Учеба на родном факультете привычна и понятна: знакомые коридоры, кабинеты и лица окружают каждый будний день. Но как проходит студенческая жизнь ребят с других факультетов? Корреспондент «P.S. – 5 сов» продолжает свое путешествие по разным отделениям, кафедрам Воронежского государственного университета. Рубрика «В гости к факультетам» посвящена 18 факультетам Воронежского государственного университета, о которых расскажут сами студенты. Вторым нашим героем становится химический факультет.
Общая информация
Первое знакомство
Я тороплюсь в главный корпус ВГУ. Сегодня для меня откроются двери разных лабораторий химфака, поэтому даже пасмурная погода не останавливает от очередного путешествия в мир науки. Мы со студенткой третьего курса кафедры физической химии Татьяной Шульгой встречаемся у входа и направляемся в коридор первого этажа. Нас встречает доцент кафедры физической химии Наталья Морозова, проводит в одну из лабораторий и рассказывает:
— Здесь проходят занятия со студентами второго курса. Мы проводим физико-химические эксперименты по определению свойств веществ, например: теплот различных процессов, малярных масс, степени диссоциации. На занятиях ребята получают навыки работы с приборами и осваивают основные физико-химические методы, которые могут им пригодиться на производстве или в лаборатории. Приборы могут отличаться, но ребята успешно поймут суть проблемы, способы её решения, освоив основные физико-химические принципы. Сотрудники кафедры стараются вовлекать в период обучения современные лабораторные комплексы, которые помогают более глубокому пониманию сути химических процессов.
Наталья показывает мне различное оборудование. Глаза разбегаются от количества приборов, сосудов с растворами кислот, солей. Позже Татьяна рассказывает мне об особенностях практики на химфаке:
— Практика на первом курсе ознакомительная и длится всего две недели. Первокурсники ходят по всем кафедрам, знакомятся с преподавателями, рассматривают лаборатории, как мы сейчас. На втором и третьем курсах практика заключается в научной работе. На втором студенты выбирают научного руководителя, посещают занятия и под руководством этого преподавателя выполняют научные работы, например, курсовую. И обычно официально стоящие в графике две недели практики растягиваются на весь семестр: учащиеся работают в лаборатории на кафедре, которую выбрали. А потом практика на предприятиях. У ребят с направления «Химия, физика и механика материалов» она проходила на заводе «Риф», которая длилась около десяти рабочих дней. На втором курсе научная практика только во втором семестре, а начиная с третьего, она проходит каждый семестр, как сейчас у нас. А производственная будет позже, ближе к четвертому курсу.
Мы выходим из лаборатории и направляемся дальше по коридору. К нашей небольшой компании присоединяется студентка третьего курса кафедры аналитической химии Татьяна Артемьева и дополняет:
— Практика на моей кафедре проходит очень интересно. Вообще аналитическая химия требует абсолютной внимательности и ювелирной точности. Потому что работа занимает больше времени, чем на других кафедрах. Я могла быть в лаборатории с двух часов дня до восьми вечера или вообще до времени закрытия корпуса. Я работала над курсовой по сорбентам – это вещества, которые могут что-либо поглощать, впитывать. Еще изучала ионообменные свойства. Сейчас продолжаю свою курсовую, ведь она должна лечь в основу диплома.
Тем временем Наталья открывает дверь еще одной лаборатории. Здесь, как и в прошлом кабинете, большое количество приборов и сосудов с разнообразными растворами. На столах и полках расставлены всевозможные баночки, колбы, мерные стаканы, ступки, пробирки. Зеленая доска на одной из стен исписана уравнениями и графиками.
— Это лаборатория по электрохимии. Здесь проходят занятия по спецкурсам у студентов второго и третьего годов обучения. Вскоре в этой лаборатории появится более серьезное оборудование — потенциостаты, на которых проводятся более серьезные научные эксперименты. Несмотря на это, у нас все еще хранятся и используются самодельные электроприборы. Эти гальваностаты, с которыми проводят практикумы, создал кандидат химических наук, доцент Владимир Юрьевич Кондрашин в 1998 и 2018 годах.
Кристаллизация, горение, взрывы: интересные случаи из практики
Я рассматриваю приборы и спрашиваю Наталью Морозову о запомнившихся ей случаях со студентами:
— Столько всего было за годы моей работы, даже не знаю, что еще можно от студентов ожидать. В основном у нас, преподавателей, вызывает смех незнание, казалось бы, простых и понятных вещей. Например, студенты грушу называют «клизмой» или «сосалкой». Вызывает улыбку, когда удивляются процессу замерзания, наблюдая за появлением кристаллов воды; во время экстракции некоторых поражают разные окраски веществ. А еще многих забавляет прибор «встряхиватель».
Мои спутницы-студентки тоже делятся веселыми историями:
— На первом курсе очень весело проходят занятия по неорганике. Таким образом новых студентов заинтересовывают, вводят в предмет. Мы много чего взрываем, наблюдаем за горением. Даже порох готовили. Я помню, что очень испугалась, когда что-то бабахнуло, — с улыбкой рассказывает Татьяна Артемьева.
