21 Ноября, Четверг, 21:51, Воронеж

Детский лепет, писсуар и отрубленные руки: воронежцам рассказали о дадаизме

Что такое дадаизм и какой след он оставил в истории, рассказал воронежцам студент филологического факультета ВГУ. В субботу, 13 мая, в малом зале книжного клуба «Петровский» Гарик КАРАГЕЗЯН прочитал лекцию об одном из самых радикальных течений в авангардистском искусстве.


Дадаизм, или дада — авангардное течение, которое появилось во время Первой мировой войны в Швейцарии. Термин придумал поэт Тристан Тцара, который наткнулся на слово «дада» в словаре. Оно встречалось в нескольких языках и везде имело разные значения, одно из которых — бессвязный детский лепет. Это удачно перекликалось с основными принципами дада — иррациональностью, отрицанием канонов и стандартов в искусстве, цинизмом, разочарованностью и бессистемностью. В 1920-е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

— Почему именно в Швейцарии собрались люди, готовые заниматься авангардным искусством? Дело в том, что эта страна занимала нейтральную позицию во время войны и была безопасной для дадаистов, которые сбежали из разных стран. Многие из них успели побывать на фронте и были настроены крайне антимилитаристским образом, — объясняет Гарик КАРАГЕЗЯН.

Первые художественные выставки дадаистов проходили в кабаре «Вольтер». Постепенно этот жанр проявился и в литературе. Студент филологического факультета познакомил слушателей с работами Хуго Балля, Георга Гросса, Макса Эрнста, Марселя Янко и других известных представителей дадаизма. Например, один из основателей жанра Марсель Дюшан прославился тем, что поставил свой автограф на писсуаре и представил его как произведение искусства под названием «Фонтан».

Марсель Дюшан «Фонтан»

Это образец так называемого реди-мейда — когда готовый объект размещают в художественной обстановке, где он теряет свою первоначальную функцию и может рассматриваться с новой стороны.

Но основной формой работ дадаистов был коллаж. Его могли создавать, комбинируя различные фигуры произвольно, либо осмысленно, нередко вкладывая политический протестный смысл. Как говорил художник Георг Гросс, «коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами».



Во время лекции Гарик КАРАГЕЗЯН показал отрывки из сюрреалистического фильма «Андалузский пёс», снятого режиссером Луисом Бунюэлем и художником Сальвадором Дали. Несколько сцен фильма были слишком провокационными — некоторые зрители предпочли закрыть глаза. Но если вас не пугают оторванные кисти рук, вид полуразложившихся мертвых животных и прочие атрибуты «антиискусства» — фильм находится в открытом доступе.

Не забыл лектор и про литературу — в малом зале звучали стихи Ханса Арпа, Курта Швиттерса, Франсиса Пикабиа и Тристана Тцару. Читали произведения не только в переводе, но и в оригинале. На немецком языке декламировал стихи Ронни Мебиус, студент из Германии, приехавший в Россию по программе обмена. А в конце лекции Гарик раздал посетителям вырезки слов из газет, чтобы каждый мог испытать себя в роли поэта-дадаиста. Ведь последователи этого жанра часто создавали свои стихи, выстраивая слова и фразы случайным образом.



Ольга ФЕДОСОВА
Фото автора

0 комментариев