Стоит ли идти в Вооруженные Силы РФ? Есть ли в них место девушкам? Почему нельзя называть себя «пиджаком»? На эти вопросы в прямом эфире Дома молодежи 9 апреля ответил ветеран боевых действий, майор Роман Понизовный.
Роман Понизовный переехал в Воронеж, когда распался СССР. Окончил школу с серебряной медалью и поступил в Воронежский политехнический институт. Проучившись несколько лет, Роман осознал, что ошибся с выбором профессии и отчислился. Был призван Коминтерновским военкоматом на срочную службу в одну из частей Московского округа. Из нее отправился в Чеченскую республику для восстановления конституционного порядка. После окончил лейтенантские курсы. Получив младшего лейтенанта, Роман продолжил службу в одной из частей Московского округа, где занимал должность командира разведроты. Занял призовое место на конкурсе полевой выучки, после чего был направлен командованием в вышестоящую воинскую часть. Неоднократно принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе.
— Тяжелые были дни, — вспоминает Роман. — Когда солдаты приезжают в зону боевых действий, прежде чем начать воевать, им нужно устроить свой быт. Поставить палатки, а для них выкопать траншею. В итоге человек в армии становится мастером на все руки — и плотником, и столяром, и электриком, и поваром. Перед тем, как увидеть противника, натрудишься, устанешь, недоспишь, недоешь, где-то даже недомоешься… При этом нужно остаться физически готовым к сопротивлению и выполнению военной задачи. Служба в армии и непосредственно боевые действия — это большой и тяжелый труд.
Роман считает, что идти служить нужно тогда, «когда прикажет сердце и разум». Майор утверждает, что в нашем обществе армия является серьезным социальным лифтом. Можно построить карьеру, получать хорошую зарплату и социальное обеспечение. Если вы хотите отдать долг Родине и приобрести определенные навыки, но после остаться гражданским человеком – в армию лучше идти после института. Если же вы еще не понимаете, куда хотите – лучше сначала сходить в армию и посмотреть, не по душе ли вам военная служба.
Ветеран боевых действий дал несколько советов «пиджакам» (курсантам военных учебных центров при гражданских вузах):
- Не вешайте на себя ярлыки. Один из бывших начальников Генерального штаба ВС, Анатолий Васильевич Квашнин, был так называемым пиджаком, но это не помешало ему стать одним из руководителей вооруженных сил. Поэтому не считайте себя «пиджаком».
- Основной принцип подготовки офицера – самоподготовка. Вы должны находить свободное время для того, чтобы читать литературу, которой в армии предостаточно – наставления, уставы. «Устав своего подразделения вы должны знать практически наизусть, — подчеркивает Роман. — Боевой устав – это книга, которая написана кровью поколений, представляющая концентрацию военной мысли на текущий момент. В ней написано все, с чем вы можете столкнуться».
- С большим уважением относиться к своим подчиненным. Вы обязаны знать, как их зовут. Чтобы они слушались, вы должны быть для них примером – обладать физической формой и знаниями. Роман вспоминает, что после участия в боевых действиях стал жестче относиться к своим обязанностям. Он считает, что нельзя требовать чего-то от подчиненных, если ты сам не требуешь того же от себя.
Место ли девушкам в армии? Роман говорит, что есть должности, которые должны занимать исключительно девушки. В армии всегда нужны медработники и врачи. В вооруженных силах девушек много, нет ни одной армии, в которой обходились бы без них.
— Я не говорю о том, что нужно призывать девушек массово, как в Израиле. Девушки должны оставаться девушками, но они и в армии остаются ими, — уточняет майор.
Сейчас в Вооруженных Силах России служат около 44,5 тысячи женщин, в учебных заведениях Минобороны учатся более 1,3 тысячи девушек-курсантов. Из почти 44,5 тысячи женщин, имеющих воинские звания, около четырех тысяч — офицеры, 7,5 тысяч — прапорщики и мичманы. Шойгу назвал этот личный состав «очаровательной армией». Кроме связистов, врачей, женщины в армии занимают более 150-ти разных специальностей во всех видах и родах ВС РФ.
— Ветеранам боевых действий такие встречи нужны не меньше, чем молодежи. Каждый из них хоть раз задавался вопросом: «А не зря ли мы там кровь проливали?» или «Ради чего все было?» На войне психика у многих ломается, а по возвращении становится еще хуже. В мирной жизни действуют другие законы, по улицам ходят простые люди, не видевшие ада войны и не способные оценить твой вклад в поддержание этой мирной жизни. А когда ребята с интересом общаются, задают правильные вопросы, делятся планами и эмоциями, показывают, что им не все равно — это отдушина для военного, — рассуждает начальник штаба местного отделения Юнармии Олеся РИШНЕВЕЦКАЯ.
Майор уверен — у каждого свое призвание, не обязательно посвящать свою жизнь службе в армии. Но каждый мужчина должен пройти военную подготовку, для того, чтобы понимать, кто он, уметь держать в руках оружие, защищать себя, свою семью и то общество, в котором он живет.
— Инженер по профессии из меня не вышел, но офицер — всегда является инженером человеческих душ, — шутя говорит Роман.
Андрей РОЖКОВ
0 комментариев