В академическом театре драмы им. А. Кольцова вот уже больше года можно не только спектакли посмотреть, но и на экскурсию сходить. 17 февраля корреспондент «P.S.-5 сов» увидела арт-пространство с необычного ракурса и услышала историю здания одного из самых старых провинциальных российских театров.
Узнать, какой путь до нынешнего великолепия преодолел драмтеатр, на экскурсию «Воронежский зимний» собрались около тридцати человек. Проводником в историю и закулисье театра стала его сотрудница Марина Ревенко.
Первое, что видят гости, заходя в театр, — большую картину.
– Это первое здание, построенное в городе специально для театра. Назывался он «Городской зимний театр». До него театр был только летним, открытым. С постройкой этого здания наконец появился театр, где можно было играть зимой. Картина закрыта как бы подмороженным стеклом неслучайно. При разработке плана реконструкции театра художественный руководитель Владимир Петров и признанный во всём мире, но малоизвестный в России художник Юрий Купер оттолкнулись от концепции именно зимнего театра. Так что тема зимы у нас ключевая. Театр — словно одна большая декорация на эту тему, — рассказывает Марина РЕВЕНКО.
Это сегодня Воронеж — театральный город, а в конце XVIII века театр драмы был первым и единственным. Он входил в пятёрку первых провинциальных театров России. Основал его наместник Василий Чертков прямо в своей резиденции. Это было первое каменное здание на нынешнем проспекте Революции. Кто играл? Дети Черткова и высших губернских сановников того времени. Первый спектакль, поставленный на сцене Воронежского драматического, тогда, «благородного» театра, — «Недоросль» Фонвизина.
— Театр пользовался такой популярностью, что городские власти посчитали нужным его переселить. На том месте, где находится театр сейчас, было полуразвалившееся здание. Первый этаж сдавали в аренду, второй вообще никому не был нужен: там гуляли сквозняки, с потолка падали балки. Именно второй этаж и отдали под театр, — продолжает экскурсию Марина Александровна. — В первом ряду выставляли скамейки с обитыми тканью спинками, все остальные — без спинок вовсе. В конце зала люди вообще стояли. Несмотря на то, что высота потолка была всего три с половиной метра, умудрились сделать два яруса лож. Оборудовали кабинки, обтянули тканью, поставили свечки. В таких пожароопасных условиях и играли великие артисты: Мочалин, Щепкин. Таким театр оставался около 65 лет. Наконец, для него решают построить новое отдельное здание. Приглашают московского архитектора Чичагова, и в 1866 году в театр вдохнули новую жизнь в новом здании в псевдорусском стиле. Театр стал считаться одним из лучших в России того времени.
Ещё одну перестройку здание театра пережило в 1937 году: появился портик дорического ордера. В 1939 году началась Вторая мировая, а затем и Великая Отечественная война. Артисты выступали перед раненым солдатами в госпиталях, бригадами выезжали на фронт. Репетировали по ночам. В одну из таких репетиций, в ночь с 27 на 28 июня 1942 года, произошла трагедия. Бомба разрезала театр на две половины, как торт ножом. За военное время он, как и вся правобережная часть города, выгорел дотла.
— Меня до слёз поразили приоритеты при восстановления города, — отмечает Марина Ревенко. — На первом и втором месте было восстановление электро- и водоснабжения, на третьем — пекарни, а на четвёртом — восстановление театра. Не было стройматериалов, рабочих рук, но буквально из ничего театр после войны восстановили за полгода. Он стал ещё краше.
Однако столь скорое восстановление в столь стеснённых условиях дало о себе знать спустя 30 лет. Уже в 80-е годы заговорили о том, что театру требуется реконструкция. В 1995-м здание признали аварийным и чуть было не отдали в аренду на 49 лет одному из воронежских предпринимателей с правом использовать его по своему усмотрению.
— Тогда театр спасли журналисты. Газета «Воронежский курьер» узнала об этом и написала материал. Безобразие было остановлено, — говорит Марина.
Ключевым в новой истории театра стал 2011 год. Художественным руководителем театра назначили заслуженного деятеля искусств РФ, профессора школы-студии «МХАТ», лауреата «Золотой маски» Владимира Петрова. А спустя ещё год, после шестнадцатилетнего перерыва, труппа театра вернулась в своё историческое здание, только теперь оснащённое по последнему слову техники.
Экскурсантов впечатлили не только история, интерьеры и технологичность театра, но и его богатая афиша, в которой и традиционные формы театральных постановок, и множество проектов нового типа.
— Очень понравилась экскурсия, много нового узнала. В театр теперь хочется сходить уже на спектакль. Особенно интересно посмотреть то, что ставят на малой сцене, — говорит гостья из Липецка Светлана КУТЕПОВА.
А Марина РЕВЕНКО пригласила и на другие театральные экскурсии:
— Есть отдельная программа про художника Юрия Купера, который работал над реконструкцией здания. Она намечена на первые числа марта. Также у нас есть экскурсия о театре в годы войны.
Те же воронежцы, кто не любят организованные экскурсии, могут «погулять» по театру и насладиться красотами самостоятельно онлайн: виртуальный тур об истории не расскажет, но представление о зимнем интерьере театра создаст точно.
Софья КВАСОВА
Фото автора, Яны СОКОЛОВСКОЙ и из архива театра
0 комментариев