13 января в воронежском Городском Дворце культуры прошёл IX Рождественский фольклорный фестиваль «У нас празднички, да всё Святочки!». Традиционно в дни зимних Святок «Клуб любителей народной культуры» Воронежского городского Дворца культуры и кафедра этномузыкологии Воронежского государственного института искусств пригласили воронежцев на гала-концерт, посвящённый Святкам. Помимо концерта, в фойе ГДК прошла выставка-ярмарка народных умельцев и «гуляния» с разучиванием щедровок и калядок.
Живы ли среди воронежцев эти святочные традиции? Знают ли они о глубинных смыслах, заложенных в них? Зачем нам всё это? Для чего?
Живы ли среди воронежцев эти святочные традиции? Знают ли они о глубинных смыслах, заложенных в них? Зачем нам всё это? Для чего?
Свежи, словно вчера всё было, детские воспоминания… Вечер в деревне – звонкий от хрусткого морозного снега и россыпей колючих звёзд в чёрном небе. Мне лет шесть-семь. Мой старший брат и его друзья-подруги взяли меня с собой на загадочные «калядки». Мы идём вдоль улицы. По обочинам дороги, у самых домов лежат сугробы снега выше головы, и лишь узкие тропки-тоннели от дороги ведут ко дворам. Я едва поспеваю за их шумной, разнаряженной «кто во что горазд», компанией. Молодёжь останавливается у одного дома, и голосистая румяная девица заводит:
«Всем людям желаем добра!»
Дальше по-одному подхватывают остальные:
«Золота-серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Маслица коровья!»
И уже все вместе, хором:
«Доброго здоровья!»
Не успели запеть, как из хаты шариком выкатывается весёлая хозяйка, закутанная в большой клетчатый платок, с ответным охами-ахами и с сумкой в руках:
«Щедрый вечер, добрый вечер! Добрым людям на здоровье!»
Вслед за ней выглядывают на дорогу соседи, поджидая колядовщиков ко своим дворам. И тут начинается что-то для меня не совсем понятное, но очень весёлое: женщина чего-то требует от молодёжи, смеётся, они в ответ тоже хохочут, поют ещё много «колядок», а женщина, хохоча и приплясывая, обходит всех и суёт каждому — кому в руки, кому в карманы — пирожки, печенье и конфеты. Меня тоже не забыла, вкуснее того «петушка» на палочке я не едала… В другие годы, когда случалось мне бывать свидетелем колядования, помню, как меня, хорошо воспитанного ребёнка, смущали откровенные просьбы «колядовщиков» дать им сладостей или денег, и при этом они зачем-то без удержу засыпали пол дома пшеном…
Обе мои бабушки были верующими, и меня, маленькую девочку, всегда манила к себе их вера. Но бабушки не торопились делиться со мной своими, пусть и не очень глубокими, знаниями в этой области. Это теперь мы все знаем, что во времена развитого социализма за веру уже не шли по этапу, но всё же она не приветствовалась социалистическим обществом. Это был удел бабушек-старушек, им властью разрешалось… По «темноте» их. И вот мои «тёмные», но глубоко верующие бабушки, так и не объяснили мне, «зачем и для чего» люди делают, то что делают в рамках той или иной традиции. Да и я, будучи ребёнком своего времени, всё-таки не очень донимала их с расспросами, а они сами мне ничего не навязывали. Так мы и жили в безудержно-тихой, но бессловесной любви друг к другу и к чему-то такому, о чём невозможно было нам говорить, но можно было глубоко чувствовать…
Глубинную память народа не вытравить, а значит власти нужно было оставить народу отдушину, в которую будет спускаться «пар». Вот и получилось, что во времена СССР в широких народных массах выжили лишь внешние обряды традиционных православных праздников: на Рождество – поколядовать, да погадать, на Крещение – искупаться в проруби, на Пасху — напечь куличей и накрасить яиц, да на Троицу — украсить дом травой и берёзовыми ветками. И только те, кто профессионально занимается фольклором и аутентичным искусством, знают истинную ценность и истинное происхождение этих обрядов, их полную форму и содержание…
«Дай Бог тому, кто в этом дому!» — так называлось музыкально-этнографическое представление очередного Рождественского фестиваля, традиционно проходящего в Воронеже уже который год. Эта программа, как и все предыдущие, была подготовлена студентами и преподавателями кафедры этномузыкологии ВГАИ. О сути и глубинных смыслах народных святочных традиций мне удалось поговорить с Александрой Самотягиной, арт-директором фестиваля, которая и вела всю программу:
— Александра Алексеевна, расскажите для тех, кто ещё не смог побывать на вашем фестивале, хотя бы коротко, о том, что именно подразумевается народной традицией святочных калядок? Ведь не только ради того, чтобы набрать сумку харчей-сластей, да «настрелять» энное количество денег, ходят на Святки калядовщики?
