В феврале начался новый семестр в очном формате. Первое время аудитории в вузах были заполнены студентами. Но с каждым днем обучающихся становилось все меньше и меньше. Сейчас в воронежских вузах даже на поточных лекциях картина примерно одинаковая: аудитории заполнены наполовину – в лучшем случае. Старшекурсники, как правило, не ходят на пары, потому что работают. Но почему на занятиях отсутствуют студенты первого курса? И что с этим делать?
Что случилось с посещаемостью после «дистанционки»?
Я, студентка первого курса, на протяжении нескольких месяцев дистанционного обучения ждала возвращения в университет. Представления о студенческой жизни у меня были размытыми: я только поступила в вуз, поучилась очно в сентябре и октябре, а затем, как и все воронежские студенты, вынуждено ушла на «дистант». Удивительно, но как только в феврале началось очное обучение, сил и желания учиться, у меня стало меньше. Но только ли у меня?
Студентка 1 курса факультета журналистики ВГУ Александра Михайлова убеждена, что «дистанционка» расслабила многих студентов. Теперь не все готовы сидеть 1,5 часа в аудитории и писать лекции – когда был «онлайн-режим», многие на это «забивали». Да и весь материал лекций был доступен в электронном виде, что упрощало поиск информации, если он вообще требовался. Теперь все резко изменилось, и студенты оказались к этому морально не готовы.
– Посещаемость в этом семестре заметно снизилась – сама стала реже ходить. Думаю, повлияло дистанционное обучение, так как оно оставляло гораздо больше свободного времени: не надо было собираться по утрам и ездить в университет, – говорит студентка 2 курса юридического факультета ВГУ Юлия КУТЕПОВА.
С ней согласна и студентка 1 курса факультета философии и психологии ВГУ Александра ЩЕГЛОВА. Она добавляет, что и нагрузка увеличилась. Более того, студенты гораздо быстрее выполняли задания, сидя дома. Плюс – преподаватели после «дистанта» стали требовательнее.
– Думаю, студентов разбалансировало онлайн-обучение. Чему они учатся в первую очередь, столкнувшись с новой системой образования? Правильно, списывать. Все поняли, что учиться легко, сдавать экзамены – тоже. Несерьезный подход к учебе сбивает студентов с толку. Раньше у нас было больше сильных ребят, нынешние первокурсники хуже посещают занятия, – рассказывает доцент кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации факультета журналистики ВГУ Мария ЗАПРЯГАЕВА.
Почему на самом деле «перваки» не ходят на пары?
Да, я тоже иногда не хочу идти на пару рано утром. Особенно, если успела поспать от силы часов 5, просидев до ночи над горой домашних заданий. И как соблазнительна сама мысль, что можно уйти с последней лекции в 15:10, дав себе обещание (которое, конечно же, не сдержишь), что обязательно напишешь конспект дома. А сейчас, в 15 часов, можно пораньше вернуться домой и вкусно поесть. Так думаю не я одна. Лень – первая, но далеко не единственная причина, почему первокурсники «забивают» на пары.
Причина 2. Студенты приходят в вуз «тусить», а не учиться.
– Пары – это, конечно, здорово, но я стараюсь регулярно ходить в университет, чтобы чаще видеться с одногруппниками. Мы здорово подружились, и приятная компания делает любой учебный день классным, – признается Александра Щеглова.
Но в приятной компании не обязательно сидеть на паре, особенно, если на улице тепло или рядом с корпусом есть кафешки, торговые центры.
Причина 3. Скучные лекции. Каждый второй опрошенный студент не под запись признается, что большинство пар, особенно лекции, неинтересные. Причем речь идет не о содержании, а именно о форме занятий.
– Я стараюсь ходить на все занятия, у нас много интересных пар, но есть такие лекции, на которых очень скучно сидеть. Иногда кажется, что тебе монотонным голосом рассказывают какую-то сказку, под которую вот-вот уснешь, – говорит студентка 1 курса факультета экономики и управления ВГУИТ Арина НЕНАШЕВА.
То, что некоторым преподавателям не хватает навыков ораторского мастерства, видит и студент 1 курса факультета философии и психологии ВГУ Николай БОЧАРОВ. Да и я замечаю, что на некоторых занятиях очень сложно сфокусировать внимание на том, о чем говорит преподаватель. Информацию практически невозможно усвоить, когда он все 1,5 часа солирует и не вовлекает тебя в диалог. Конечно, если постараться, самое основное зафиксировать можно, но такая пара покажется студенту бесконечной. И в голове рефреном зазвучит не «Что же дальше интересного расскажет?», а «Когда же это закончится?»
Причина 4. Не у всех преподавателей продумана система «кнута и пряника». Нужна развитая система поощрений, которая подразумевает более легкое получение автоматов за отсутствие пропусков, отмечают студенты. А еще они не скрывают, что киснуть на унылых парах их мотивирует лишь система отмечаний. Да и не на унылых – тоже.
