О том, как все начиналось
— Раньше я работал на торговом флоте: сначала был кадетом, потом получил категории ОS и AB (международная классификация матросов на судах — прим. авторов). Затем попал в частный флот. Сначала я тоже пришел туда как матрос, но очень быстро закончил все необходимые обучения и стал капитаном.
Первое судно, на котором я работал, было под российским флагом. Я проходил на нем практику 2,5 месяца, а потом пошел работать в немецкую компанию на контейнеровозе. Плавал на многофункциональном судне сухогрузного типа «BBC NORTHSEA», после этого ушел в частный флот и работал капитаном. Сначала на моторной лодке, которая называлась «LONE FOX» (Одинокий Лис).
Об истории пиратства
— Первые пираты появились ещё в Древней Греции, а расцвета их деятельность достигла в средневековье — эпоху географических открытий. Карты в то время очень ценились, поэтому за ними велась охота. Морские пути были не изучены, а целые материки отрезаны друг от друга. Как говорится: «Где была Австралия до того, как её открыли?».
Сами пираты передвигались на каравеллах. Но поэтичное название не спасало от трудностей продолжительного мореплавания — затхлого воздуха и соленого мяса в качестве еды. Помимо пиратов существовали каперы (частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооружённое судно с целью захвата торговых кораблей неприятеля — прим. авторов). Те, кто получили каперскую грамоту, могли безнаказанно нападать на иностранные суда, но должны были отдавать треть награбленного в государственную казну. Обычно к каперству прибегали в военное время. Сам термин «пиратство» предполагал незаконный захват и ограбление судна, что сейчас является уголовным преступлением. По сути, это обыкновенный бандитизм, который не имеет ничего общего с благородством.
— Сейчас названия морских средств передвижения часто путают, ведь их очень много. Но есть два больших понятия — корабль и судно. Отличие корабля в том, что он всегда вооружен и имеет свой флаг. Когда корабли шли на сближение, пираты часто меняли свой флаг на флаг другого государства, чтобы усыпить бдительность противника и напасть внезапно. Изначально флаг нападения и атаки был красного цвета. А черный флаг (Веселый Роджер) был признаком чумы на корабле, а также применялся для устрашения. На нем изображена адамова голова — древний символ черепа с перекрещенными костями. Этот флаг — самый узнаваемый образ пиратства. Также использовались и другие символы устрашения противника — например, мечи или песочные часы, означающие, что «ваше время вышло». В наше время многие русские суда за границей любят вывешивать «Весёлого Роджера» на свои корабли.
О пиратах
— Пират — это традиционно мужское занятие, хотя госпожу Чжен из Китая это не остановило. Она была девушкой легкого поведения, но вышла замуж за влиятельного пирата. А после его смерти создала свою могущественную империю из сотен кораблей и тысяч матросов. Чжен сдалась китайскому императору только при условии, что никого из команды не казнят. А умерла в 69 лет владелицей игрового казино, рассказывает моряк.
Современные пираты продолжают свою незаконную деятельность и сейчас, нанося огромный ущерб международной торговле (300 миллиардов $ от сомалийских пиратов с 2008 по 2014 годы). Все пираты действуют по-разному. Воспринимать их обобщенно — все равно, что говорить «как у индейцев». Но индейцы понятие больше географическое, чем национальное. А в реальности — это сотни непохожих друг на друга племен с различной культурой, языком и цветом кожи. Так и с пиратами. Сейчас существует четыре «осиных гнезда» — главных пиратских мест с абсолютно разными морскими разбойниками и целями нападения.
Я их видел вместе со всей командой, но они не предприняли попыток к задержанию. Скорее всего, это была разведка. Мы шли в балласте (так называется положение судна, когда на нем нет груза), поэтому борт находился очень высоко над уровнем моря. Плюс колючая проволока. Все это — лишние проблемы для них. А когда вокруг очень много судов, нужно идти по пути наименьшего сопротивления, делится мыслями моряк.
В территориальных водах больших серьезных государств они просто не могут существовать, их деятельность мгновенно пресекается. Там постоянно базируются военные суда разных стран. Пират не может гонять просто так, куда захочет. Сейчас регулированием этой проблемы в каждом регионе занимаются серьезные организации. Но это проблема никогда не будет побеждена полностью.
