5 ноября «Джазовая провинция» завершила своё путешествие в Воронеже. Фестиваль задумывался основателем Леонидом Винцкевичем как шапито, блуждающее по России. Перед тем, как отправится блуждать дальше, джазмены отыграли гала-концерт в зале Филармонии и проводили фестиваль.
За шесть концертных дней в городе свои программы представили более 60 ярких музыкантов из 14 стран мира. А с учётом студентов музыкального колледжа им. Ростроповичей и BIG BAND’а воронежской филармонии количество участников перевалило за сотню.
На часах шесть вечера — зал филармонии уже заполнился слушателями. По традиции первым поприветствовать зрителей вышел продюсер фестиваля и директор компании «Арт Фолио» Александр ЛУКИНОВ.
– Конечно, безумно приятно, что фестиваль стал частью культурной традиции нашего города. Что его любят и ждут переполненные залы. Эмоции слушателей доставляют нам большую радость, потому что вся работа проделана для вас. Вы – наши главные спонсоры и партнёры, – поблагодарил слушателей Александр и передал микрофон ведущим.
Из года в год неизменным оставалось только одно – комментировал шоу главный редактор журнала «Джаз.ру» Кирилл МОШКОВ. В этот раз сцену с ним поделил музыкант, главный джазовед страны Владимир ФЕЙЕРТАГ. Традиционно ведущие работают в паре на московском фестивале «Эрмитаж». В Москве и Петербурге действует «филармонический закон – не должно быть никаких пауз», поэтому ведущие сразу начали с диалога о возможности дуэта в в джазе. Это музыкальное направление возникло как коллективное искусство. И тут вдруг дуэт.
– Это что, минимализм пришёл в джаз? – шутливо поинтересовался Владимир ФЕЙЕРТАГ.
– Почему же сразу минимализм? Дуэт – тот же ансамбль. Только более сложный его формат. К примеру, в квартете всё время играет ритм-секция, можно отсидеться. А здесь, хочешь не хочешь, придётся работать, – парирует Кирилл МОШКОВ.
Тем временем на сцене появился тот самый дуэт — норвежцы Espen Eriksen & Gunnar Halle Duo, представляющие одну из самых исключительных джазовых школ в мире. Эспен ЭРИКСЕН сразу же вышел к микрофону, чтобы поприветствовать зал:
– Меня зовут Эспен, а это Гуннер. Очень приятно снова выступать в Воронеже. Большое вам спасибо, – сказал пианист на русском почти без акцента и вернулся за инструмент.
Их музыка тут же погрузила зал в атмосферу тайны. Во время соло на лице трубача Гуннера отражался весь спектр эмоций. Пианист, начиная свою партию, что-то проговаривал губами. Казалось, что он прямо на сцене пишет стихи на эту мелодию. Кто-то из присутствующих позволил себе пустить слезу, а кто-то сдержанно, но при этом с «сырыми» глазами, продолжал смотреть на сцену.
Помимо своих композиций, дуэт сыграл старую рождественскую фольклорную песню. На русском исполнители успели выучить не только приветствие, но и целую композицию. Эспен и Гуннер в своём стиле исполнили советскую песню, которая в России уже считается народной. Музыканты не смогли произнести название, однако слушатели почти сразу узнали «Полюшко-поле». Зал явно оживился, услышав родную мелодию.
Во второй части первого отделения выступил создатель фестиваля Леонид Винцкевич. Он не только контролирует весь фестиваль в одиночку, но и сам выступает. По словам ведущего Владимира Фейертага, 23 года назад «Джазовая провинция» задумывалась Винцкевичем как шапито, блуждающее по центральной России. То есть по территории, которая никогда не считалась джазовой.
Контрастируя с лирической, тонкой музыкой шведов, заиграли первые дерзкие ноты саксофона. За ним – Николай Винцкевич. А из рояля высекает мелодии его отец Леонид Винцкевич. Компанию семейному дуэту составил британский контрабасист Стив Кершоу, обладающий не менее живым стилем. Разгару джаза сопутствовали барабанные палочки. В какой-то момент, не выдержав экспрессивности музыканта, от палочек полетели щепки. Николай поменял привычный саксофон на прямой саксофон-сопрано, и началась новая «рубка».
