22 Ноября, Пятница, 11:58, Воронеж

Детские мечты должны сбываться, или о том, как попасть в мир искусства

Конкурс Dux 20-15 выходит на финишную прямую. В конце сентября эксперты выбрали 10 лучших молодежных лидеров Воронежской области по итогам 2015 года. Народное голосование добавило к этому списку еще пятерых. Впереди конкурсантов ждет очных этап, они встретятся друг с другом, чтобы помериться организационными силами и решить одну из насущных молодежных проблем. А портал «P.S. – 5 сов» в течение ближайших недель постарается рассказать о каждом, кто борется за звание самого неравнодушного, активного и талантливого Лидера. Сегодня рассказ о директоре арт-проекта «Театр равных» Валерии Маламуре.

Некоторые успешные люди утверждают, что вынашивали идею своего проекта едва ли не с детства и упорно шли к мечте. Лера же не задумывалась о будущем вплоть до одиннадцатого класса. Впрочем, смутные представления о профессии все-таки были. Ее, заядлую театралку, всегда тянуло в мир искусства.

Девушка даже попробовала себя в роли актрисы – снялась в небольшом эпизоде школьного кино. Но увидев себя на экране, самокритичная Лера решила: телезвездой ей никогда не стать. Значит, нужно искать применение своим талантам в другой сфере.



Валерия Маламура могла бы связать свою жизнь с чисто гуманитарными науками. В Узбекистане, где она родилась, с детства прививают любовь к истории. Переехав в Воронеж, Лера удивлялась тому, как мало школьники знают о родной стране. Ей же были не нужны настойчивые просьбы учителей, чтобы провести вечер за чтением исторических книг.

А еще Леру тянуло к писательству. Она и сейчас изредка «берется за перо», вспоминая, как в выпускном классе стала лауреатом Литературной премии им. В.М. Кубанева. Заявку на участие в конкурсе школьница решила подать… вечером перед ЕГЭ по математике. Пока выпускники зубрили формулы, Лера переписывала с тетрадных листков свои прозаические тексты. Повеселиться на выпускном бале девушке не удалось. Едва получив аттестат, она сбежала, чтобы получить награду из рук губернатора.
Казалось бы, при таких способностях прямая дорога на журфак. Но Валерия предпочла политологию. Свою роль сыграла и детская мечта о сцене: психологи говорят, что актеры и люди политики – представители параллельных профессий.

Впрочем, студентка несколько разочаровалась в своем выборе. Уже на первом курсе стало понятно: она мечтала не о таком образовании:

— Преподаватели читали три одинаковых курса под разными названиями. Ничего из того, что нам вкладывали в голову, мне не пригодилось. За время работы в театре я узнала о политике больше, чем за четыре года в университете.

И Лера решила освоить юриспруденцию, поступила одновременно на два юрфака: бакалавриат РГСУ и магистратуру ВГУ. Учиться здесь нравится ей гораздо больше. Скоро Валерия станет дипломированным юристом и устремится к еще одной вершине знаний: девушке по душе профессия, близкая к ее творческой работе — культуролог.

Валерия Маламура не может сидеть сложа руки. Она всегда фонтанировала идеями. Сначала собиралась создать в Воронеже аналог молодежной организации политологов, чтобы объединить политику и бизнес. К счастью, для любителей искусства девушка увлеклась другим проектом, самым масштабным и значительным в своей жизни – «Театром равных»:

— Мне всегда хотелось чего-то необычного. Лежала вечером на диване и думала: во многих сферах я развита, а мир искусства, в который мне так хотелось попасть в детстве, где-то за гранью моего понимания. Когда я поняла, что до меня никому в голову не приходило собрать актеров с разными физическими возможностями, решила попробовать. Изначально думала, что проект почти невозможно реализовать. Планировала поставить, в лучшем случае, один спектакль. Поделилась идеей с лучшей подругой. Если бы она сказала: «Ты сошла с ума», я бы отступилась. Но меня поддержали, потому энтузиазм только нарастал.

