24 Ноября, Воскресенье, 19:13, Воронеж

Как воронежская студентка Сибирь покорила и СМИротворцем стала

Студентка факультета журналистики Воронежского госуниверситета и одновременно корреспондент портала «P.S.-5 сов» Анастасия КАРТАВЦЕВА принесла в Воронеж первую победу за девять лет существования Всероссийского конкурса средств массовой информации на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротворец».


Конкурс проводится с 2008 года по инициативе Гильдии межэтнической журналистики России. В нём принимают участие журналисты как федеральных, так и региональных, и национально-культурных СМИ.



О настойчивости и госпоже удаче

— Я узнала о конкурсе, когда начала обучение в Школе межэтнической журналистики в прошлом году, — рассказывает Анастасия. — Попала я в школу случайно: наткнулась на объявление о наборе учеников.
Заинтересовалась и решила подать заявку, но ее отклонили, потому что команда была уже набрана. Тогда я спросила: «Можно ли просто прийти послушать?». Преподаватели пояснили, что занятия проводятся при факультете, и я смогу без проблем на них попасть. Я пришла на первое занятие. И, представляете, меня приняли! Мне очень повезло, несколько участников просто не явились. Я сразу включилась в работу. Мне нужно было просто писать, а я как раз давно этого не делала в связи с переводом из другого вуза.



Настя перевелась на третий курс воронежского журфака из Елецкого государственного университета. Перед началом нового, 2016-20117, учебного года она узнала, что есть такая возможность, собрала портфолио и подала документы. Кроме того, она по своему желанию пересдала один из экзаменов с «четверки» на «пятерку».

— Некоторые люди, наверное, думают, что мое решение перевестись из ЕГУ в ВГУ на третьем курсе — это бред. Ведь я училась на бюджете и получала президентскую стипендию (выходило около 10 тысяч в месяц). Но меня не устраивало качество образования. Преподаватели часто не приходили на пары. А когда занятия все-таки проводились, то разговаривали с нами о чем угодно, только не о журналистике. Так, конечно, делали не все, — вспоминает Настя. — С некоторыми преподавателями я общаюсь до сих пор. Однако, тех знаний, которые я получала в ЕГУ, мне не хватало. Из-за этого началась депрессия. К тому же у меня была мечта — учиться в ВГУ. Я уже пыталась сюда поступить, но не прошла на бюджет. И в феврале 2016-го я окончательно решила переводиться. Мне уже было все равно. Я бы согласилась перевестись даже на второй курс вместо третьего, но мне повезло, и я не потеряла год.

Попав на факультет журналистики ВГУ и исполнив свою мечту, Настя сразу включилась в работу. И огромным толчком для нее стала Школа межэтнической журналистики.

— После того, как записалась в школу, я сразу начала писать заметки, статьи. Мне было все равно, на какую тему. Я просто хотела выйти из творческого кризиса. А еще меня «подталкивал» тот факт, что лучшим ученикам школы предлагалась поездка в один из национальных регионов. Я подумала, что, скорее всего, это будет Удмуртия. Не знаю, почему. Просто мне так очень хотелось. В Удмуртию прокатиться не вышло, но получилось в Астрахань и в Сибирь.



Попав в состав 25-ти лучших учеников школы – журналистов и блогеров — со всей России, Настя путешествовала по четырём регионам Южной Сибири: Хакасия, Алтайский край, республика Алтай и Кемеровская область. И вот как раз в этих путешествиях ей и удалось собрать материал для конкурсной заявки на «СМИротворец».
— О конкурсе мне сообщили в Школе межэтнической журналистики. Сказали, что, если у нас будут хорошие материалы, мы сможем с ними участвовать в нем. Но дело в том, что мои коллеги по школе публиковались, в основном, на портале «Национальный акцент». А я публиковалась в других СМИ, начиная со студенческого портала «P.S. – 5 сов» и закачивая «Комсомольской правдой». Часть этих материалов я и собрала — в итоге, в финал прошли работы с «5 сов».

Одним из этих материалов был «7 чудес Южной Сибири», в нем Настя рассказывала о красивых местах, в которых ей удалось побывать.

— Первое место лично у меня занял поселок Киришь Кемеровской области. Чем интересен этот посёлок? Там все люди верят в Йети. Для нас, живущих в Черноземье, это вообще далекое фантастическое существо, а для них – нет.