— В том-то и дело, что мы именно такими встречами-фестивалями и рассказываем, и показываем главный смысл традиционных обрядов и обычаев. А заключается он в душевном, духовном общении между людьми. Что касается Зимних Святок, так ведь и по ту, и по другую сторону знают, я имею ввиду колядовщиков и хозяев, для чего все действа происходят! Одни приходят пожелать мира в семье, благополучия, здоровья, а другие знают, что за слова сказанные, да еще и спетые, нужно отблагодарить, одарить. А это и есть самое важное – благодарность высказанная радостно обязательно вернётся к человеку добром, а раздаренные гостинцы и подарки тоже возвращаются сторицей. Чем больше отдашь, тем больше вернётся. Этого понимания сейчас не хватает! Я всегда говорю, если к вам в дом пришли — радуйтесь! К Вам пришли с добром! Именно так и осуществляется связь времен, связь между поколениями. Вы это видели на фестивале — мы не играли, мы жили! Под Рождество – колядовали, на Рождество – Христа славили, на Васильев вечер – щедровали, да с новым годом поздравляли. Да, как в жизни! В этом и есть особенность – никто из участников не знает, как он будет «вплетен» в канву музыкально-этнографического действа. Я только согласовываю с руководителями фольклорных коллективов программу, а затем у меня рождается сценарий, который осуществляется, как говорится, «здесь и сейчас». Мы все друг друга прекрасно знаем, так как все руководители — преподаватели, выпускники и студенты кафедры этномузыкологии ВГИИ. Мы, можно сказать, все «живём в одном селе»! А кто к нам в гости приезжает – так это родня, от встречи с которой сердце наполняется радостью. А главное счастье – дети! Вы видели сколько их было! Мы все, на одной сцене, в одном пространстве, как говориться – стар и млад, славили и благодарили Бога и всему народу желали «Многие лета!».
Бог – создатель всему свету
На котором мы живём!
Многая лета, многая лета,
Многая лета пропоем!
p.s.
Канун Рождества. Суетливые повседневные заботы и так не дают развернуться в душе праздничному настроению, а тут раздаётся настойчивый стук в дверь. Муж открывает, и слышится не очень трезвый голос нашей соседки, живущей где-то неподалёку, и ведущей, с точки зрения обывателя, не самый образцовый образ жизни. Она настойчиво предлагает моему мужу взять у неё пакет бананов. Муж что-то тихо и вежливо пытается ей возразить, говорит, что ему сейчас нечего ей предложить взамен, даже денег в кармане не оказалось… Люда, так зовут соседку, твердит, что ей ничего не надо, что это к празднику, всучивает этот несчастный пакет и скрывается из виду. Неловкая пауза повисает между нами… Потом долго я, выйдя из дому или возвращаясь домой, безуспешно высматривала среди прохожих Люду. Так случилось, что я не знаю, где точно она живёт. Поэтому у меня так и висит в прихожей приготовленный для неё после этого неудавшегося для обеих сторон калядования пакет с рождественско-крещенскими гостинцами…
Справка:
В фестивале участвовали фольклорные коллективы Воронежа — «Паветье», «Воля», «Радовесь», «Терем», «Хохольские родники», «Лазоревый цвет», «Волюшка», фольклорный ансамбль «ВЕРА» из Липецка и фольклорные ансамбли Детских школ искусств города Воронежа и Воронежской области.
На первом фото – «королевы» воронежского фольклора (слева направо):
Самотягина Александра Алексеевна – арт-директор Фестиваля, заслуженный деятель искусств Воронежской области, доцент кафедры этномузыкологии ВГАИ. Создатель и художественный руководитель фольклорного ансамбля «Паветье».
Сысоева Галина Яковлевна – музыковед-этномузыколог, профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения. Г.Я. Сысоева создала при Воронежской академии искусств в 1989 году и возглавляет его по сей день фольклорный ансамбль «Воля».
Христова Галина Павловна – доцент кафедры этномузыкологии ВГАИ. Создатель и художественный руководитель фольклорного ансамбля «Терем» Воронежского государственного университета.
Ревнёва Светлана Николаевна – художественный руководитель фольклорного ансамбля «Радовесь».
Елена ЧАПЛЫГИНА
Фотографии — Михаил КВАСОВ
0 комментариев