В романе братьев Вайнеров «Милосердие» главный герой сказал: «Все победит милиция». Милиция ни в одной стране никогда не победит. Победит культурный уровень. Если его повышать, рано или поздно большинство людей поймет, что торговлей получить можно больше, чем войной. И что нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь. Но это мы уже углубляемся в философские понятия. А эти понятия и ценности может привить только уровень культуры, а не милиция.
О традициях моряков
— Их очень много. Все зависит от конкретного капитана и страны. Обычно при прохождении экватора устраивают День Нептуна, на котором посвящают в настоящие моряки новичков, ставят им штампы. До сих пор моряки спорят о том, кто же является настоящим моряком: тот, кто совершил кругосветку, обогнул мыс Горн или пересек экватор. Я пересек экватор несколько раз, совершил кругосветку, но вот никогда вокруг мыса Горн не гонял. На военном флоте есть традиция, что настоящий моряк должен выпить плафон соленой воды. Это неприятно и противно, но ты должен. Еще выдают грамоты. Например, когда и при какой широте и долготе был пересечен экватор.
О сложностях работы
— В 40 лет понимаешь, что абсолютно любая работа — это тяжелая штука, если делать её добросовестно. Неважно кто ты: офисный работник или капитан. Главное, чтобы она нравилась. Я никогда не делаю того, что мне не нравится, любая работа должна меня цеплять. А готовым нужно быть всегда и ко всему. Всегда есть шанс, что может попасться член команды, не вполне дружащий с головой или капитан-самодур. Шторм, гроза, пираты… Да что угодно может произойти.
На вопрос «Случались ли на Вашем судне неприятные случаи?» Михаил отвечает просто: «Да, но я не люблю про это вспомнить. Всегда лучше помнить о прекрасном, чем о неприятном».
Аденский пролив, республика Сомали
— Недалеко от республики Сомали расположены важнейшие торговые пути через Суэцкий канал, который соединяет Красное и Средиземное море (Тихий и Индийский океан). Этот канал создан искусственно, оборудован пропускной системой и приносит Саудовской Аравии 5 миллиардов $ в год. А основной доход Республики Сомали — верблюдоводство, добыча меди и алюминия, а также ловля тунца. Сомали рассчитывала на поддержку СССР в конфликте с Эфиопией, но, не получив её, понесла большие потери. К тому же из-за радиоактивных отходов весь тунец закончился. Местные жители сначала просто штрафовали проходящие мимо торговые суда, а потом стали захватывать. В 2019 году республика Сомали была признана самой опасной страной для туризма. Высокая преступность — следствие бедности местного населения. Сомалийские пираты плохо вооружены и экипированы. Между пиратскими кораблями, показанными в фильмах и их реальными суднами — большая разница. Вместо двадцатиметрового фрегата вы, скорее, увидите лодку длиною в 6 метров. В ней сидят худощавые, длинные ребята и мужчины в изношенной одежде и с ржавым оружием. Никакой дисциплины нет, каждый за себя. Они вооружены автоматами Калашникова китайского производства. После революции у них осталось много оружия. Также сомалийцы используют чужое оружие спонсоров, которым потом отдают часть своей прибыли. Стрелять они, конечно, умеют, но это не серьёзно.
— Я был знаком с морским поваром Юрой из Украины, который побывал в плену у сомалийских пиратов. Он никогда об этом не рассказывал, но как-то раз мы выпивали вместе пиво, и Юра разговорился. Жаль, что у меня не было с собой диктофона. Я испытывал огромный ужас, хотя просто слушал его рассказ. Возможно, потому что я понимал, что такое могло произойти и со мной. Ведь самое важное для моряка — не попасть в плен. На корабле есть смотрящий, который должен предупредить о нападении. За это время нужно успеть спуститься в цитадель — главную комнату в корабле. Это машинное или румпельное отделение, которое находится в самом низу, за несколькими магнитными толстыми дверями, которые даже со специальным инструментом пилятся не один день. Взрывать их бесполезно. Иллюминаторов в этих помещениях нет и самое главное – в них можно отключить двигатель. Можно управлять кораблём, при этом отключив всё управление на мостике. Там есть запас воды, еды, спальники, одеяла, спутниковая связь. Видеокамеры, которые расставлены по всему судну. К сожалению, не все успевают туда спуститься. Можно, конечно, выйти на палубу и обороняться. Но это опасно, и психологически сложно идти с бутылкой зажигательной смеси против вооруженных людей. К тому же мы воспринимаем мир нормально и не готовы на убийство. Чтобы человек вышел за рамки, его нужно долго держать на грани жизни и смерти, а пираты уже давно вышли за эти рамки, — вспоминает Михаил.
