В российский прокат вышел фильм «В списках не значился», основанный на известной повести Бориса ВАСИЛЬЕВА. Премьера этой ленты была приурочена к юбилею — 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, и она рассказывает о судьбе русского солдата, который смело защищал Брестскую крепость, одно из первых мест сражений в ходе войны. Эта история не только отражает мужество защитников, но и погружает зрителей в атмосферу того времени, раскрывая человеческие переживания.
22 июня 1941 года, в день, когда началась война, Брестская крепость стала одной из первых целей нападения врага. Гарнизон, составленный из семи до девяти тысяч советских солдат, совершенно не был готов к атаке и вскоре оказался в окружении противника. Без связи с командованием защитникам крепости пришлось сражаться в подвалах и среди развалин почти целый месяц, а некоторые очаги сопротивления держались даже дольше, демонстрируя невероятную стойкость и мужество.

8 мая 1965 года Брестская крепость была удостоена звания «Крепость-герой». Это звание стало символом героизма и самоотверженности защитников, их непоколебимого духа. В 1974 году писатель Борис Васильев выпустил повесть «В списках не значился», посвященную именно этим героям и их трагической судьбе.
Спустя год режиссер Марк ЗАХАРОВ адаптировал повесть для театра «Ленком», а затем, в 1995 году, Андрей МАЛЮКОВ снял фильм «Я — русский солдат». Эта экранизация вызвала неоднозначную реакцию у самого автора, который считал, что из повести не следует делать одну серию, так как многие важные моменты теряются.
С точки зрения создателей новой адаптации, их целью было сохранить цельность истории и визуализировать процесс взросления главного персонажа. Лейтенант Николай ПЛУЖНИКОВ, которого сыграл Владислав МИЛЛЕР, совершенно неожиданно приезжает в Брест перед началом войны. Он попадает в атмосферу радости и жизни, но вскоре сталкивается с реальностью — он не успевает стать частью гарнизона и оказывается в ситуации, когда ему постоянно придется напоминать: «В списках не значусь». Хотя Брест на первый взгляд полон мирной жизни, его жители уже начинают ощущать приближение войны. Яркие и светлые сцены постепенно сменяются мрачными, создавая контраст. Закадровый голос Владимира МАШКОВА в этот момент намекает на надвигающуюся угрозу. Фильм начинает развиваться как военная драма с динамичными боевыми сценами и высокобюджетной визуализацией. Однако между экшен-сценами и более медленным развитием персонажа возникает явный контраст.

Продюсером проекта выступил Владимир МАШКОВ, который не только играл в фильме, но и привлек для работы над ним многих актеров театра Олега ТАБАКОВА. Это сотрудничество придало картине определенную глубину и сложность, но иногда визуальный стиль оказывался в противоречии с театральными традициями. Как только оператор Игорь ГРИНЯКИН завершает съемки с использованием дронов, фильм переходит к более интимной и трагической ноте.
Атмосфера подвалов Брестской крепости погружает зрителя в темноту, и сражения, проходящие в условиях недостатка света, создают буквально подавляющее ощущение непрекращающейся ночи. Плужников начинает брать на себя инициативу в обороне крепости, и в условиях нехватки ресурсов советские солдаты, объединяясь, продолжают вести борьбу. Плужников обретает друзей и поддержку, особенно в лице хромой еврейки Мирры (Алёна МОРИЛОВА), которая становится символом самой крепости — раненой, но несущей надежду. Плужников воплощает в себе дух потерянной, но не сломленной армии, не прекращающей сопротивление и веру в свою победу. Одни из самых запоминающихся моментов фильма включает в себя его противостояния с немецкими захватчиками, показывая, как непросто приходилось защитникам, но также и как велика их решимость. Эта история, пронизанная патриотизмом и человеческой стойкостью, уже успела оставить свой след в сердцах зрителей, подчеркивая важность памяти о событиях войны и подвигов тех, кто сражался за Родину.
Маргарита ДРУЖБИНА,
Кадры из фильма «В списках не значился»
0 комментариев