22 Ноября, Пятница, 03:09, Воронеж

Польская скрипачка сыграла в Воронеже то, чего здесь еще никто никогда не играл

26 марта Воронеж посетила «скрипачка, для которой композиторы сочиняют музыку» — Марта Магдалена ЛЕЛЕК. Она порадовала зрителей не только своей улыбкой, но и концертом №1 Кароля Шимановского.


18:02 – оркестр садится на места. Все мужчины в оркестре в смокингах, а все женщины в чёрном. На сцене появляется конферансье – Бронислав Табачников. Он говорит, что концерт Кароля Шимановского академический симфонический оркестр Воронежской области ещё не играл. Представляя Марту Лелек – звезду вечера – Табачников рассказал, что композиторы пишут музыку специально для талантливой скрипачки. Несмотря на длинный список городов в гастрольном туре, Марта живёт дома, в Польше. А в Воронеж всегда привозит произведения, которые здесь ещё не играли.

Представляя композитора, конферансье утверждал, что Кароль Шимановский – второе лицо после Шопена, сын России и Польши. В 1916 году Шимановский пишет свой удивительный скрипичный концерт, в котором можно увидеть влияние импрессионизма (направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, методы и приёмы которого позволяли передавать мимолётные впечатления – прим. автора). В основе композиции стихотворение «Майская ночь» Тадеуша Новака – польского поэта.

Табачников прочёл несколько строк из этого стихотворения сначала на польском языке, а потом свой перевод их же на русском. Это поразило публику, а сидящий справа от меня Михаил Карпачёв – доктор исторических наук – рассказал мне, что Бронислав Яковлевич специализируется на польском языке и очень любит его.

Несколько напряжённых минут в тишине и на сцене появилась Марта Лелек, которую оркестр приветствовал стоя.

Во время некоторых сольных партий героини вечера не верилось, что такими хрупкими руками можно настолько виртуозно управлять инструментом. В зал скрипачка не смотрела: её интересовали только ноты и её скрипка, состояние которой она всё время проверяла.

В конце выступления Марту Лелек зрители дважды заставляли вернуться за очередной порцией аплодисментов. А ещё ей подарили два букета красных роз – прекрасное дополнение к её алому платью и красной розе в чёрных волосах. И про первых скрипок, сидящих на двух первых рядах оркестра, скрипачка не забыла – некоторым она пожала руки.



После перерыва на сцене снова появился Бронислав Табачников, чтобы объявить Симфонию №1 Иоганесса Брамса — немецкого композитора и пианиста, одного из главных представителей периода романтизма. Конферансье рассказал, что это первая симфония до минор Франции, сочинение 68 в четырёх частях.

«В его время считали, что музыка может быть программной, но для Брамса музыка – высшее проявление человеческого духа», — сказал конферансье.

Ещё мы узнали, что Брамс продолжал бетховенскую традицию, а главная идея его произведения – движение от тьмы к свету.

На сцене произошли существенные изменения – теперь там не было Марты Лелек и арфы, а в конце исполнения трижды кланялся дирижёр – Игорь Вербицкий – преподаватель Оперной студии Петербургской консерватории.

Во время исполнения симфонии Брамса я заметила, что в секундных перерывах между частями произведения музыканты успевали вызвать улыбку у коллеги или почесать нос – они совсем не были похожи на роботов, которые механически выполняют свою работу. Хотя так можно подумать, глядя на их сосредоточенные лица. А ещё играли все по-разному. Мне это открылось на примере двух первых скрипок слева от дирижёра. Одна из них была очень эмоциональна, я бы даже сказала дерзка, а другая держала скрипку в руках, как дитя.

Выйдя из филармонии, мы с подругой признались друг другу, что внутри у нас ощущение транса, а всю дорогу домой разговаривали о самом светлом, что есть в мире – о Боге.

Алина МОРОЗОВА
Фото с сайта

0 комментариев