— Был случай, когда мы наблюдали за горением магния, я положила больше чем необходимо, и он взорвался. У меня чуть очки не улетели, — добавляет Татьяна Шульга.
— Да, в таких случаях у нас преподаватель шутил: “Вот и всё, минус зрение”, — говорит вторая Татьяна.
Мы покидаем лабораторию по электрохимии и направляемся к следующей двери. За ней проходит занятие. Ребята в белых халатах спокойно пишут в своих тетрадях. Но Наталья решает дать работе в лаборатории небольшой толчок:
— К работе! Ваня, колотим лед. Дима и Илья, убирайте фенол. Дима берет бюретку и заполняет её дистиллированной водой. Девочки, взвешиваем калий-хлор 10 грамм.
И деятельность бурно закипает. Студенты раскалывают лед молотком, пытаются быстро найти сосуд с нужным веществом. В этот момент мы с Татьянами понимаем, что нам стоит продолжить разговор в другом месте. Поблагодарив Наталью за прекрасную экскурсию и уделенное время, мы отправляемся на улицу.
Традиции факультета
Мы идем по внутреннему двору главного корпуса. Погода по-настоящему осенняя: с деревьев падают и кружатся в воздухе желтые листья, дует холодный ветер, и небо заволокло тучами. Девочки рассказывают о ненаучной жизни факультета:
— На нашем факультете есть два традиционных мероприятия: посвящение и день химика. Последний проводится в последнюю неделю мая. Он уже много лет проходит на территории биоцентра «Веневитиново». День химика – это сбор всех студентов, выпускников факультета. Съезжаются все желающие и причастные к химфаку независимо от возраста. Можно сказать, что собирается настоящая семья факультета. Если я не ошибаюсь, то этот день празднуют и преподаватели, но отдельно от студентов.
Мы приходим в небольшой парк рядом с корпусом. Татьяна Шульга продолжает рассказ:
— У студентов очень хорошие взаимоотношения с преподавателями факультета. Многие из них любят актив, готовы помогать и участвовать. На «Студенческой весне» два видео было снято совместно с преподавателями. Хотелось бы упомянуть профессора кафедры общей и неорганической химии Александра Юрьевича Завражнова. Они с первым курсом и ребятами с его кафедры регулярно куда-то выезжают: на природу, в горы, на экскурсии в другие города.
— Мы с ним ездили в Москву в музей минералов. Он любит путешествовать и брать с собой студентов, что очень ценно, — дополняет Таня Артемьева.
В парке пусто. Иногда голоса девочек заглушает шум проезжающих мимо машин.
— Если говорить про «посвят», то его проводят в сентябре. Мы пытались организовать его на территориях туристических баз, но не набиралось достаточное количество человек. Поэтому для посвящения выбрали лес в микрорайоне Шилово. Студенты самостоятельно занимаются подготовкой необходимых вещей, закупкой продуктов. Обычно ребята-организаторы делают дневные, ночные станции и клятвенную часть. Про последнюю рассказать не можем, потому что о ней узнают только первокурсники на самом посвящении. Её можно назвать изюминкой факультета. В этом году мы, кстати, решили убрать ночные станции, чтобы было меньше проблем, опасностей. Поэтому на уже прошедшем «посвяте» вечером старшекурсники отправили «малышей» по домам на автобусах. Но у нас были очень хорошие дневные станции, раскиданные по лесу. Они абсолютно разные. В этом году особенно запомнилась одна, от которой все в восторге. В Шилово есть, так сказать, настоящая песчаная гора. Мы с организаторами расстелили огромный пласт строительной пленки и полили её мыльной водицей. Это очень весело, было много желающих скатиться с получившейся горки. Проходя станции, первокурсники собирают баллы, за которые позже могут получить секретный приз.
Легенды факультета
— Мы всем активом пытались вспомнить легенды факультета. В голову пришло поверье, что студенты-неорганики ночуют в университете. Они проводят опыты, за которыми нужно следить целые сутки. Подкрепляет эту теорию наличие в некоторых лабораториях раскладушек и диванов. Можно сказать, что легендами у нас становятся студенты. Например, одного парня отчислили с 16 долгами. Легендой можно назвать девочку, которую преподаватели видели лишь на концертах факультета. Она в университет не ходила, появлялась в период сессии, сдавала её, попутно закрывая долги, и спокойно жила дальше. Даже была шутка, что эту девочку невозможно отчислить. Таким образом она доучилась до пятого курса. И тут ей не повезло. Она не смогла сдать экзамен, который принимал наш декан. В итоге девочка сама отчислилась на пятом курсе, сейчас планирует восстанавливаться, — рассказывают девочки.
Мы собираем вещи и отправляемся обратно в здание. Мои новые знакомые спешат на пары, а я покидаю главный корпус.
Химический факультет стал для меня волшебным местом, похожим на хижину мага, увлекающегося зельеварением. Множество приборов, сосудов разной формы и величины, растворов, порошков и сплавов поражает. Преподаватели и студенты любят свое дело, а работа на факультете постоянно кипит, как жидкость в пробирке при нагревании.
Дарья ЖЕЛЕЗНОВА
Фото автора и из сообщества ВК «Актив химического факультета ВГУ»
0 комментариев