21 Ноября, Четверг, 21:32, Воронеж

БезДумный Макс

Спонтанно сходила в кинотеатр на фильм Джорджа Миллера «Безумный Макс». Премьера в России состоялась 14 мая, то есть совсем недавно. Среда, три часа дня, зал пуст, 6 человек, включая нас с другом (двое мужчин опоздали и долго громыхали пивными бутылками). «Безумный Макс» – четвертая часть о Максе Рокатански. После третьего фильма было тридцатилетнее молчание...


Вскоре после отмщения за смерть жены и сына, Макс Рокатански уехал в глушь, где скитается в одиночестве, пока мир медленно погибает вследствие энергетического кризиса и мировой войны. С этого и начинается фильм – со скитаний обросшего человека, которого преследуют галлюцинации в виде ребенка, вопрошающего «Почему ты не спас меня?». Ситуация не завидная.

В пустыне обитают местные жители – люди с белой, как мел, кожей. Они хватают Макса и везут в свою цитадель. Тут-то мы и узнаем, что перед нами антиутопия. Правитель – тиран Джо Несмертный. Это бодрый старик с устрашающим дыхательным аппаратом на пол-лица (похоже на Бейна из «Бэтмена»). В цитадели есть белокожие воины, по всему телу заклейменные, а есть жители – полумертвая толпа высохших и сморщенных людей, преимущественно – старики. Раз в определенное время Правитель выходит на балкон своей башни, обещает жителям бессмертие и выпускает из труб воду на несколько секунд. Старики, едва удерживающие посуду, но бьющие друг друга за каплю воды, — зрелище, конечно, ужасное.

Белокровным воинам успешно промывают мозги. Все они верят в бессмертие человека в зловещей маске, и мало кто видит, что повелевать толпой он не может выйти без поддержки слуг. Воины мечтают о шансе умереть за своего господина, и мы видим, как, подрываясь вместе с вражеской машиной, белый камикадзе радостно кричит собратьям «Запомните меня!». «Запомним!» — отвечают ему.



Попытка Макса сбежать из цитадели не удается. Все зовут его «тушей» и держат в железе. И, казалось бы, всё так и будет продолжаться, но во всей этой идеологической тюрьме находится человек, который не хочет больше так жить.

Это девушка, которая много лет водит фуру с топливом, торгуя с соседями по пустыне. Вместо левой руки у девушки протез. Итак, девушка выезжает на фуре вроде бы по делам, но на полпути резко сворачивает с дороги. И с этого момента всё можно описать в двух словах – погоня и драка.

Дело в том, что девушка решила бежать не одна: она спрятала в фуре 5 прекрасных и нежных жен Несмертного (надо признать, актрисы модельной внешности в белых одеждах оказываются каким-то глотком воды в этой пустыне крови и ненависти). Одна из них скоро родит, Несмертному нужен наследник (ага, значит, всё-таки, и Несмертный смертен), поэтому-то он и гонится за фурой. Со всей своей армией.



Макса в эту погоню взяли в качестве щита: им белокожие воины прикрываются. Но, конечно, он освобождается и оказывается в фуре. Договориться с девушкой-водителем удается не сразу, потому что он то ли не хочет, то ли не умеет разговаривать. Диалоги короткие, поначалу все постоянно держат друг друга под прицелом – на всякий случай.

Кино динамичное, почти без воздуха. Моментов без драк – единицы.

Цель – оторваться-таки от погони тирана и попасть в некие Зеленые земли, где всё хорошо. Какая вообще в этом всём мысль, спросите вы?

Через весь фильм проходит одна основная идея и несколько побочных. Основная мысль в том, что, во-первых, все мы скитальцы. И как ты ни ищи места, где всё хорошо, как ни убегай от ужаса этого мира, нигде хорошо не станет. Поэтому фура с выжившими женами, девушкой-водителем и Максом, достигая цели – Зеленой Земли, — находит там всю ту же разоренную пустыню с десяткой выживших. Возвращайся туда, где у тебя было всё плохо, и пытайся это исправить. Герои возвращаются в цитадель, показывают людям мертвого «Несмертного» и открывают воду (Макс, кстати, покидает свою «команду» и уходит скитаться дальше один. Брутальный волк-одиночка, которого отвлекли от скитания).

