13 апреля молодой воронежский писатель Сергей Шишков презентовал роман «Юность: удалить». Корреспондент «P.S. — 5 сов» узнал, с какими трудностями столкнулся автор при написании книги и какие три фактора «порождают желание творить».
— Первые наброски ты сделал уже в 2013, но роман вышел в свет только в 2019. Насколько сложным был процесс создания книги от написания до издания?
— Это первый массовый тираж. Он небольшой — 35 экземпляров. Сама книга была закончена год назад. Сначала я не предполагал, что получится целый роман: просто были наброски, которые постепенно превратились в эпизоды, эпизоды в главы, а главы стали большим произведением.
Большая трудность заключалась в нехватке опыта, ведь раньше я не писал крупные произведения. Еще мне не хватало времени, потому что параллельно приходилось работать. Порой было мало вдохновения. Были периоды, когда я вообще не притрагивался к книге. Может быть, это отразилось на произведении, и где-то есть недочеты. Но я доволен своей работой, в итоге все главы стали логичны и последовательны. Получилась, как мне кажется, хорошая история.
— Ты не боишься критики?
— Скорее нет. Сколько людей, столько и мнений. Возможно, не все поймут мой замысел. Но это моя первая большая работа. Пусть она будет с ошибками, зато теперь я знаю, как надо начинать, где должна быть середина, на чем закончить. Это хороший опыт.
— «Вход на мероприятие будет свободным — мне нужны читатели, слушатели, родственные души, но никак не покупатели билетов» — твоя фраза из соцсетей. Значит, ты не ищешь коммерческой выгоды?
— Изначально книга была способом познакомиться с крупной литературой, возможностью выговориться, поделиться мыслями с друзьями через художественный текст. Потом я задумался: «Раз уж получилось цельное произведение, почему не издать книгу?» Я начал сотрудничать с краудфандиговыми площадками (они помогают собирать от фанатов денежные средства на издание — прим. ред.), с различными порталами, пабликами во ВКонтакте. И процесс пошел. Сейчас имеем, что имеем. Есть презентация, интерес к ней, есть издание, и работа продолжается. Чем все закончится, пока не знаю.
Что касается самой презентации… у меня нет цели продавать. В этот день я не планирую крупных продаж или вычурных автограф-сессий. Это творческий вечер, возможность поделиться мнением и задать вопросы. Презентация станет завершением большого этапа, который начался в 2013 году.
— Истории из твоей жизни перекликаются с описанным в романе?
— С одной стороны, в книге собрано несколько образов, и из них получилась вымышленная история. Но, с другой, — вполне реальная. Некоторые случаи и черты персонажей я взял из жизни и частично списал с себя. То, что в книге кажется банальным — скорее всего, выдумано. То, что кажется сложным и ненастоящим, — истории из жизни.
— Ты впервые делишься своими мыслями с читателями. В какой момент ты понял, что хочешь этого?
— Сейчас я хочу быть писателем, но еще несколько лет назад и не предполагал, что такое возможно. Хотя тяга писать была всегда. В школе я учился в гуманитарном классе, затем поступил на филфак ВГУ. Все это в совокупности повлияло на желание заниматься литературой. В школе это было идеей, в университете стало возможностью, а после вуза я начал целенаправленно писать.
— Ты писал, что давно размышляешь над участием в благотворительной деятельность. Это пока только на уровне рассуждений, или уже есть какие-то реальные действия?
— Пока я только размышляю. Думаю, здесь люди делятся на два фланга: одни занимаются благотворительностью просто так, другие делают это ради пиара. Но ведь разницы никакой: в обоих случаях фонды работают и помогают нуждающимся. Если у моей литературной работы есть будущее, коммерческая жила, то будет здорово обратить это в фонд. Возможно, я создам фонд для животных. Все нуждающиеся требуют внимания, но в отличие от людей, животные не могут сказать, что им нужна помощь.
— Что тебя вдохновляет?
— Банальные вещи: музыка, хобби, хорошая погода. Раньше я занимался веб-дизайном, пробовал делать сайты. Много времени посвятил электронной музыке — баловался с сэмплами, плагинами. Хочу заниматься этим дальше, но сейчас нет времени.
Могу выделить еще три фактора, которые порождают желание творить: любовь, ненависть (нежелание с чем-то мириться) и страх (боязнь не успеть что-то сделать). И вообще, оставить что-то после себя — прекрасная мотивация.
— Над чем ты работаешь сейчас?
— Я планирую выпустить сборник стихотворений в этом году. Такие сборники легче читать, чем прозу — они небольшие. А в мае-июне появится новый рассказ. Скорее всего он будет от первого лица — персонаж будет говорить. Думаю, это раскроет меня с другой стороны, и у людей появится возможность сравнить роман с новым произведением.
— А какие произведение ты посоветовал бы прочитать?
— Сейчас на моей полке книга кинорежиссера Дэвида Линча «Поймать большую рыбу: медитация, осознанность и творчество». Эта книга по саморазвитию может быть полезна начинающим писателям — таким, как я. Из художественного я бы посоветовал современные романы, детективы, триллеры. Мрачные детективные истории мне нравятся. Из классики — «Герой нашего времени», «Великий Гэтсби», «Евгений Онегин». Кстати, образы главных героев этих книг схожи с моими персонажами. И есть произведение, которое произвело на меня самое большое впечатление за последние три года, — книга психолога и психиатра Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она помогла мне серьезно посмотреть на человеческую психологию. Я много понял о формировании личности от рождения до смерти. И это помогло мне сформировать образы. Ведь у каждого персонажа своя история, родители, детство, комплексы. В моей книге как раз есть флэшбэки, которые позволяют понять, почему герой такой, какой он есть.
— Если бы ты мог пообщаться с любым человеком на планете, то кто бы это был, и что бы ты ему сказал при встрече?
— Американский стендап-комик Джордж Карлин. К сожалению, он уже не с нами. Но мне близки его мысли. Я бы спросил, что он думает про нынешние времена, потому что Карлин всегда говорил про реалии его времени: рассказывал про вещи, уродливые по своей природе, вещи глупые и банальные. Мир перенасыщен лишними сложностями, язык засорён, а идеалы подменены.
— А что ты сам думаешь по поводу современного мира?
— Раньше я был критичен во всем. Теперь считаю, что новые времена открывают новые возможности. Если человек недоволен и хочет что-то менять, то он может это сделать: сейчас свободы больше. То есть плохое никуда не ушло, но если чаще видеть хорошее, то можно добиться позитивных результатов.
Блиц-опрос
— Писать книги – это... тяжело.
— Мой день начинается с... недовольства. Я по природе такой — люблю покритиковать, пострадать, а потом в течение дня разгоняюсь, и все становится на свои места.
— Завтра я... постараюсь совершить еще одну маленькую победу.
— Меня раздражает... лицемерие.
— Когда я был подростком, я... боялся, что все пойдет не так. А сейчас все сложности превращаются в возможности.
Екатерина РЕДЧЕНКО
Фото автора
0 комментариев