— Схема действия всех сомалийских пиратов такова: увести судно в тихую гавань, взять команду в заложники и требовать выкуп у компании. Пираты подходят к судну, дают очередь из автоматов, стреляют из гранатомёта по надстройке. Срывают с бортов колючую проволоку, закидывают абордажные лестницы, шесты, верёвки и заходят на корабль. Прежде всего они грабят каюты – вещи, ноутбуки. Свинчивают с мостика дорогостоящую технику. Если добрались до людей – заставляют пригнать судно к берегу и выключают АИС (автоматическая идентификационная система, помогающая найти корабль — прим. авторов). После этого их уже невозможно выследить. Самый большой выкуп — 7 миллионов баксов — был получен за команду арабского танкера, который перевозил 2 миллиона тонн нефти. За команду, где был Юра, просили 3 миллиона $, но получили только 800 000 $. Пока компания вела переговоры с пиратами и торговалась, пленников 50 дней кормили только рисом и верблюжьим молоком, а иногда угрожали дулом ружья просто ради веселья. Один из команды не выдержал такого психологического давления и покончил с собой. Когда переговоры завершились, в назначенное место прилетел самолет и скинул капсулу с деньгами. Затем началась дележка добычи: главные получили по 100 000 $, автоматчики по 20 000 $, а рядовые по 2 000 $. Когда команда поняла, что их отпускают, матросы обратились к одному из главарей и спросили, что делать, если их сейчас по пути обратно перехватят какие-нибудь другие пираты. Главный пират написал карандашом на обрывке бумажки что-то на сомалийском и сказал: «Покажите эту бумажку, и вас отпустят». За 50 суток плена компания ВВС выплатила Юре пятикратную зарплату, но это, конечно, очень мало.
— В 2014 году Эрик Принс, основатель эффективной, но весьма скандальной частной военной компании «Blackwater», состоящей из 30 тысяч профессионалов, получил приказ покончить с сомалийскими пиратами. В результате до 2018 года нападений на торговые суда не было. Но, к сожалению, сейчас пиратство снова потихоньку возвращается в республику.
Гвинейский залив
— Здесь обитают нигерийские пираты. Они более организованы, у них есть пулеметы и современное оружие, а также быстроходные катера. Они свободно пользуются интернетом и отслеживают суда на общедоступном сайте, планируя нападение заранее. Их цель совершенно отличается от сомалийских пиратов — они продают судна и уничтожают всю команду.
Малаккский пролив
— Расположен между Индонезией и Малайзией. У пиратов этих мест вообще нет определенной системы нападений. Они больше напоминают «гоп-стоп». Кто-то может убить просто из личной неприязни или по религиозным и политическим соображениям, как колонизаторов.
Карибский бассейн
— Именно этому месту посвящено название фильма «Пираты Карибского моря». На самом деле, здесь самое лайтовое пиратство. Еще бы, рядом США и Мексика — серьезные ребята. Они с пиратами церемониться точно не будут.
Как студенту отправиться в плавание?
— У любого члена команды должно быть несколько морских документов: удостоверение личности моряка, сертификаты по наставлению по борьбе за живучесть судов, мореходная книжка. Если идти матросом – ещё и международный квалификационный сертификат вахтенного матроса. Если специалистом — тут я вряд ли подскажу. Надо попробовать окучивать разные компании, которым нужны специалисты. Это прежде всего оффшорный флот, сапплай, пассажирские лайнеры и т.д. Готовиться к тому, чтобы стать матросом – не советую. Сейчас на рынке переизбыток филиппинских моряков, которые дешевле. Нашему рядовому составу очень тяжело устроиться. Без опыта — шансы стремятся к нулю.
О планах на будущее
— Когда я жил в Москве, мой друг сказал: «Моряк упокоился в колыбели русского флота». Если серьезно, то я не вижу дальнейшей карьеры и развития в этом направлении. У меня остались хорошие дружеские отношения с совладельцем лодки, на которой я работал 5 лет. Недавно мы с женой были у него в гостях, и я сказал, что теперь могу отправиться в путешествие только с ней.
Анастасия ПАЛЬЧИКОВА
Анастасия РУДЕНКО
Андрей РОЖКОВ
Фото авторов и из личного архива героя
0 комментариев