«Артек» – комплекс лагерей с мировым именем, мечта сотен детей и… взрослых? Кто на время заменяет ребятам психологов, друзей и родителей? Кто встаёт раньше и ложится позже, думает наперёд и головой отвечает за подопечных? Конечно, вожатые! Корреспондент «P.S. – 5сов» пообщался с Анной ШКИРМАН – студенткой второго курса филологического факультета ВГУ – и узнал, каково это – быть проводником в мир лагеря для ребят со всех уголков страны.
Всё начинается с мечты
В детстве Аня, услышав про «Артек», загорелась идеей туда попасть. В подростковом возрасте, собирая достижения, среди которых призёрство во всероссийской олимпиаде школьников и места в конкурсах чтецов, девушка рассчитывала посетить лагерь в 10-11 классах. Преградой стали экзамены – идею пришлось отложить в долгий ящик. Однако сдаваться Анна не собиралась: наткнувшись на рекламу школы вожатых, четко для себя определила: «Не буду ребёнком в «Артеке», так поеду вожатой», – попасть в крымский лагерь уже не мечта, а «галочка», которую обязательно нужно поставить.
На низком старте
Процесс пошёл с момента вступления в Педагогический отряд, где обязательная практика – это отработка в лагере. Однако Анне идея получения опыта в областной организации показалась скучной, ведь она целилась выше. Товарищи по отряду сразу напугали её: мол, нет, дорога кандидату* в крупные детские организации закрыта, посоветовали ей даже не пытаться. Вместо этого предложили девушке поехать в местный «Маяк». «Прислушивайся к мнению тех, у кого жизнь похожа на твою мечту», – руководствуясь этим принципом, героиня пошла дальше – к студентам, отработавшим смену во всероссийском лагере. После Нового года началась подача документов: для уверенности Аня оставила заявку в «Орлёнке», «Смене» и «Артеке». Последний, разумеется, был приоритетом. На этом этапе начались сомнения. Как говорится, готовься к худшему, надейся на лучшее.
«Артек» ответил. Отсутствие опыта, как оказалось, не помеха: отработавших вожатых мешают с новичками, а опыт добывается прямо в полевых условиях. Артековская история началась задолго до въезда на территорию: уже весной Аня собирала нужные документы – в этом плане политика детского учреждения достаточно строга, нет одной бумажки – до свиданья.
«Артек» в лицах
«Хорошие люди раскиданы по всему свету, задача – их найти», – по словам героини, доказательства этой мысли преследовали её на протяжении всего путешествия: от вагона до конца смены. Аня – человек общительный, но включается эта черта тогда, когда на горизонте единомышленник. Придерживаясь такого принципа, девушка отгораживает себя от тех, кто явно не впишется в её близкое окружение. К сожалению, у этого есть обратная сторона: некоторые коллеги в лагере посчитали Аню высокомерной – на этой почве чувствовалась напряженная атмосфера. Появилось даже желание сменить коллектив. Молча терпеть девушка не собиралась: пошла к старшей вожатой и попросила разобраться в ситуации, потому что среди косых взглядов работать абсолютно некомфортно. Среди товарищей по делу героине всё же удалось найти настоящего друга и достойного собеседника – Льва из Ханты-Мансийского автономного округа. Молодой человек, вспоминая Аню, рассказал: «Конечно, хотелось бы с ней увидеться. Мы в «Артеке» изучали местность, ходили по разным местам и так до конца не успели все достопримечательности посетить… Аня часто креативила и вдохновляла идеями, меня удивляла ее внимательность к деталям. Про Аню можно сказать так: воспоминания создаются тем, что мы делаем, а не тем, что мы думаем!»
Кстати, о воспоминаниях…
Неотъемлемая часть героини – желание оставить что-то себе на память – мотивирует девушку снимать всё всегда и везде: гигабайты фото и видео хранят воспоминания на телефоне.
