22 Ноября, Пятница, 10:38, Воронеж

Владелец крупнейшего медиахолдинга Черноземья предсказал будущее журналистики и поблагодарил журфак

28 октября в стенах журфака ВГУ прошла встреча с совладельцем, учредителем и главным редактором Издательского дома «Свободная пресса» Александром Лапиным. Известный бизнесмен, журналист и писатель взглянул на молодое поколение «писак» и поделился своим мнением о будущем современной журналистики.



«Интернет – это огромная мусорная куча»

В деревне, где я жил в середине прошлого столетия, был свой «интернет». Одним из его основных «сайтов» была автобусная остановка. Она несла полезную информацию, так как здесь было обозначено расписание автобусов. А еще влюбленные собирались на этой остановке и писали: «Я тебя люблю», «Давай встретимся завтра»… Теперь мы живем в большой информационной деревне, где можем связаться с теми людьми, которые живут где-нибудь в Бразилии и болтать с ними так же, как деревенские бабушки на скамейках о всякой ерунде. Вот что такое сегодня интернет. И одна из проблем состоит в том, что журналисты предпочитают возиться в этой куче мусора, нежели дышать чистым воздухом полей.

Но есть еще и другая проблема, которую пытается решить весь мир. Каждая всемирная встреча журналистов и редакторов начинается и заканчивается одним вопросом: «Где деньги взять?» «Каким образом из интернета можно получить доходы для того, чтобы содержать журналистов и редакции?» Никто эту проблему не решил, и по сей день никто не может обозначить ее решение – ни наши, ни западные СМИ. Но предложения поступают самые разные. Франция, например, решила, что поисковики должны делиться своими доходами с газетами и журналами, потому что аудиторию создают как раз вторые, а деньги получают первые.

Газеты будут жить?

Сегодня, и вы все это прекрасно знаете, тиражи газет падают, и аудитория постепенно перемещается в интернет. Возьмем, к примеру, газету «Мое». Ее тираж в еще недавние, лучшие времена, составлял 120 тысяч экземпляров, а сейчас чуть более 50 тысяч. Аудитория этой газеты остается той же самой, а, может быть, даже и больше, потому что часть этой аудитории читает газету на портале. Но даже несмотря на это, я уверяю вас, что газеты не исчезнут.

К сожалению, мы отстаем от ведущих стран лет на десять. Но на примере наших норвежских партнеров я могу рассказать, что будет дальше. Там некоторые ведущие компании решили, что печатная журналистика завершилась и закрыли все свои типографии. Но приняв такое решение, они разорились. Потому что читатели в свою очередь решили, что не хотят получать информацию из мусорной кучи, а хотят получать газету, потому что газета – это продукт и произведение. Хорошее или плохое, но это произведение творческих людей. Газета имеет какую-то позицию, которую отстаивают живые люди. У газеты есть свое имя, есть своя аудитория. Газета – это нечто совершенное с точки зрения дизайна. В общем, это законченное произведение. И сейчас наши норвежские друзья снова ищут ниши для печатных СМИ, ищут журналистов, которые могут выражать свою точку зрения.

Существует и много государственных газет. Власть имущие хотят, чтобы их восхваляли, и поэтому в каждом регионе есть государственные медиахолдинги, существующие на средства налогоплательщиков. Они находятся вне рыночной ситуации. И таким образом, те скучные, никому не интересные газеты, которые должны были умереть, остаются «на плаву». И при этом они претендуют на распространение рекламы, демпингуют на этом рынке, и таким образом разрушают способы существования независимых СМИ.

Все новое – это хорошо забытое старое

Я учился на факультете журналистики в советское время, и тогда считалось, что газета – это некий инструмент пропаганды и агитации. После революции 1991 года эта концепция была полностью отменена, и возобладала мысль другая, западная точка зрения на журналистику, которую мы сегодня пропагандируем в газетах. Эта мысль заключается в том, что журналист должен информировать, показывать явления или события с разных сторон и высказывать любые точки зрения. Лет двадцать эта тенденция работала. И в нашей, и в западной журналистике, и в любых других СМИ эта теория на практике создавала для аудитории качественный продукт. качество для аудитории. В последние годы, когда обострились отношения России с Западом, многое изменилось. Мы возвращаемся к той системе работы газет и журналов, которая существовала в советское время. Сегодня мне, как профессионалу, понятно, как делаются новости, что западные, что наши. Для того, чтобы получить какую-то объективную информацию, я обычно, если это интернет или телевидение, пробегаю десятка полтора разных точек зрения, из которых можно получить какую-то информацию. То есть, мы вернулись на круги своя.