Перед первым кастингом хрупкой студентке стало по-настоящему страшно. Нет ни спонсоров, ни детально продуманного плана – зачем же в зале собрались актеры? Кто позвал журналистов с камерами? Хотелось расплакаться от бессилия и бросить заниматься безнадежным делом.

Лера признается, что собирается распрощаться с «Театром равных» каждый день. Импульсивная, эмоциональная, искренне верящая в исцеляющую силу искусства девушка до слез расстраивается, если что-то идет не так. Совладать с собой было бы еще тяжелее, если бы не поддержка людей, благодаря которым о театре узнали не только в России, но и за рубежом.

Спонсоров для первого спектакля помог найти ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий. Он же старался приободрить Леру, когда у той опускались руки, и обещал: «Мы это сделаем». Так, благодаря энтузиазму нескольких людей, такие разные актеры все-таки собрались на одной сцене.

Когда ставили второй спектакль, «Пустодушие», было чуть легче – о театре уже знали. Но поиск денег все равно каждый раз превращается в проблему. Вот и сейчас, прежде чем на сцене оживет новогодняя сказка Андерсена, придется побегать по инстанциям.

У Валерии Маламуры небольшая команда: худрук Вадим Кривошеев, педагог Анна Гребенщикова и продюсер Андрей Драгунов. Ей нравится работать с этими людьми, а настоящее творчество, как известно, возможно только в атмосфере всеобщего доверия. Лера доверяет художественному руководителю и не пытается перехватить у него инициативу:

— Я могу высказать свое мнение, но считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Директор коллектива отвечает за административные вопросы, худрук – за творческие. Я верю: все в этой жизни происходит не случайно, и то, что Кривошеев согласился работать с нами – подарок судьбы. Труппа обожает Вадима. На гастролях ребята часто сидят в кругу плечом к плечу и говорят, говорят, говорят…
Лера же старается держать дистанцию. Она всегда рядом, но в то же время панибратство для нее недопустимо. Если приблизить к себе кого-то – неизбежно появятся любимчики. Руководитель коллектива должен сохранять нейтралитет. Правда, быть хладнокровной у Леры не получается. Как и у всех неравнодушных людей, которые ходят на спектакли «Театра равных».



Зритель, чуткий и деликатный, помогает актерам поверить в себя, что бы там не говорили психологи из реабилитационных центров. Некоторые душеведы заявляют, что команда Валерии Маламуры неправильно организовывает работу – выставляет инвалидов напоказ. Нужно же, чтобы здоровые люди подстраивались под тех, чьи возможности ограничены. Подобный опыт в мировой практике уже есть: в спектакле, где играли слепые и зрячие, последним завязывали глаза.

Лера считает, что такой метод – регресс, шаг назад:

— Мы не врачи. Я принципиально не пригласила в команду психолога. Наша цель – сделать так, чтобы ребята развивались. Они демонстрируют поразительные успехи. Мальчик, который в первом спектакле с трудом произносил несколько слов, теперь играет главную роль. Я горжусь им и всеми кто, не боясь трудностей, двигается вперед.

Несмотря на плотный график, у Валерии остается время на путешествия. Она объездила полмира еще до того, как родилась идея театра, но больше всего ей нравится сопровождать на гастролях свой коллектив. Недавняя поездка в Германию далась нелегко: длительный перелет, репетиции до двух часов ночи, хлопоты, усталость. Но с трудом добравшись до гостиницы, Лера и не думала падать на кровать. Грея руки о чашку чая, она принялась обсуждать с труппой планы на будущее.

Амбициозная, яркая девушка чувствует себя нужной не в тот момент, когда выходит на поклон или дает интервью. Подлинное счастье она испытывает, когда читает статьи, в которых говорится о ее подопечных. Когда чувствует себя частью общего дела. Когда осознает – это и есть «Театр равных» в лицах, людях, историях.



Мария РЕПИНА
Фото Михаила КИРЬЯНОВА и Екатерины ГОЛИКОВОЙ

0 комментариев