19 марта в Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова прошла встреча с его художественным руководителем Владимиром Петровым. Мастер ответил на вопросы о театре и режиссуре, профильном образовании в этой сфере и начальных знаниях, необходимых для каждого, кто в ней заинтересовался. А также обсудил со слушателями отношения между артистом и зрителем и нравственные идеалы, которым должен следовать человек.
Встреча с Владимиром Петровым была организована в рамках проекта «Лекторий» от «Шоу Театр» и проходила в формате «вопрос-ответ». Изначально у Петрова был список вопросов от слушателей, которые в самом начале ему отдали организаторы. Все вопросы, конечно же, были на театральную тему. Однако в ходе беседы лекция перешла в диалог и коснулась других, общих аспектов жизни.
Различия между худруком и «режиссёром одной постановки»
— Режиссер-постановщик и худрук — это разные вещи. Режиссер, приезжающий на постановку, это такой курортный роман. Мы два месяца работаем, можем вместе выпить, общаться на лирические темы. А художественный руководитель — это муж, который опять не помыл посуду, как-то не так поздоровался, разбросал носки. Но это человек, с которым строится жизнь дальнейшая и достаточно серьезная. Он строитель театра, который организовывает его по своему видению. Каждый приход нового худрука — это напряжение в труппе, новая перестройка в ней. К тому же, у него выбор ограничен: он должен принять людей, которые в ней есть, полюбить их. Быть режиссером-постановщиком проще, потому что он приезжает и сразу знает, кто ему нужен, ставит с ними спектакль и уезжает. А у художественного руководителя несколько другая роль — это долговременная программа по формированию труппы, по работе с городом, потому что не всякий город примет то, что любишь ты.
Выбор литературы для спектаклей
Отвечая на этот вопрос, Петров сразу отметил дилемму между тем, что хочет режиссер и тем, что точно понравится зрителю. Выбор того, что касается человека лично — это что-то связанное с его эмоциональным состоянием на данный момент. Пьес, подходящих под него, может быть огромное количество, но главное — выбрать ту, в которой будет точное отражение того, что ты хочешь сказать.
— Когда же речь касается пьес кассовых, цель которых развлечь зрителя, их оказывается огромное множество. У нас их можно найти в Воронежском концертном зале, куда приезжают антрепризы. Тут для зрителей главное, чтобы по сцене ходили медийные лица. Что-то вроде «Ой, Гузеева приехала! Боже, счастье какое!» Где на таких спектаклях может трудиться душа, и могут трудиться мозги — непонятно. Это такое бульварное чтиво, которое забывается сразу после его прочтения. То же самое касается и спектаклей.В них поднимаются вечные вопросы, то, что не меняется со временем и не попадает под понятие актуальности.
Базовые знания и советы для новичков
Театральной школой, на которую опирается русский театр, режиссер назвал школу Станиславского. Ведь в ней соединяется и сверхзадача со сквозным действием, и тема с идей. Но, в любом случае, следовать ей беспрекословно невозможно. Режиссеры все равно обращаются к другим театрам: индонезийскому, масочному, восточным.
— В конечном итоге, главная цель искусства — попасть из головы в сердце. Оно не может иначе добраться до вас, если не попадет туда. Вы не должны уходить спокойными, равнодушными, не заинтересованными тем, что вам хотели сказать. И по такому принципу строятся все театры. Ведь даже несмотря на разную ментальность народов, он все равно предполагает путь единения зала и сцены.
Отдельный блок вопросов был задан на тему минимума знаний, необходимых для того, чтобы хоть как-нибудь разбираться в театральной культуре. Для того, чтобы понимать русский театр, режиссер посоветовал ознакомиться с работами Анатолия Эфроса, Юрия Любимова и Петра Фоменко. А багаж по литературе может быть и общекультурным. Но для начала Петров все-таки рекомендовал прочесть Библию, хотя бы потому, что мировая живопись и многие театральные сюжеты взяты именно оттуда.
