22 Ноября, Пятница, 07:46, Воронеж

Леонид Клейн: «Сказки Пушкина – это то, что нас формирует»

11 ноября в книжном клубе «Петровский» состоялся «взрослый разговор о детской литературе» с автором и ведущим литературной программы на радиостанции «Серебряный дождь», преподавателем, филологом и журналистом Леонидом КЛЕЙНОМ. Об оригинальном авторском восприятии сказок А.С. Пушкина узнал корреспондент «P.S. — 5 сов».


«Сказки Пушкина — хорошая мотивация завести детей»


— Сказки Пушкина — это то, на чём мы выросли, — начал свою лекцию Леонид Джозефович. — Пушкин не устарел. На уровне языка он понятен для всех. Нам сложно читать Державина, нам почти невозможно читать Ломоносова, а Пушкина мы читать можем. Сказки, которые мы будем с вами обсуждать, написаны 200 лет тому назад. За это время многое изменилось, и прежде всего язык, но пушкинский язык мы воспринимаем напрямую, для нас это не является архаикой.

Леонид КЛЕЙН считает, что сказки Пушкина — это в некотором смысле итог его творчества. Александр Сергеевич, который уже поэкспериментировал со всеми жанрами, пишет сказки, стилизует их. Поэтому именно в его сказках сошлись и мастерство, и мудрость, и простота, которая дается после сложности.

— Взрослые не перечитывают сказки Пушкина, мы перечитываем их лишь тогда, когда читаем детям. Вот, пожалуйста, хорошая мотивация для того, чтобы завести детей, а там уже и внуки, и правнуки, и получается Пушкин всегда с нами.

Далее лектор предложил аудитории разобраться в том, о чём говорится в нескольких всем известных сказках А.С. Пушкина.



«Сказка о рыбаке и рыбке»


— Если мы начнём разбирать это произведение, то увидим, что Пушкин, конечно, пишет сказку о том, как устроена семья. «Жил старик со своею старухой» — почему именно такая формулировка? Почему бы не написать: жили старик и старуха? Это значит, что старик — глава семьи, старуха — это прицепной вагончик. У них довольно странные отношения. Отношений там нет — они живут в землянке, старик ловит рыбу, старуха прядёт свою пряжу. И вот, в один из дней старик ловит золотую рыбку. Рыбка сразу понимает, с кем имеет дело, потому что первое, что она предлагает, — это выкуп. Старик отпускает рыбку, но почему? Он не привык к тому, что что-то вообще приходит в невод, или не дерзнул противиться стихии. Старуха оказалась недовольна, она начала качать права. И вот старик идёт к морю. Он приносит корыто, дальше идёт гениальная фраза: «В корыте много ль корысти?», — и старуха снова недовольна. Я не говорю о благодарности, я говорю о том, что у нее нет радости, и это очень важно. У нее нет радости, когда возникает корыто, и на всех остальных этапах. Давайте вспомним: когда она стала царицей, она видит себя кем-то другим, а старик видит её всё той же старухой. В его глазах она не меняется. И кто, спрашивается, «сел не в свои сани»? Старуха хочет получать услуги без посредника, напрямую у поставщика, и это главное её желание. Желание быть царицей морскою обусловлено не столько желанием владеть золотой рыбкой, сколько желанием владеть ей без старика. Так как она должна быть ему за всё, что приобретает, благодарна, именно это ей нестерпимо. А он вместо того, чтобы проявить один раз волю, ни разу её не проявляет. Чем всё заканчивается? Остаётся старуха у разбитого корыта. Получается, что это вообще, может, была какая-то фантазия или сон? Этот вопрос я оставляю вам на размышление, — так закончил свои рассуждения об этой сказке Леонид КЛЕЙН.



«Сказка о царе Салтане»


— Три девицы. Первые две получают то, что хотели, и при этом они недовольны. Ведь они же этого желали: пир — пожалуйста, иди на кухню, хочешь шить — ткачиха из Иваново. А третья, у неё смелости больше, я, говорит, богатыря рожу царю. Ну хорошо. Царь в это время стоял за забором и выбирал женщину, которая родит ему наследника. Он ведь её даже не видел, соответственно, это не про любовь, это про сохранение власти. И вот, царевна понесла. Почему царь Салтан стал «чудесить и гонца хотел повесить», почему? Потому что он является заложником своих желаний, он же сына хотел, а если родилось не то, то проект уже ломается. Дальше дело известное — в бочку, с глаз долой, из сердца вон. Вслед за этим Гвидон становится хозяином острова. Происходит возвращение блудного отца. Какой странный сюжет: Гвидон знает, что Салтан — его отец, но он не приезжает к нему, он фактически ждёт, когда отец к нему приедет. Вот, смотрите, чем больше две злые тётеньки хотят насолить Гвидону, тем больше они ему помогают приобрести власть и автономию по отношению к отцу. Хотите белку — пожалуйста, хотите силовые структуры — пожалуйста, всё будет. Дальше они говорят о девушке. И теперь Гвидон говорит, что ему нужно жениться, находит царевну-лебедь и идёт во дворец просить благословения. И вот — долгожданная встреча. Салтан все три встречи с Гвидоном-насекомым грустил. Но в итоге все заканчивается хорошо, особенно для Гвидона: «Царь для радости такой отпустил всех трёх домой».



«Сказка о мертвой царевне»


— Что касается этой сказки, она ровно про это же. «Долго царь был неутешен, но как быть? и он был грешен; год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой». Он не может долго выносить одиночество. В тексте ничего не сказано про любовь, «на другой» — это главная её характеристика. И чем занимается новоиспечённая царица? Она, конечно, живёт в формате бесконечного селфи. У неё есть гаджет, от которого она совершенно не может оторваться. И она целый день фотографирует себя и лайкает саму себя. «Как тягаться ей со мною», — говорит она, когда оказывается, что есть соперница. И вот — почему соперница? Она ведь уже жена царя, но соперничает с падчерицей. Вас это не настораживает? Как вы помните, дочка царская пропала, хотели её убить первый раз, второй. Она живёт у богатырей, они на самом деле опасные ребята, разбойничают и всё такое. И вообще-то говоря, она в статусе несвободной девушки, жених ведь есть — Елисей. Значит, живёт она с ними в статусе сестрицы, но сами понимаете, когда рядом семеро мужиков, в этом статусе довольно сложно быть. Братья её полюбили, значит, надо как-то решить проблему. Что вообще происходит? «К ней в светлицу раз, лишь только расцвело, всех их семеро вошло». Старший начал говорить. Ну, тут понятно: он как бы собирается себя предложить, раз он спикер и первый из семи. Но она верна Елисею, как ни крути. А Елисей ищет, спрашивает у ветра, бежит к высокой горе и в пещере находит свою возлюбленную. Он ничего лучше не придумывает, как удариться о гроб — гроб разбился, тут царевна и ожила. Всплакнули, решили держать путь домой. А мачеха, узнав об этом, умирает. Добро побеждает зло, свадьба, пир, всё как у людей.



В завершение лекции Леонид КЛЕЙН сказал пару слов о сказке «Золотой петушок», ещё раз подчеркнул уникальность самого Пушкина и его произведений и пожелал всем читать русскую литературу и самосовершенствоваться.

Дмитрий КОПЫЛОВ
Фото автора

0 комментариев