Все как один подопечные Анны выделяют в ней способность творить запоминающиеся моменты. Кириллу, парню из старшего отряда, повезло оказаться под руководством девушки: «Аня точно отличается от всех вожатых, потому что она дала нам что-то особенное. Она собирала воспоминания и хотела, чтобы у нас тоже были эти воспоминания, чтобы они у нас были классные, интересные, яркие. Например, она была организатором вечерних посиделок Костра с гитарой».
«Я старалась скрасить традиции старшим детям, потому что понимала, что для многих это последняя смена и потом у них будет возможность вернуться сюда только в качестве вожатого», – Аня с улыбкой рассказывает о своих «детях», которые лишь на год младше её. У наставников нет возможности формировать расписание ребятам, потому что всё время распределено по часам. Это не помешало девушке сделать смену необычной: встроенное в программу вечернее собрание отряда, на котором подопечные рассказывают об итогах дня, она из «посиделок на стульчиках перед корпусом» превратила во встречу с гитарой. Кто умел петь и играть на инструменте – не стеснялись показывать таланты. Место героиня выбирала тщательно: «Я хотела, чтобы оно (место) стало «нашим», чтобы, вспоминая смену, они думали именно о нём».
Не просто вожатая
Аня не ограничивала пребывание в лагере мечты рабочими обязанностями: девушке не свойственно останавливаться на том, что она имеет, ведь всегда есть куда расти – пожалуй, это качество и привело её в «Артек». Ночью Лев и Аня посещали старые территории. Туда, куда редко ступает нога человека, девушка привела отряд.
Своим желанием достигать Аня подарила некоторым шанс. «Я решила принять участие в конкурсе «Звезда Артека». Я фехтовальщик, поэтому в шутку предложила Ане эту идею, которую она, на мое удивление, поддержала. Сначала сказала готовить упражнения с пластиковыми палочками, а потом смогла связаться с физкультурно-оздоровительным комплексом, и мы вместе с ней съездили, взяли рапиры, перчатки, мишени, фехтовальные маски и белый костюм для меня – я проводила мастер-класс по фехтованию на берегу Черного моря. Аня буквально сделала для меня чудо – она стала моим Греем, распустившим для меня алые паруса», – восторженно рассказывает Вера – девушка из отряда.
«Аня не просто вожатая, но и безусловная опора, которая вдохнула в меня смелость продолжать идти к своим мечтам. Её светлая энергия вдохновляет не только меня, но и многих других, и я надеюсь, что когда-нибудь смогу стать такой же поддержкой для кого-то, какой она была для меня», – Ульяна не прошла отбор на творческий конкурс, допустив ошибку, исполнила не тот номер, который готовила для концерта. Аня взяла дело в свои руки: призвала организаторов вновь рассмотреть кандидатуру девушки, которая после этого благополучно выступила.
Анна истории людей проецирует на себя:«Если что-то меня трогает, значит, это было и в моей жизни. Я не была в «Артеке» ребёнком. А у Ульяны мечта висела на волоске. Я понимала, что впечатление подростка зависит во многом от вожатых, реализация потенциала в том числе», – с таким подходом Аня взялась за дело, осознавая, что решается вопрос о возможности Ульяны последний раз в роли гостьи показать свой талант.
«Артек» изменил Аню: научил адаптироваться к четырём часам сна, уживаться с разными людьми, мириться с осуждением, восхищаться детьми, оперативно решать задачи и, самое главное, ставить «галочки» напротив любой цели, каким бы тяжёлым не было её достижение.
А по возвращении домой Анна Шкирман из вожатой превращается в студентку филологического факультета, активистку, волонтёра и просто вовлечённую в культуру девушку, предпочитающую брать от жизни всё.
*прим. автора: в педагогических отрядах существует иерархия: чтобы выбраться из кандидатов в бойцы, надо выполнить задание.
Вера КРУГЛОВА
Фото из архива Анны Шкирман
0 комментариев