22 Ноября, Пятница, 05:25, Воронеж

Проповедь онлайн: как православие живет в социальных сетях

Сегодня в Telegram*, Instagram* и во «ВКонтакте» тысячи религиозных станиц. А у православных блогеров миллионы подписчиков. Однако можно ли с помощью социальных сетей стать ближе к Богу? А какие религиозные темы интересуют интернет-пользователей? Об этом и многом другом узнала корреспондент воронежской Школы межэтнической журналистки.


Тема веры в Интернете зародилась ещё в 2005 году. Именно тогда священник Георгий Максимов начал писать о религии в «Живом журнале» и в Facebook*. А к 2010 году появились первые православные блогеры, сообщает Ассоциация блогеров и агентств (АБА). Однако не отставали от них и религиозные паблики. Например, группа «Священник Нашего Времени» ещё в 2014 году начала свою работу на платформе «VK». Сейчас аудитория этого сообщества насчитывает более 406 тысяч подписчиков.

«Социальные сети – это грех?»

Стремительное развитие бытования православия в онлайне началось буквально два-три года назад. Православный психолог Анастасия Изуауен считает, что потребность в религиозных аккаунтах — результат пандемии: «В то время двери храмов начали закрываться. Желание дальше просвещать горящие сердца заставило выйти людей в социальные сети. Внешняя активность, которая угасла в связи с пандемией, нашла своё место в онлайне». Если верить статистике АБА, то за последнее время аудитория крупных православных блогеров выросла в среднем на треть.

Но маленькие аккаунты не отстают и стремительно набирать популярность. Так, воронежский православный блогер Лиза Берназ начала вести свой блог на тему веры в феврале 2023 года. Изначально это была личная страница с небольшой аудиторией. Однако уже в июне этого же года девушка набрала первую тысячу подписчиков. Сейчас аудитория Лизы в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) насчитывает больше 18 тысяч пользователей.

Лиза Берназ
Однако популярность соцсетей среди верующих полностью не исключила в них недоверие к онлайну. По данным Вордстата (программа для контент-анализа на базе Яндекс), только за октябрь этого года вопрос «Социальные сети — это грех?» был задан 1 139 914 раз. По первой же ссылке Яндекс выдает ответ: «Соцсети — это помощник в общении». А вот что по этому поводу думают православные священники. Отец Алексей (Иванов), руководитель миссионерского отдела Воронежской епархии, утверждает, что социальные сети — это всего лишь инструмент коммуникации: «Христианин в этом смысле призван нести личную ответственность. Мы должны опираться на заповеди Божии и не использовать социальные сети во зло себе или другим людям».

«Моя аудитория не подписчики. Они моя семья»

Конечно, цель религиозных аккаунтов — не только лайки и репосты. Маша Миргалиева, православный блогер из Воронежа, уверяет: «Моя аудитория — не подписчики. Они моя семья. Мы постоянно что-то обсуждаем. Эти люди, которым интересна я и которые интересны мне». Блогер начала вести православный страницу больше года назад. Она рассказывает о своей духовной жизни и работе в пресс-службе Покровского кафедрального собора города Воронежа. А Лиза Берназ поделилась, что одна из её миссий — дать возможность потреблять правильный контент: «Мне кажется, люди просто уже устали от шума в социальных сетях. Многие хотели бы видеть среди своих подписок блогеров, которые транслируют схожие им ценности. Мне приятно, что я показываю и рассказываю о чем-то большем, чем «я проснулась», «я умылась»». Например, одно из образовательных коротких видео Лизы посвящено помяннику. Девушка рассказала, что это такое и зачем нужно православному христианину.

Одна из главных задач православных блогов — вызвать человека на диалог, помочь ему в затруднительном вопросе, развеять мифы о православии. «Священникам, которые выходят в соцсети просто интересно реагировать на вызовы современности и получать обратную связь», — считает Отец Алексей

Сейчас православные блоги не ограничены жесткими религиозными темами. Чаще всего слоган таких аккаунтов — «просто о сложном»: блогеры рассказывают о православии понятным языком. Помимо прочего, авторы транслируют свою повседневную жизнь. Тем самым развеивают мифы о воцерковленных людях и христианстве. Например, рассказывают, что православие не такое суровое и сдержанное или что все батюшки не ездят на Мерседесах. «Есть и такие батюшки, которые ездят, и это нормально. Но они очень много работают, поднимают десять детей, храмы строят с нуля, — добавила Берназ. — А девушки не все ходят в черных платках и не носят только юбки. Мы так же можем одеваться стильно. Православные — это не какая-то закрытая каста».

