Со своим самым страшным кошмаром – Единым государственным экзаменом – российские школьники впервые познакомились еще в 2001 году. Тогда первый экзамен на тестовой основе провели лишь в нескольких регионах страны в качестве эксперимента, но с каждым годом охват территории становился все больше и больше.
Уже в 2009 году ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в ВУЗе. Тем не менее, практика эта породила большое недовольство со стороны и учителей, и учеников, и их родителей еще с самого начала, и это недовольство продолжает существовать до сих пор.
Сторонники же ЕГЭ уверены, что это самый объективный способ оценки знаний учащихся, более того, это самый надежный способ избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы. Смешные! Противники же утверждают, что ЕГЭ только разрушает традиционную систему российского образования, и что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения, в свою очередь, ориентирован лишь на «натаскивание» на экзамен, а не на интеллектуальное развитие учащегося.
Но мало кто знает, что такой вид экзамена был придуман еще в 60-х годах ХХ века во Франции в связи с большим наплывом африканских иммигрантов, уровень образования которых был крайне низок. Правительство было вынуждено пойти им навстречу и упростить систему экзаменов. Однако Франции пришлось отказаться от этой идеи уже через три года, так как французский народ быстро понял, что такой подход ведет только к деградации нации.
Напротив, в нашей стране, несмотря на протесты, никто ничего отменять не собирается. Ведь причина введения ЕГЭ в России, как и реформы образования в целом, — стремление страны вступить в ВТО, а с 2003 г. и в Болонскую систему. Стандартизация национальных систем образования — одно из обязательных требований членства в этой международной организации. Вот почему российские вузы перешли на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура), а в российских школах ввели единые государственные экзамены. Максимум происходят какие-либо усовершенствования и корректировки в процессе их проведения.
Хотя нас и заверяют, что ЕГЭ рассчитан на среднестатистического ученика, и не нужно быть гением, чтобы его сдать, часто бывает так, что даже учителя с большим стажем работы не могут выбрать правильный вариант ответа: либо подходят сразу несколько вариантов, и нужно угадать, какой из них засчитает компьютер, либо вопросы сформулированы некорректно и непонятно, что именно требуется сделать. Тем не менее, за 14 лет существования ЕГЭ в нашей стране российские школьники приспособились к выполнению предлагаемых заданий и спокойно сдают стандартную программу: два обязательных предмета (русский, математика) и один или два по выбору, в зависимости от требований вузов. Но, видимо, Министерство образования полагает, что недостаточно стресса испытывают школьники и решает включить в обязательную программу ещё и английский язык.
Приказ о введении английского в качестве обязательного ЕГЭ был подписан министром образования Андрей Фурсенко 17 мая 2012 года. Новый стандарт вступит в силу с 2020 года. Ученику будет предоставлен выбор: проверять свои знания языка на «базовом» уровне (тем, кому английский не нужен для поступления в вуз) и «профильном» (тем, кто решил получить профессию, связанную именно с использованием иностранного языка). Главной особенностью ЕГЭ по английскому стала устная часть, которая раньше не практиковалась. Выпускник ведет диалог с экзаменатором, беседа с помощью специального устройства записывается на компьютер и уже потом отправляется на проверку к экспертам предметной комиссии.
Принимая такое решение, наше Министерство образования руководствовалось исключительно благими намерениями: «…иностранный язык нужен каждому человеку» — отмечает действующий министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. И с этим не поспоришь, ведь знание языка даёт массу возможностей, например: получить престижную работу, путешествовать по всему миру, общаться с людьми других национальностей и культур.
Однако у этой светлой идеи есть и обратная, менее радужная сторона. До 2020 года необходимо провести масштабную работу: разработать новую программу по английскому языку, переподготовить учителей, ведь на данный момент уровень преподавания иностранного языка в школах упал катастрофически. Порой преподаватели ограничиваются только базой, которую не все учащиеся могут усвоить. Дело здесь не только в том, что у кого-то нет способностей к языкам, но и в том, что школьники воспринимают английский как второстепенный предмет, наравне с трудами и физкультурой, игнорируя домашние задания…
«Ко мне обращалась мама восьмиклассника со стандартной просьбой подтянуть сына по программе. По английскому у мальчика сплошь 4-5, а знаний — практически никаких. Позже он мне признался, что школьная учительница английского – мама его лучшего друга…» (Тамара Прошунина, репетитор английского языка).