Вторая мысль – о том, как идеология, перерастающая в религию, способна влиять на людей. В ряды главных героев попадает Накс – фанатик, помешанный на том, что он избранный, который должен стать бессмертным вместе со своим правителем. Как ни пытаются его убедить «добрые люди», что его Бог – эгоистичный похотливый старик, не срабатывает ничего, кроме любви. Любовь к одной из беглых жен меняет трусливое выражение лица Накса, но этому человеку всё равно не суждено выжить. Однико теперь он погибает прозревшим, перед смертью произнося возлюбленной всё ту же, но при этом совсем другую фразу «Запомни меня».



Интересны ли эти мысли? Не очень-то, потому что не новы. Плюс этого фильма в том, что это красивый экшн. Эффектно, красиво они дрались, у молчаливой главной героини выразительный смелый взгляд, слуги Несмертного в меру противны, а жены – безмерно прекрасны, белокровный гитарист был забавен, а Несмертного неплохо намотало на колеса фуры. Динамика фильма удалась на славу. И, наверно, я так думаю, это достойно снятый фильм. Он суровый, молчаливый, выразительный, мир внутри утопии получился со своими особенностями, звучат подобающие саундтрэки. Вроде как серьезный фильм.

«Я не видел потряснее фильма» — сказал непонятно с какой интонацией пьяный голос с места, откуда вначале звенели бутылки.

Красиво, ничего не скажешь, но почему-то я вышла из кинотеатра с жаждой мыслей. Примерно так же, как обезумевший от жажды в пустыне Макс просил «Пить!», мне хотелось кричать «Книгу мне, книгу! Любую», было поразительно ощущение интеллектуального голода.

А еще перед фильмом же показывают рекламу, анонсы, трейлеры будущих фильмов… Ожидается еще один фильм про стихийные катастрофы (тоже с красивейшими планами и огромными затратами) и очередной фильм по комиксам Марвел о Фантастической четверке. Мне кажется нелишним сказать здесь об этом всём. Что мы увидим опять? Четверо людей, прошедшие через какую-то зараженную территорию и получившие суперспособности. Ребята, сколько можно?! Скоро будет тошнить. И ведь я-то даже люблю Марвел, или любила, но если и дальше снимать эти банальные сюжеты с конфликтами «добро-зло» и супергероикой, что будет со зрителем?

Наверное, он будет доволен.

Наталья КОСЯКИНА

Фото с сайта: Кинопоиск

1 комментарий

terekhova.darina@gmail.com
Вполне логично рецензировать кино с точки зрения одного лишь сюжета, особенно когда это касается экш-фильмов. Автору, мнящему себя кинокритиком, должно быть известно, беря в расчет признание в любви к творчеству Марвел, что в основу экшена берется зачастую простецкий линейный сюжет, который добротно приправляется поражающими воображение зрительными и визуальными эффектами. В случае с Марвел, сюжет настолько бездарен и полон дыр, что не спасает и ультрасовременная компьютерная графика.

Возрожденный «Безумный Макс» — это дань уважения запылившейся трилогии, и воплощение того единственного, что не могло быть реализовано в полной мере из-за пустот в бюджете — полномасштабного эпического безумия. И это с лихвой удалось воплотить в новом «Безумном Максе».
И вот вопрос, почему автор счел нужным не упомянуть ни о гениальном саундтреке, который есмь удивительное слияние духового оркестра и микса драм-машины, ни о блестящей находке замедленной съемки. Ни о каких либо других, воистину шедевральных, идеях в работе режиссера или оператора. Каждый эффект, каждый персонаж филигранно отточен, яростен и понятен даже несмотря на то, что реплик у всех них за фильм меньше, чем у одного Тони Старка за 10 минут. Взвинченный до предела экшен, автор пережевал и исторгнул из себя лишь "… красиво они дрались..", а "… у молчаливой главной героини выразительный смелый взгляд".
Берясь за что-либо, пусть даже это ученическая рецензия на портале, следует обратиться к опыту Джорджа Миллера — режиссера всех «Безумных Максов». Не стоит делать что-то заведомо несуразное и проходное из своей идеи. Свою мечту лучше лелеять несколько десятилетий, но не разменяться на пустой звон, к слову о масс-экшне вроде Мстителей и других подопытных хомячков Марвел.
Путь «Безумного Макса» Джордж Миллер выразил тремя ключевыми фразами: «Я ЖИВ. Я УМЕР. Я ВОСКРЕС». Трилогия с Мэлом Гибсоном жила, дав нам психологизм, потерю и метания героя. И умерла дабы воскреснуть в безумной ярости и жестокости новой, надеюсь, трилогии по-настоящему «Безумного Макса».