— Относительно работы я не могу дать никаких советов. Тут не должно быть никаких законов — у каждого свой путь. Для меня очень важна причина, по которой артист в какой-либо момент делает что-то, определенными словами выражает мысль. В этом момент рождается самое важное, что есть в театре — момент, когда нет фальши. И сам процесс, стремление к результату всегда интереснее, чем результат. В общем-то, хороший артист — это умение нести образ. Миронов, Фрейндлих — актеры, которые умели нести содержание, даже если их не было на сцене. Надо помнить, что театр — это искусство, которое очень плотно погружено во время.
В театре необходим характер, индивидуальность. Будьте там, где вы нужны. Формирование труппы — коллекционирование индивидуальностей. Разношерстный набор позволяет сыграть огромное количество абсолютно разных пьес.
Вопросы из зала
В самом конце встречи можно было задать вопросы, которые еще не были озвучены и никак не давали покоя слушателям. Все получили возможность вступить в диалог, высказать свою точку зрения и пообщаться с режиссером.
— Нужно ли профильное образование тому, кто собирается идти в режиссуру?
— Какое образование было у Станиславского? У него была золото-канительная фабричка, он учился прясть золотую нить для парчи и для вышивания. Какое театральное образование было у Немировича-Данченко, у Вахтангова, у Мейерхольда? Никакого. Люди занимались самообразованием, читали, изучали, думали, пытались найти свой путь. Образование оно хорошо, если оно есть. Но если получается, если есть талант — он все равно вылезет, есть у вас образование или нет. Само по себе образование не дает никакой гарантии — это школа, которая помогает вам систематизировать знания, но она не гарантирует наличие таланта, увы.
— Но все равно, вы же прошли путь через режиссерское образование...
— У меня достаточно условная эта история, я ведь геолог по основной профессии, геофизик. Учился я в КВН, когда это было повальным увлечением. Был капитаном нашего геофизического отделения. Мог писать сценарии, разыгрывать и режиссировать сценки. Я увлекся этим, не имея театрального образования. Это желание пришло через КВН. То есть я не мечтал с детского сада быть режиссером. Пути неисповедимы, талант может проявиться в любом возрасте. Есть люди, которые начинали писать картины в пожилом возрасте. А есть те, которые умирали в 25, но уже сделали себе имя в литературе. Вот так вот подумайте. Сколько вам лет? 24? У вас немножко осталось до смерти Пушкина, а Лермонтова еще ближе.
— Должен ли художник стремиться к нравственному идеалу?
— Наверное, к нравственному идеалу нужно стремиться нам всем. Но если мы говорим о том, что человек — животное, даже высокоорганизованное, то весь наш путь — это строительство от животного к Богу. Получается ли это? Я думаю, что нет. Сколько лет идеалы человечества доступны, известны и описаны, а человечество все равно остается на животном уровне. Конечно, каждый из нас должен к чему-то стремиться, но каждого съедает куча оправданий и объяснений, почему он сегодня этого не сделал. Животная природа требует от нас сохранения себя — сохранить, чтобы продолжить вид, отсюда и необходимость постоянно себя оправдывать. Поэтому это уже ваше личное дело — бороться со своими слабостями или нет. И учитывать, какого рода эти слабости, являются ли они помехой для окружающих. Есть замечательная фраза: «Моя свобода кончается в пяти сантиметрах от вашего носа». Истинно верный ответ, наверное, жить так, чтобы не делать больно, неприятно и обидно другим. Поэтому, если возвращаться к вопросу о том, как нравственно самосовершенствоваться — стараться не мешать никому. А там, если есть тайные пороки, пользуйся.
Справка «P.S.-5 сов»
Владимир Петров – заслуженный деятель искусств России, профессор Школы-студии МХАТ, лауреат премии «Золотая Маска», обладатель «Золотой медали Станиславского». С 2011 года – художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени Кольцова. Владимир Сергеевич поставил около 100 спектаклей в театрах Харькова, Риги, Севастополя, Киева, Омска, Санкт-Петербурга и Москвы.
Мария РЫЖОВА
Фото автора
0 комментариев