– Отмечания мотивируют ходить на пары, потому что от этого зависит мой рейтинг, а еще преподаватели смогут запомнить меня, что, как мне кажется, положительно повлияет на зачеты, – подчеркивает Арина Ненашева.
Причина 5. Преподаватели формально относятся к своей работе или же самоутверждаются за счет студентов.
– Процесс обучения в наших университетах похож на одно большое одолжение. Студенты ощущают себя должными преподавателям: хотят просто лишний раз «не отхватить», а не получить знания для профессионального роста. Преподаватели же либо «отсутствуют» со студентами – отчитывают все, что надо и уходят, – либо, в худшем случае, самоутверждаются за их счет, – комментирует современное образование психолог Карина ГАЙДУКОВА.
По ее словам, университет – это место, где одни взрослые люди отдают знания, а другие взрослые их получают. Но выходит так, что студент оказывается, скорее, в роли глупого ребенка, а преподаватель – в роли всезнающего и карающего родителя.
– Студенты в таком процессе обезличены, и это огромная проблема. А преподаватели не включаются в работу эмоционально, и это приводит к тому, что между преподавателями и студентами возникает не контакт, а пропасть, – добавляет психолог.
Причина 6. В вузы пришло новое поколение, образование для них – не ценность.
Связано ли отсутствие интереса к занятиям с тем, что само поколение студентов изменилось? Об этом я спросила у психолога.
– Поколение точно меняется: тенденция последних лет – молодежь стала очень требовательна к себе, что ведет к выгоранию и прокрастинации. Конечно, она также требовательна к процессу образования. То есть наше образование крайне закостенелое, а молодые люди требуют гибкости, что вообще-то справедливо. Еще влияние оказывает нынешнее информационное поле, которое транслирует быстрый заработок, отсутствие ограничений к развитию и скачковое изменение личности. Конечно, при таких установках студенты будут обесценивать процесс учебы, – констатирует Карина Гайдукова.
Что с этим делать?
Перечислила 6 причин, почему студенты не ходят на пары. Но что будет, если это приобретет еще более масштабный характер? Аудитории вузов останутся пустыми? Может, надо попытаться улучшить образовательный процесс?
Когда я готовила этот материал, заметила, что студенты факультета философии и психологии ВГУ в основном говорили, как им нравятся пары в этом семестре. Студентка 1 курса Виолетта ЗАТОЛОКИНА убеждала меня, что у них невероятные лекции: «Преподаватели увлекательно рассказывают, устраивают дискуссии и взаимодействуют со студентами». Поэтому у одного из педагогов я поинтересовалась, какой формат занятий необходим на сегодняшний день, чтобы у обучающихся горели глаза.
– Современные студенты привыкли к быстрому ритму жизни, к ярким декорациям. Поэтому и лекция должна быть динамичной, с использованием наглядных материалов и компьютерных технологий, будь то картинки, фотографии, карточки, видеоролики, и т.п. Сфокусировать и удержать внимание студентов можно яркими примерами, имеющими личную значимость для них. Проблемные, дискуссионные вопросы также добавляют жизни лекционному занятию, – раскрывает секрет успеха преподаватель ФиПси ВГУ Анна САПЬЯН.
Генеральный директор онлайн-школы «Young» Дмитрий НЕКРАСОВ рекомендует преподавателям пройти обучение по системе игрофикации, что поможет им вовлечь студентов в учебную деятельность.
– Нужно создавать соревновательный эффект, студенты должны стремиться заработать баллы. Помимо этого, образование должно становиться более практикоориентированным: например, преподаватель дает какой-то теоретический материал, а затем надо его отработать на практике. Можно дать практическое задание на паре или как домашнее задание. Еще необходим просмотр кейсов по всем возможным вариантам – это нужно, чтобы показать, как работают профессионалы в той сфере, для которой вуз/факультет готовит специалистов. Чем известнее компания и успешнее кейс, тем интереснее будет студенту.
Дмитрий Некрасов отмечает, что нынешний формат высшего образования устарел. Его нужно было поменять еще 14 лет назад, когда Дмитрий сам был первокурсником.
– Сейчас много хороших альтернатив в получении образования, например, дистанционных. И классической вузовской системе достаточно сложно конкурировать с ними.
Предположим, система станет более гибкой, а преподаватели что-то изменят в формате занятий. Поможет ли это собрать большое количество студентов на лекциях или семинарах? Ведь всегда будут те, кому учеба безразлична – человек как не ходил, так и не будет ходить. Но будут и те, кому она нужна, они будут посещать любые пары. Но пока можно сказать точно одно: этот семестр высветил очередные проблемы в образовании, в частности в отношениях «студент – преподаватель». И посещение – лишь лакмусовая бумажка. Наверное, нам всем – и студентам, и преподавателям – есть о чем подумать.
Анжела КОЗЛОВА
Фото автора, из архивов героев материала, из открытых источников
0 комментариев