Да, бывает и такое, видимо, необходимо не только учеников, но и учителей научить серьезно относиться к своей работе.
«Школьники, конечно, в курсе новшеств в сфере иностранного языка. Воспринимают несерьезно. Для большинства иностранный язык — это один из сложных предметов. Конечно же, сдать его трудно. Единицы из класса могут освоить то, что требуется знать и уметь в рамках экзамена. В прошлом году уже сдавали ЕГЭ по английскому языку, включая раздел «говорение», но у учеников было право выбора. Они могли сдавать или не сдавать устную часть. Девочка из 11 класса сдавала «говорение». Справилась неплохо. Трудность для учащихся в том, что школы не оборудованы лингофонными кабинетами, и готовиться к экзамену только по учебникам сложно» (Людмила Ждамарова, преподаватель английского языка).
Вот таким образом дела обстоят в городах и районных центрах, а что же делать школьникам, проживающим в селах?
«Мой сын учится в сельской школе. Английский язык преподает учитель истории. Чтобы нанять репетитора, нужно ехать 35 км в соседний район. Автобус туда идет в 7 утра, обратно в 7 вечера. И то, нет гарантии попасть к хорошему педагогу. В областной центр ехать 130 км. О каком ЕГЭ по иностранному может идти речь в таких условиях?» (Наталья Пешикова, мама девятиклассника).
А ведь уже меньше пяти лет осталось до массовой экзаменации, и именно этот факт пугает как преподавателей, так и учеников.
«Когда я определилась, что буду сдавать ЕГЭ по английскому, до самого экзамена оставалось чуть меньше года. И тут я столкнулась с огромной проблемой: никто из преподавателей нашего города не хотел заниматься со мной. Практически все отказывали, потому что не было мест, а одна преподавательница назвала меня сумасшедшей, так как к английскому нужно начинать готовиться минимум за три года до экзамена. Мне удалось найти репетитора в соседнем районе, да и то, благодаря папиным знакомым. Я занималась почти каждый день по четыре часа» — (Марина Гревцева, студентка факультета РГФ ВГУ).
И это неудивительно: программа ЕГЭ достаточно сложная, не говоря уже об ее объеме, и этот экзамен скорее ориентирован на носителей языка, а не на простого российского школьника. Естественно, не обошлось и без такого мнения: не является ли это новшество еще одной «лазейкой», которая позволит сократить количество людей, получающих высшее образование?
Многие эксперты считают, что, сделав ЕГЭ по английскому обязательным, государство обратит внимание на проблему всеобщего, но неэффективного обучения, и будет способствовать повышению качества преподавания. Введение обязательного экзамена – это прекрасная возможность изменить отношение людей к языку, мотивировать школьников на его изучение — и не только в старших классах, но и на протяжении всей их учёбы в школе. Вопрос только в том, будут ли школьников учить языку или учить, как сдавать ЕГЭ по языку, ведь это две абсолютно разные вещи. По мнению педагогов, сегодняшняя ситуация гарантирует несдачу экзамена как минимум 80% выпускников. В итоге, все они могут выйти из школы со справками, так как низкие баллы хотя бы по одному обязательному предмету – это гарантия неполучения аттестата.
Что ж, проблема английского ЕГЭ более чем дискуссионна, компромисс здесь вряд ли возможен: всегда найдутся те, кто будет «за» и кто будет «против», и каждая сторона найдет аргументы в свою пользу, с которыми трудно будет не согласиться. Большинство из тех, с кем нам удалось поговорить, считают, что ЕГЭ по английскому языку не нужно делать обязательным. Все-таки, чтобы выучить язык должным образом, необходимо если и не любить его, то, по крайней мере, иметь к нему большой интерес, язык должен постоянно присутствовать в вашей жизни: музыка, кино и книги в оригинале, разговорная практика. А если это происходит по принуждению, вы можете изучать иностранный язык хоть всю жизнь, толка от этого не будет!
Ирина ЧЕРКАСОВА
0 комментариев