Ещё один конкурсный материал Настя посвятила непосредственно одному из этих семи мест – деревне Казановка в Хакасии.

– Там тоже было интересно. Мы ходили на экскурсии по достопримечательностям.
На суд экспертов «СМИротворца» отправился и материал о том, как членов экспедиции встречали на границе между регионами алтайцы и сибирские казаки.



Будучи изначально уверенной в своей победе, по мере приближения итогов конкурса Настя начала эту уверенность терять.

— Я стала думать, что в финал не пройду, потому что посмотрела, какие материалы представили другие конкурсанты, мои коллеги. Я поняла, что соперники очень сильные, с большинством из них я ездила в Астрахань.

Но напряжение снял звонок руководителя Школы — Настя прошла в финал.

– Награждение проходило в Москве. Эти четыре дня в столице вызвали у меня большой страх, потому что я не привыкла к такому. Помню, как боялась, что на фуршете будет 10 вилок, а мне придется спрашивать, какой из них что есть. Мои опасения не подтвердились и вилка там была одна, — смеется Настя.

Но «СМИротворец» – это не единственный конкурс, в котором приняла участие Анастасия.

— Сейчас я жду результатов с «Горю поэзии огнем». Это не журналистский конкурс, а поэтический. Проходит в Екатеринбурге, церемония награждения запланирована на 25 декабря.

Попасть на награждение в Екатеринбург — удовольствие не из самых дешевых, поэтому, по словам Анастасии, организаторы конкурса даже связывались с администрацией регионов, с просьбой оплатить участникам поездку.

— Я, как и в ситуации со «СМИротворцем», теряю уверенность, что попаду на церемонию и займу какое-то место. Но участие в конкурсе дает все-таки интерес, азарт, хочется победить. Журналистское творчество мое уже оценили, хотелось бы, чтобы отметили и поэтическое.

Как рождается поэт?

История первого стихотворения, как говорит Настя, трагичная: в девятом классе подруги отказались общаться с ней, им было не интересно обсуждать книги. Они любили посидеть в социальных сетях, обсудить мемы, а у Насти на тот момент не было даже интернета:

— Я книжки читала. И очень расстроилась из-за этого конфликта, начала переживать. В голове сложились мысли в форме стихотворения.

Считая всех поэтов сумасшедшими, Настя спрятала своё первое стихотворение в укромный уголок – подальше от чужих глаз. Так оно и пылилось среди книг и тетрадей до тех пор, пока мама не нашла этот маленький листочек.

И уже через год Настя в первый раз выступила со своим стихотворением на публике. В школе. Зал встретил ее гробовой тишиной, а проводил — аплодисментами. Учитель спросил, чьи это стихи, и Настя гордо ответила: «Мои!»

— Это было здорово, я решила продолжать. У меня родилась идея написать что-то про гражданскую войну.

Стоя ногами в Черном море на побережье Севастополя, Настя писала стихи о гражданской войне, а через полгода она началась на самом деле. Не зря говорила Ахматова: «Громко кличу я беду, ремесло мое такое».

— Мне кажется, что даже самые плохие стихи имеют дар предсказания, что-то мистическое в этом есть. У меня очень часто сбывались стихи — и сбывались в таких ситуациях, которые не могли произойти просто так.

О поэтическом процессе и творческом кризисе

— Иногда можно просто ехать в автобусе и писать. Сегодня ко мне пришла рифма, которая еще не сложилась в стихотворение. Иногда образы возникают уже в голове, кто-то что-то сказал — и ты понимаешь, что это эстетично. Это самая важная часть поэзии — я люблю то, что красиво, — говорит девушка.

Многие стихи у Насти отнимают не один год жизни, а некоторые пишутся легко и непринужденно, самое быстрое стихотворение она написала за 4 минуты, своеобразный личный рекорд.

— А есть такое, которое я пишу уже два года. То концовку не могу придумать, то решаю переделать суть. Это тот случай, когда у меня сначала возник образ, а потом стихотворение. Обычно возникает сначала рифма. А ещё мне обязательно нужен слушатель, чтобы меня критиковали и высказывались. Если стихотворение можно улучшить, то нужно работать. Постоянные читатели у меня есть только в социальных сетях, но в жизни у меня есть постоянные слушатели. И мне их мнение очень важно.