Беседы по инструкции и не только

В январе 2019 года синодальный отдел РПЦ по взаимоотношению с обществом и СМИ представил официальную инструкцию по ведению православных аккаунтов. «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб» — именно так называется документ. В инструкции рассказывается о специфике социальных сетей, языке и формате публикаций, а также работе с подписчиками.



Однако запретов на определенные темы в документе нет. Отец Алексей, руководитель миссионерского отдела Воронежской епархии, уверен, что нет канонов, которые бы ограничивали деятельность православных блогеров: «Если и останавливает их что-то, то это только культурные и морально-нравственные цензы. Ими и должны руководствоваться православные блогеры или специалисты по ведению различных религиозных сайтов». А Маша Миргалиева утверждает, что контент должен быть уместен, а каждый пост или короткое видео должны иметь весомую доказательную базу. Обычно прежде чем выложить какой-то контент, девушка советуется с редакцией из трех священников.

Одной из актуальных тем эксперты считают отношения мужчины и женщины. Именно она вызывает больший интерес у аудитории. «Всё, что связанно с личной жизнью людей, всегда вызывает вопросы», — рассказывает Маша Миргалиева. Однако другая популярная тема — язык богослужения. «Когда мы приходим в храм, то в первую очередь сталкиваемся с рядом правил, которые могут быть нам не понятны», — рассказывает Лиза Берназ. Посты на эту темы просто необходимы для ещё не посвященной аудитории.

С ростом православных аккаунтов увеличилось и количество мошенников. Под видом официальной позиция Церкви они распространяют информацию, далекую от истины. А аудитория верит им. «Такие люди выдают свое мнение за мнение всей Церкви. Это огромная опасность. К таким блогам нужно очень осторожно относиться. Источники всегда должны быть проверены, авторизованы Русской Православной Церковью, чтобы не было заблуждений», — уверяет Маша Миргалиева.

Другая проблема может показаться не очевидной. В современном мире модно быть воцерковленным человеком. В первую очередь это распространено среди политиков и звезд. Считается, если человек верующий, то у него есть определенные моральные принципы, устоявшиеся взгляды на жизнь. Зачастую звезды не видят грань, смешивая откровенные фотографии из отпуска на Бали с походом в церковь на Пасху. «Мы верующие там, где нам удобно. Восемь из десяти случаев — это грамотная работа пиар команды. Но это нечестно по отношению к аудитории», — поделилась Маша Миргалиева.

Маша Миргалиева

Помимо прочего, в последнее время можно часто встретить такое понятие, как «микроапостол». Это специалисты, которые рассказывают в интернете о православии. Во взглядах на этот термин мнения людей разделились. Одни считают, что в современном мире употребление его неизбежно. Например, отец Алексей уверен, что любой христианин является в какой-то степени апостолом. А Лиза Берназ утверждает, что если разобрать это понятие технически, то «апостол» — это тот, кто проповедует Слово Божие, а «микроапостолы» — маленькие проповедники. А другие возмущаются: ведь апостолы — это ученики Иисуса Христа, которые были выбраны им, поэтому микроапостолы в интернете и понятие апостолов, употребление древнего термина — несовместимые вещи.

Разговор с Богом онлайн

В сети набирает популярность рубрика «Вопрос священнику». Любой интернет- пользователь может онлайн через православных блогеров или напрямую у блогеров-священников спросить о том, что его беспокоит. «Мне кажется, это удобно. Не всегда можешь прийти в храм и найти батюшку на месте», — поделилась Лиза Берназ. А Маша Миргалиева считает, что в этом случае нужно тщательно подойти к выбору священника. Задать вопрос онлайн можно попробовать раз, два, но все же лучше прийти в храм. «Когда мы вели Инстаграм*, у нас были постоянные вопросы батюшкам. Я им их отправляла, потом копировала ответы и вставляла в «истории». Это всё-таки связанно с анонимностью», — добавила Миргалиева.

Однако может ли система вопросов онлайн заменить поход в храм? Вряд ли. Например, в этом уверена православный психолог Анастасия Изуауен. Она считает, что такой подход, конечно, частично функционал храма может заменить. Но людям нужно понять, что самое главное в церкви — это таинство.

Анастасия НЕПОЧАТЫХ

Фото автора и из личных архивов героев

*принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ

0 комментариев