22 Ноября, Пятница, 11:02, Воронеж

Владимир Добромиров: «Пикассо отстоял свое право изобретать собственный изобразительный язык»

В Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского второй месяц открыта выставка произведений Пабло Пикассо «Параграфы». Здесь представлены 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Основу экспозиции составляют эскизы к «Гернике» – самой известной и значимой картине испанского художника, которая отмечает в этом году юбилей – 80 лет. Директор музея Владимир Добромиров любезно согласился провести для корреспондента и читателей «P.S. – 5 сов» экскурсию и рассказать о творчестве Пикассо, о «Гернике», о своем восприятии художника.


Экспозиция включает работы основных этапов творчества художника: раннего периода, голубого периода, аналитического и синтетического кубизма, эскизы к «Гернике», серии позднего творчества «Торос и торерос», «Война и мир».

«Параграфы» Пикассо – это отдельные главы его творческой жизни

– Если сравнить творчество художника с отдельной книгой, то в ней, безусловно, будут главы, и каждый период творчества – это отдельная глава. Эти периоды так и идут друг за другом: жизнь художника, его отношение к миру. Конечно, выставку можно было назвать и «Главы», но «Параграфы» звучит более художественно.

Пикассо – личность в любом периоде и в любом образе

– Я изучал творчество Пабло Пикассо, однако не настолько глубоко, чтобы выделить для себя какой-то главный период – параграф. Мне Пикассо вообще импонирует как личность, поэтому нравится в его творчестве все: образы жизнеутверждения, душевного смятения, какая-то унылость, одиночество. Все-таки в искусстве, как говорят, главное не то, что делает художник, а что он представляет собой как личность. И я считаю, что Пикассо – личность в любом периоде и в любом образе. Он мог взять фотографию, сделать несколько штрихов и подписать «Пикассо». И это становилось ПИКАССО.

«ГЕрника» или «ГернИка», ПикАссо или ПикассО?

– Правильно будет ГЕрника. Тут и еще интересный момент: мы все называем художника то ПикассО, то ПикАссо. Оказывается, правильно и то, и другое. Вот как я к этому подошел: однажды вычитал, что как-то раз из Испании позвонили на квартиру Пикассо и спросили: «Можно ли пригласить ПикАссо к телефону?», – на что звонящему ответили: «Месье ПикассО нет дома». Когда он жил во Франции, то, конечно, был месье ПикассО. И я по тем временам его так называл. Но когда он умер и снова вернулся к своим корням, вновь стал чистейшей воды испанцем, а я стал называть его ПикАссо.

«Герника» – это страдание всего человечества

В апреле 1937 года фашистская авиация стерла с лица Земли небольшой городок Герника в Испании. Пораженный масштабами трагедии художник за короткие сроки создал полотно с одноименным названием. Изначально эту картину не восприняли и даже назвали «худшим» произведением, которое «создал Пабло Пикассо за всю свою жизнь».

– Когда шли бомбардировки в Югославии, то это полотно задрапировали, чтобы не видеть. Возможно, дело в том, что сам Пикассо всегда говорил, что его творчество – это итог рядоразрушений. Он может взять какой-нибудь классический образ и разлагать его. Но я бы не назвал это разрушением. Это скорей похоже на анализ какого-то материала, который художник объединяет в том или ином образе. Создает абсолютно новый синтез. И если сравнивать «Гернику» с другими его работами, то они все же более эстетичны, а она ужасна, потому что показывает грубость мира, его жестокость и разрушение, царящее вокруг. Люди – монстры. Хаос буквально окружает нас. И пока человечество не изменилось, мир будет оставаться таким. «Герника» длится бесконечно. Это страдание всего человечества, а не только маленького города в Испании.

Путь создания «Герники» в 37 эскизах

– Здесь очень много детальных эскизов, то есть можно понять, как он работал. Сколько нужно было мелочей продумать, пропустить сквозь себя, чтобы создать такую картину. Трудно представить его психологическое напряжение, ведь необходимо было передать в деталях то, что когда-то сотворили люди-монстры.



Но он избрал путь художника и стал Пикассо

– Были в жизни художника и трудные периоды, когда Пикассо голодал, но зато он отстоял свое право изобретать собственный изобразительный язык. На это могла быть способна только личность. А еще у него был замечательный, умный кот, который воровал пакеты с молоком, булочки, колбасы, лежавшие у входной двери соседнего дома, чтобы принести все это хозяину, – с улыбкой завершает свой рассказ Владимир Дмитриевич. – Конечно, потом художник достиг величайших высот, его картины стали стоить очень дорого. И когда их уже покупали, установилась определенная планка, которую Пикассо уже не опускал, чтобы не ставить в неловкое положение тех, кто покупал его дорогие картины.

Выставка продлится до 26 марта: можно еще успеть.



Анастасия ЛЕШКОВА
Фото автора

0 комментариев