Наконец, составить компанию джазменам вышла талантливая молодая певица Ксения Коробкова. Голос исполнительницы сливался с музыкой и образовывал с ней целостную мелодию. Кстати, все песни, исполняемые ей в этот вечер, были написаны лично старшим Винцкевичем. Одну из них певица предложила залу спеть вместе с ней.
– Девочки, не подводите меня! Споём ещё раз семнадцать, и тогда точно получится, – призывала Ксения КОРОБКОВА, разучивая со зрительницами ненавязчивую мелодию.
Закончив программу импровизацией, музыканты удалились за кулисы. А ведущий Кирилл Мошков произнёс заветное слово: «Антракт».
Во втором отделении были представлены ожидаемые всеми хэдлайнеры фестиваля. В ансамбль джазовой музыки Давида Голощёкина вошли лучшие ленинградские музыканты, получившие мировое признание.
– В этом году исполняется 67 лет моей джазовой деятельности. Я не один раз выступал в зале воронежской Филармонии, и могу сказать, что это самая высокая сцена в России. Отвык от того, что мы так парим над вами. Замечательный зал. А те, кто сидят в нём, уж точно самые лучшие, – начал с комплимента Давид ГОЛОЩЁКИН.
В перерывах между песнями народный артист поделился своими мыслями о «новизне» в джазе:
– Перед выступлением у меня брали интервью для вашего местного телевидения и спросили, что именно я собираюсь играть. Сказал, что будет что-то из авторского, что-то из вечнозелёных джазовых мелодий, привлекающих моё внимание. И получил ответ: «Ну, значит, ничего нового?» А в джазе не может быть ничего нового, кроме самого исполнителя. Который каждый раз исполняет одно и то же по-разному, – рассказал лидер ансамбля.
Давид Голощёкин – настоящий мультиинструменталист. Он то и дело переключался с духовых на электроскрипку, тем самым усиливая контраст между мажорными и минорными аккордами. Самой узнаваемой для фанатов джаза стала песня из фильма «Когда святые маршируют», где артист исполнил роль руководителя ансамбля. А на самом деле просто сыграл себя.
Из-за кулис вышла дама в чёрном блестящем платье в пол. Это была Юлия Касьян. Она – официальная вокалистка единственной в мире государственной Филармонии джазовой музыки, которую Давид Голощёкин основал почти 30 лет назад, да и к тому же солистка в его ансамбле. Как уверяет сам лидер, это дорогого стоит. С ансамблем вокалистка исполнила несколько хорошо известных публике джазовых стандартов. По завороженному взгляду присутствующих было заметно, что особенно хорошо ей удавались хиты неповторимой Эллы Фицджеральд.
Воодушевлённые слушатели, не скрывая своих эмоций, переговаривались между собой. Отмечали моменты, которые за вечер отпечатались в их памяти.
– Концерт потрясающий. Несмотря на то, что хэдлайнером был ансамбль джазовой музыки, больше всего понравился норвежский джаз. Особенно их вставки с использованием этники. Их собственные песни впечатлили даже больше, чем каверы на фольклор, – поделился впечатлениями Александр СТОЛПОВСКИЙ.
Шёл черед финального аккорда. На сцену вышли все участники «Джазовой провинции» и начали «месить» нескончаемый блюз. Музыканты обещали, что финальный блюз на закрытие сезона может длиться бесконечно. И почти не обманули. Импровизация длилась около сорока минут без перерыва.
– Отыграли отлично все. Самые профессиональные музыканты, конечно же, в конце. Я за красоту во всём. Как в звучании, так и в картинке. Воронежским джазменам всё-таки нужно брать пример с внешнего вида Петербуржцев. Всё-таки джаз – элитарное искусство, а «Провинция» – большое событие для каждого из зрителей. Джаз в футболке не поют, – уверена Дарья ЧЕРНИКОВА.
Яна СОКОЛОВСКАЯ
Виктория НЕНАШЕВА
Фото авторов
0 комментариев