22 Ноября, Пятница, 04:45, Воронеж

«Остатки роскоши былой», или как мы побывали в руинах поместья Звегинцовых

Сейчас атмосферу бывшего поместья Звегинцовых с трудом можно назвать хотя бы подающей признаки жизни. Людей нет ни на улицах, ни внутри домов, повсюду господствует природа, разрастающаяся дикой травой на некогда аккуратных усадебных дорожках. На территории словно смешались три времени – постройки усадьбы Звегинцовых 18 века, самые старые и разваленные, соседствуют с пристройками советских и постсоветских времен, тоже оставленными и пустыми, и новыми жилыми домиками. Когда мы остановились на въезде в село Петровское, первый вопрос от бабушки, проезжавшей на велосипеде, был: «Вы на речку идете?». И, судя по истоптанной тропинке, местные жители лишь для этого посещают это место.


Первое здание, встретившее нас распахнутыми дверями – «Корпус номер 2», с библиотекой и несколькими жилыми комнатами. Разваленная мебель, порванная одежда, поваленные стеллажи и пол, усыпанный книгами и документацией, производят тоскливое впечатление. Некоторые книги в отличном состоянии, другие, находящиеся ближе к протекающему потолку, совсем отсырели и пришли в негодность. Здесь же мы находим толстую папку с техническим паспортом здания, интерес вызывают старые фотографии корпусов на пожелтевшей бумаге. Все уходящие вглубь помещения – жилые комнаты, комнаты отдыха со столами для пинг-понга, уборные находятся в точно таком же разваленном состоянии. Создается впечатление, что отсюда уезжали в спешке: оставлена документация, листовки, на дверях вывешены афиши за 2010 год.



От корпуса ведёт тропинка, но куда? Сквозь густые заросли мы едва заметили небольшой балкон старого дома, лишь по нему можно понять, что вся эта заросшая плющом гора – некогда здание усадьбы. Пробираясь сквозь траву, мы видим деревянное крылечко с деревянной резьбой. Но пройти дальше просто невозможно – огромное по своим размерам здание разваливается на глазах. Дом потихоньку становится лишь частью ландшафта. Хотя и расположен он всего в 100 метрах от реки Хопер, никто не позаботился о его дальнейшем использовании.



Водонапорная башня, фотографию которой мы ранее заметили в документации, заманивает нас видом на всю округу, когда мы проходим мимо. Открыв поржавевшую дверь и сорвав с неё паутину, убеждаемся, что подняться наверх вполне реально, если забыть о проржавевших пластинах металла между «этажами». Любопытство побеждает трусость, и, чувствуя на ладонях крошащуюся ржавчину, мы поднимаемся вверх, проверяя на устойчивость каждый из лестничных проемов. Если железные части конструкции оказываются вполне прочными, то древесные её элементы несколько раз опасно трещат под ногами. На последнем этаже нас настигает разочарование – окна оказываются слишком высокими для того, чтобы в них заглянуть, а на полу зияют несколько крупных дыр. В любом случае, удовлетворенные собственным подвигом, мы продолжаем осматривать местность.

Вернемся к истории этого места. Своё начало село Петровское берет в 1750 году, правда, тогда это место имело другое название — село Мерлино. Собственностью Александра Ильича Звегинцова село стало только в 1838 году. Александр Ильич славился своей страстной любовью к садоводству и был большим знатоком в деле лесоводства. Благодаря нему появился большой фруктовый сад на 10 десятинах, один из лучших в области, построены оранжереи и теплицы, где выращивались персики и сливы, появился конный завод и стадо коров семминтальской породы. В 1857 году в усадьбе была построена каменная Петропавловская церковь. После смерти Александра Ильича имение было разделено между тримя братьями, село Петровское отошло младшему из братьев — Николаю. Н.А. Звегинцев в своей карьере прошел путь от тайного советника до сенатора. Живя в имении до 1901 года, хозяин направлял все свои силы на улучшение хозяйства. На смену сгоревшего в 1895 году барского особняка был возведен трехэтажный дом, перед домом была обустроена большая терраса, от которой отходила парковая лестница до реки. На реке Хопер заново построена водяная мельница, только в этот раз турбинная, а не колесная — это открыло возможность иметь собственное электрическое освещение. В то же время появилась водяная мельница и проложенная от неё узкоколейка с конной тягой до станции Звегинцево Грязе-Царицынской железной дороги, что в четырех верстах от усадьбы. Петровское стало источником самой разной продукции: хлеба и круп для нужд военных складов, сено для шестого кавалерийского полка, древесины для паровых топок, шпал, телеграфных столбов. Конный завод ежегодно поставлял по 30 чистопородных лошадей. Николай Александрович построил в Петровском земскую больницу с родильными покоями на 25 коек, дом для врачебного персонала и четырехклассную земскую школу. Землю и весь строительный материал помещик отдавал бесплатно.



Вонляровской 1850-1937 вторым браком на баронессе Ольге Николаевне фон Гольштейн (1869-1950) их пятеро детей было рождены в Петровском и крещены в Петропавловской церкви: Владимир, Николай, Ольга, Елена, Ирина.

В годы советской власти усадьба была национализирована и в ней размещался дом отдыха, была сделана нелепая большая пристройка.



В настоящие время от усадьбы сохранились большой парк на берегу Хопра, два деревянных флигеля, стоящие на госохране как памятники культуры. Основной кирпичный усадебный дом утрачен. В 2009 году санаторий был закрыт и сейчас старинная усадьба известного российского рода ищет новых хозяев.
Информации о Доме отдыха почти нет, однако на одном из интернет-сайтов, где размещены фотографии местности, мы увидели комментарии людей, которые когда-то отдыхали на некогда функционирующей базе.

«Я там отдыхала с родителями пару раз в 80-е, было хорошо, кормили замечательно. Особенно библиотека запомнилась, просто прекрасная и по форме, и по содержанию. Одно «но» — до нормального пляжа идти далеко было и еще полно змей. Но эти края вообще на них урожайные», — рассказывает один из комментаторов.

«Реставрировать никто ничего не собирается, все просто ждут, когда само развалится. От библиотеки не осталось ничего. Еще в 2009 году, по-моему, ее уже не было. Моей сестре удалось забрать пару книг из сарая, где было все свалено в кучу. Так обидно… Змей там действительно очень много, особенно где жд станция», — дополняет другой.

Юлия ПИЛЮГИНА
Алина ЕРЫШЕВА
Анна САЛМАНОВА
Татьяна ЛОЗЮК

0 комментариев