О любимом поэте замолвите слово

Больше всего Настя любит Ахматову. В школе мечтала заполучить сборник ее стихов. В итоге взяла его в библиотеке и не хотела отдавать.

— Анна Андреевна очень близка мне: нравятся ее образы, темы, стиль. Во многом она повлияла на мое творчество. Я бы тоже хотела выпустить свой сборник, хочется, как и всем, стать великой. Пусть однажды имя мое прочитают в учебниках дети. Но нужно исходить из реального — я оптимист, но не настолько. В XXI веке у нас платиновая поэзия. Самый дорогой металл. Я думаю, что многих современников будут изучать в школе. Например, Быкова — только вот не ясно, на уроках истории или литературы? Также уделят внимание Полозковой, Астаховой, Ананасовой, известному L. Sid.

О том, почему журналистика всё же важнее поэзии

Выбор «журналист — поэт» актуален для Анастасии с тех пор, как однажды ещё школьницей она пришла со своим первым стихотворением к знакомой журналистке. Та раскритиковала творчество юной поэтессы в пух и прах. И добавила: «Нужно выбирать, кем быть — журналистом или поэтом».

— Журналистика – это профессия, стихи – хобби. Могло бы быть наоборот, но тогда я бы не получала удовольствия от стихов. Я бы получала удовольствие от журналистики. Я воспринимаю её сейчас как работу и не представляю себя в другом деле. Поэт – это только способ самовыражения.

А как становятся журналистами

Ещё в пятом классе Настя твердо захотела стать журналистом. Родители, до этого редко сходившиеся во мнениях, тоже в один голос сказали:

— Тебе, наверное, подойдет эта профессия.

В восьмом классе Настя начала печататься в местной елецкой газете:

— Сначала я просила, чтобы мне подсказывали темы для публикаций, а затем начала их искать самостоятельно. Еще будучи школьницей, я научилась брать интервью, писать тексты, узнала о некоторых нюансах журналистской деятельности. В этом мне помогла Ольга Ельникова, журналист елецкой газеты «Красное знамя».

В этом году Настя заканчивает журфак и планирует поступать в магистратуру, хотя пока и не решила, на какую специальность. Она уверена, что журналисту хорошо иметь глубокие знания в самых разных сферах, поэтому думает подавать документы везде. Где-нибудь должно повезти.

— Школа межэтнической журналистики помогла мне определиться с направлением, в котором я хочу развиваться и работать. Конечно, хотелось бы попасть на работу в какое-нибудь федеральное СМИ (почему бы не в «Новую газету»?). Но я стараюсь смотреть на вещи реально. Мне еще есть куда стремиться. Некоторые пробелы просто необходимо заполнить.

Если отставить в сторону мечты и оценивать свои возможности здраво, то я хотела бы устроиться на работу в Воронеже, но журналистом, а не каким-нибудь копирайтером. Я думаю, что в жизни мне (и многим таким же, как я) мешает лень. Иногда просто нет сил оторваться от любимого сериальчика. Как быть? Мне помогают близкие, их поддержка, их вера в меня. Для меня очень важно, чтобы в мою победу кто-то верил, даже если я не верю в нее сама.

Справка «P.S. – 5 cов»:

Школа межэтнической журналистики – образовательный проект, который осуществляют Гильдия межэтнической журналистики и МОО «Всенародный Собор» при господдержке, выделенной в качестве президентского гранта на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

Школа проходит по единой программе в 23 городах России. В Воронеже Школа межэтнической журналистики работает на базе факультета журналистики ВГУ. Студенты-журналисты знакомятся с этнокультурным многообразием РФ, особенностями освещения межнациональных отношений в СМИ, этикой этножурналиста, посещают различные мероприятия и национальные праздники. Значительная часть учебного времени посвящена практическим занятиям. Лучшие студенты получают возможность опубликовать свои материалы на страницах и в эфире региональных и федеральных СМИ. В процессе занятий школы проходят видеоконференции со студентами-журналистами других регионов и реализуются совместные исследовательские проекты.

По окончании обучения студенты получают сертификаты. Лучшие выпускники принимают участие в выездной отчетной конференции, которая проходит в Москве, а также в учебном пресс-туре в один из национальных регионов РФ.

Элизабет КРИМ
Фото из личного архива героини

0 комментариев