Сегодня вы будете работать в системе, где редакторы будут вам приказывать что и как писать. И если вы не выполните их приказания, вас выгонят на улицу и попросят закрыть дверь с той стороны. На самом деле, так сложилось, что журналистская объективность была принесена в жертву политическим и экономическим амбициям.



О прессе будущего

Газеты будущего потребуют таких журналистов, которые будут писать то, что интересно, в первую очередь, живым людям, а не власть имущим и олигархам.

Раньше я работал в «Комсомольской правде». В лучшее времена ее тираж был 22 миллиона экземпляров. Это была «газета для всех» с самым большим тиражом в мире. Сегодня таких «газет для всех» больше нет и никогда не будет. Газетам будущего нужно искать свою нишу, свою золотую жилку.

По приезде в Воронеж, я начал издавать научно-популярный журнал «Человек и наука», который освещал четыре направления: «Человек и космос», «Человек и социум», «Человек и человек» и «Человек и земля». Я рассчитывал, что аудиторию этого журнала будут составлять пожилые люди, которые в молодости читали такие издания, как «Наука и жизнь», «Наука и религия». Но ничего подобного. Читать его начала молодежь. В первую очередь, студенты. Правда выпуск этого журнала остановился. О чем я сейчас сильно сожалею. Думаю, что сегодня именно такого СМИ не хватает на медиарынке.

О требованиях к журналистам

Интерес к газете зависит во многом от ее сотрудников. Журналисты должны быть интересны читателю. Они должны что-то из себя представлять. Хорошо, когда журналист чем-то дополнительно увлекается. К примеру, картины собирает или историей интересуется. Это важно. Ведь только увлеченный человек способен за собой повести аудиторию. Только интересный журналист может быть интересен другим людям. Если вы сами из себя ничего не представляете, то никогда не будете интересны аудитории.

Кроме того, что журналист должен уметь писать заметки, легко и красиво излагать чужие мысли, ему необходимо иметь и личную позицию, собственные идеи.

Отходите от чернухи, которая уже никому не интересна. Отходите от тех вечных проблем, которые вы никогда не разрешите, а будете только с утра и до вечера жвачку жевать.

О журналистах, которых стоит читать

«Комсомольская правда» всегда держалась и сейчас держится на своих журналистах. Есть там такой бородатый парень, Коля Варсегов. Мне очень нравится, как он пишет. С юмором. Сейчас уже никто так не пишет, кроме него. Вчера я с удовольствием прочитал его сатирический текст о том, как местные жители саратовского села растащили перевернувшуюся фуру с водкой. Николай провел целое расследование!

Заслуживают уважения журналисты, которые действительно разбираются в своей сфере. К примеру, Ярослав Вяткий, военный обозреватель газеты «Аргументы недели», грамотно разъясняет вопросы сирийского конфликта. Почитаешь его тексты, и сразу становится всё понятно. Вот, что значит высочайший уровень профессионализма!

О журналистском образовании

Нельзя сделать из человека журналиста. Даже если он учится на журфаке. Можно дать общий уровень образования для того, чтобы выпускник факультета разбирался в базовых вещах, умел об этом писать.
Я получил очное образование на факультете журналистики. Многие мои однокурсники переходили на заочку, а я решил, что буду учиться очно все пять лет. Хотел узнать все, что давал журфак. Прошло 40 лет. И я до сих пор с благодарностью вспоминаю своих университетских преподавателей.

Карина ЛОЗУТОВА
Алина БЕЛОКОПЫТОВА
Фото Алины БЕЛОКОПЫТОВОЙ

0 комментариев