23 Ноября, Суббота, 11:07, Воронеж

«Всё не так, как кажется. Всё нужно подвергать сомнению». Профессор ВГУ о методах ведения информационной войны

3 апреля на встрече студенческого научного объединения «Союз» (факультет романо-германской филологии ВГУ) доктор филологических наук и эксперт в сфере межкультурной коммуникации Любовь ЦУРИКОВА прочитала лекцию «Стратегии информационно-психологического воздействия в условиях информационной войны».

Основные вопросы были обозначены так: «Как манипулируют нашим восприятием?», «Какие приёмы для этого используются?», «Как наше восприятие формируется и принимает нужную форму под воздействием информационных потоков, которые мы воспринимаем?».

Профессор рассказала, что существует три направления работы во время информационной войны: нейтрализация соперника, создание группы сторонников и взаимодействие с наблюдающими. В целом, это длительный процесс, рассчитанный на десятилетия.

Специалисты выделяют три типа воздействия в информационном пространстве:

1) Кибервойна — непосредственное использование технических средств (например, взлом сайта), применяемое во время обострения.

2) Информационная война — воздействие на аудиторию с помощью определенной информации, ее полном или частичном сокрытии или изменении.

3) Психологическая война — воздействие на восприятие информации и отношение к ней у аудитории.

Основная часть лекции была посвящена методам информационной и психологической войн. Многие из них применяются в средствах массовой информации на постоянной основе.

СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ

1) Сообщение фактов настолько невероятных, что аудитория не может поверить в то, что они выдуманы;

2) Преподнесение только положительных или отрицательных фактов при одновременном замалчивании противоположных, невыгодных для данного коммуникативного процесса;

3) Дозирование, отбор только нужной информации и многократной ее подачи в виде «независимого» анализа или экспертного комментария (используется в аналитических материалах);

4) Контроль информационных потоков в СМИ и социальных сетях. Например, многие популярные СМИ, такие как BBC, MSN, New York Times, CNN и другие, могут давать одинаковые или похожие заголовки, что создает однообразную картину в массовых медиа;

5) Создание иллюзии широкой поддержки массами продвигаемой точки зрения;

6) Создание чувства уверенности в том, что большинство общности, с которой потребитель информации себя идентифицирует, принимает конкретные ценности и убеждения («Все нормальные люди понимают, что...»);

7) Сообщать о событии без деталей, а позже давать интерпретацию;

8) Сообщение фактов или цитат, вырванных из контекста, и другие;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

1) Переход на личности;

2) Проекция, то есть обвинение оппонента в совершении тех поступков, в которых виновен сам обвинитель;

3) Культура отмены;

4) Определение предмета обращения тривиальным и незначительным с целью отвлечения внимания;

5) Демонизация оппонента;

6) Возложение незаслуженной вины на человека или группу людей;

7) Высказывание сомнений по поводу проблемы, и другие.

Также важными в ведении информационной и психологической войн остаются МЕТОДЫ ТОФФЛЕРА, применяемые в ситуациях, когда необходимо управлять тем, как аудитория воспринимает информацию:

1) Распространение стереотипов (показывать оппонента негативно);

2) Использование сильных слов, чтобы вызвать эмоции;

3) Использование слоганов;

4) Создание повествования по теме;

5) Распространение мнения через «независимого» человека, который заслуживает доверие;

6) Наделение оппонента эмоционально окрашенными «именами».



— Страшное проклятие нашей культуры – недоверие к официальным источникам информации. Нежелание использовать официальные источники приводит аудиторию на площадки, где ведётся самое активное информационное воздействие, – подытожила Любовь Цурикова.

Спикер также добавила, что сейчас особенно важно развивать критическое мышление и расширять свое информационное поле.

Елена ГРЕБЕННИКОВА,
фото автора

0 комментариев